Большинство западных аналитиков и даже лиц «принимающих решения», были застигнуты врасплох внешнеполитическими действиями России. К таким действиям они относят «аннексию» Крыма, военную помощь сирийскому правительству, внезапный вывод части российских войск из Сирии. Примечательно, что они к числу неожиданных относят резкое ухудшение отношений с Турцией, в чем Россия уж никак не была виновата.
Чтобы бороться с непредсказуемой внешней политикой России, берлинский Фонд науки и политики решил просчитать возможное реагирование российского руководства в различных гипотетических сценариях. Надо отметить, что как научный институт Фонд консультирует по внешнеполитическим вопросам парламент и правительство Германии, а также ЕС, НАТО и ООН. 50 сотрудников Фонда предприняли «мозговой штурм» и пришли к выводу, что в обозримой перспективе Россия может преподнести Европе и миру ряд неожиданностей. В текущем месяце Фонд опубликовал сборник статей 14 авторов, озаглавленный «Возможные сюрпризы. 11 направлений, по которым может пойти внешняя политика России». При этом подчеркивается, что «речь идет не о том, чтобы выдумать ситуации, а о том, чтобы додумать уже имеющиеся структуры и тенденции».
Короче, если раньше они просто пугали Европу «российской угрозой», то сейчас это сделают по науке, «додумав уже имеющиеся тенденции».
Попробуем разобраться, какими проблемами озаботились в Фонде. В сборнике четыре раздела: «ЕС», «Другие регионы», «Интернет, энергия и безопасность», «Евразия».
Первый раздел посвящен возможным действиям России с целью повлиять на результаты предстоящих выборов в Германии и Франции. Подчеркивается, что «Москва имеет возможность использовать широкий арсенал инструментов: от финансовой поддержки и экономического влияния до политической дискредитации и мобилизации меньшинств».
В отношении Германии предполагается использование Москвой темы беженцев и тезиса о том, что в Германии вновь поднимает голову фашизм, пропаганда среди российских немцев, развитие контактов с «пропутинской» партией «Единство» и правопопулистской «Альтернатива для Германии». А конечная цель всех предполагаемых и подробно прописанных усилий (в частности, «многогранной предвыборной антигерманской кампании») – дискредитировать канцлера Ангелу Меркель и добиться смены нынешнего курса ФРГ на более приемлемый для Кремля.
Конечно, было бы смешно заявлять, что России безразличны выборы в Германии или в других соседних странах, но можно было бы «и на себя оборотиться». В последние годы о возрождающемся фашизме из немецких журналистов не писал только ленивый. Всем понятно, что внешняя и иммиграционная политика, проводимые канцлером А.Меркель, стали причиной появления партий «Единство» и «Альтернатива для Германии». Россия не собирается указывать канцлеру на необходимость смены политики в отношении России, об этом ей говорят не только немецкие бизнесмены, но и депутаты бундестага. И эти тенденции крепнут, и будет неудивительно, если партия Меркель проиграет выборы, а сама канцлер сойдет с политической арены. Следует полагать, что новое руководство Германии прекратит слепо следовать за США, а будет более прагматичным во внешнеполитических вопросах, в первую очередь, в отношении антироссийских санкций, в чем Россия действительно заинтересована. Непонятно, почему в ходе «мозгового штурма» аналитики Фонда не задумались об этом.
Во Франции, считают специалисты Фонда, Россия постарается повлиять на результаты предстоящих президентских и парламентских выборов, «чтобы ультраправый Национальный фронт стал крупнейшей партией в парламенте, а его лидер Марин Ле Пен получила от новоизбранного президента-республиканца поручение сформировать правительство. А оно проводило бы пророссийский, евроскептический и антиамериканский курс». И причем тут Россия? Рейтинг президента Франсуа Олланда почти за год до выборов уже «ниже плинтуса». В стране открыто говорят, и не только М.Ле Пен, что в политических вопросах он строго следует указаниям из Вашингтона, что он лично виноват в ухудшении отношений с Россией, бездействии в борьбе с ИГИЛ и разгуле террористов в стране.
Представляется, что Олланд может быть президентом до выборов, но не долее, и для этого России даже не придется прилагать никаких усилий. Национальный фронт под руководством Марин Ле Пен набирает силу от одних выборов к другим, а после последних побед на муниципальных выборах может победить и на парламентских. Вот только Россия к победам Фронта непричастна и не принимала участия в этом процессе, большинству французов и самим ясно, что перемены во внутренней и внешней политике необходимы. Берлинский Фонд устраивает существующее положение, а потому приходится «додумывать» действия после ухода Олланда. Аналитики Фонда правы в том, что Россию устроит президент, который восстановит добрые отношения между нашими странами, а уж как Франции вести себя с США и Евросоюзом он и сам решит.
В разделе «Другие регионы» Фонд разрабатывал рекомендации для таких гипотетических сценариев как «снятие Россией эмбарго на признание Косово, если Сербия не прекратит сближение с ЕС и НАТО, договор Москвы с Токио о Курилах, а также вытеснение США как ключевого партнера Ирака». Представляется, все уже заметили, что Россия в своих отношениях с Сербией и Болгарией, «братушками» - славянами, правительства которых соглашаются на антироссийские действия по указкам «сверху», переходит на «хозрасчет», если можно так выразиться. Во всех вопросах теперь предполагается принцип «утром деньги, вечером стулья». И нечего им, спекулируя нашим славным историческим прошлым, надеяться на поблажки и т.п. Мы помним совместное прошлое, но России не нравится, что правители «братушек» о нем забывают и за подачки с Запада хотят стереть память о нем у собственных народов. Что касается их стремления стать членами Евросоюза и НАТО, то флаг им в руки. В Восточной Европе есть примеры того, что дало такое сближение нашим бывшим союзникам. Помимо экономических трудностей и массового оттока населения в благополучные страны Запада, некоторые из них даже попали в число целей для нанесения ракетного удара.
Каким боком российско-японские переговоры о Курилах касаются Германии и Европы в целом, сказать трудно. Видимо, специалисты Фонда тоже осознают, что Токио придется пойти навстречу России, несмотря на воинственные заявления некоторых официальных лиц Японии. Японским политикам и экспертам Фонда уже ясно, что «ядерный зонтик», прикрывавший страну все послевоенные годы, в настоящее время «продырявился». США не будут ввязываться в войну против России и Китая из-за Японии, так как это чревато ответными ударами по территории Америки, а они этого не хотят. Четыре курильских острова не стоят таких жертв.
Что же касается Ирака, то «вытеснение США» это что-то из области фантастики. Подменять международную коалицию во главе с американцами в борьбе с ИГИЛ в Ираке Россия не собирается. Даже иракские курды «питаются с рук» американцев. У США там надежные позиции на много лет вперед, а взваливать на плечи восстановление разрушенной страны, раздираемой религиозными и этническими противоречиями, России ни к чему, своих забот хватает. Почему до этого не додумались сотрудники Фонда непонятно.
Видимо, решили выжать максимум денег на гипотетических сценариях.
К таким же гипотетическим относятся предположения о «создании Россией в содружестве с Китаем и Индией сети EurasiaNet, которая раскалывает всемирный Интернет на две части, выход России из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности в ответ на развертывание системы ПРО в Европе и отмена Москвой монополии «Газпрома» на экспорт газа». Что тут можно сказать?
Прогресс неудержим, а потому создание новой сети не кажется невозможным, а пользователь сам выберет, что ему нужнее и выгоднее. Придется делиться денежками, а что делать – рынок. Ничего личного.
Что касается ракет, то у нас есть пословица – «не буди лихо, пока оно тихо». Неужели на Западе думают, что Россия не предпримет никаких ответных действий на развертывание противоракетно-ударноракетной системы у своих границ? Могу предупредить, хоть это и тайна для Запада, - ответ будет эффективный. Пока Фонд пусть додумывает судьбу развернутых баз, да и стран, где они находятся. Опубликование результатов будет полезнее для всех консультируемых Фондом организаций и стран.
А с «Газпромом» все просто: все помнят у кого контрольный пакет акций? У государства, и только его руководство определяет, кто и куда будет экспортировать стратегические материалы.
Раздел «Евразия» касается гипотетических сценариев вторжения российских войск в Казахстан после смерти президента Н.Назарбаева и избрания нового, националистически настроенного главы государства. Специалисты Фонда прописывают схему возможного объединения Северной и Южной Осетии в Республику Аланию в составе РФ и набрасывают сценарий переформирования правительства России после осенних выборов в Думу. Тут проглядываются желания экспертов Фонда перемен в Казахстане и обострения отношений России с Грузией.
Россия и Казахстан являются членами ОДКБ и в случае просьбы правительства о помощи, то она будет оказана, но не обязательно российскими войсками. Есть и другие члены организации, которые также не заинтересованы в росте этнических противоречий в соседней многонациональной стране. Южная Осетия уже высказывала пожелание войти в состав России и воссоединиться с Северной Осетией. Тут важно, чтобы власти Грузии осознали, каким образом произошло расширение их республики за счет Абхазии и Южной Осетии, и как на это еще в те времена смотрело местное население. Все материалы в открытой печати, изучайте, господа, и уже тогда «додумывайте». Абхазы с оружием в руках доказали, что они никогда не вернутся в состав Грузии, слишком дорого для них и культуры Республики Абхазия обошлась жизнь с грузинами. В Южной Осетии грузинские войска тоже оставили, мягко говоря, неприятные воспоминания. Последний раз в 2008 году, когда грузины стреляли не только по осетинам, но и по российским миротворцам. Поэтому вполне возможно, что в нужный момент воссоединение Осетий и произойдет, чтобы ни говорили при этом Германия, ЕС и НАТО.
Про будущее правительство России уже сейчас можно сказать, что оно будет проводить жесткую прагматичную внешнюю политику.
Излишних запросов не будет, но и уступок при попытках ущемления российских интересов ждать не следует. Кстати, не исключено, что новое правительство после отмены санкций, продленных до 31 января 2017 года, рассмотрит вопрос в отношении каких стран стоит продлить эмбарго на поставки оттуда ряда продуктов. Как говорится, «вашим добром - вам и челом». Собственного производителя будем защищать, как принято в «цивилизованных» странах.
Подводя итог разбора «11 направлений, по которым может пойти внешняя политика России», хочется сказать, «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». Глубоко сомневаюсь в том, что оценки политических сценариев и рекомендации Фонда науки и политики, даже если они окажутся точны и целесообразны, будут приняты правительством Германии, ЕС и НАТО как руководство к действию без «одобрямс» из-за океана. Ведь там уже сейчас смотрят на многие процессы в Европе совершенно с другой точки зрения. Представляется, что Фонд мог бы заняться более близкими проблемами: как удержать членов ЕС от подражания Великобритании; что делать с некоторыми членами НАТО, пытающимися спровоцировать Россию на войну; что делать, если обманутый Эрдоган откроет беженцам дорогу в Европу, или как Меркель отчитаться в израсходовании громадных сумм на содержание беженцев с Востока и Африки, от которых за последний год одни неприятности. И это не гипотетические сценарии.
Впрочем, Фонд еще не закрылся, может и займется