Развитие ситуации в Турции беспокоит и ее европейских соседей, и американских союзников. Страна в настоящее время развивается непредсказуемо.
Чистки, начавшиеся после провала военного переворота во всех структурах государственного аппарата и силовых ведомствах, затрагивают не только явных или скрытых противников Эрдогана, но и лояльных госслужащих, и его соратников, по тем или иным причинам впавших в немилость или вызвавших неудовольствие турецкого президента.
В стране не существует социальной или профессиональной группы, которая избежала бы обвинений в поддержке переворота. Ни система образования, ни армия, ни спецслужбы, ни профсоюзы и молодежные организации, ни религиозные структуры и фонды (особенно связанные с Ф. Гюленом, бывшим соратником Эрдогана) не избежали репрессий.
В преддверии встречи российского и турецкого лидеров, которая может открыть новый этап отношений Москвы и Анкары, знать, что происходит в кулуарах и в экономике этой страны тем более важно, что наши разногласия, в том числе по Сирии и политике Турции на постсоветском пространстве никуда не делись и могут обостриться в любой момент.
Экспрессивный и непредсказуемый характер президента Эрдогана этому способствует.
Горе побежденным
23 июля был опубликован текст первого постановления турецкого правительства, принятого в рамках режима чрезвычайного положения (РЧП) и имеющего силу закона.
К основному тексту постановления имеется пять приложений, которые определяют круг структур, чья принадлежность к организации Ф. Гюлена или контакты с нею установлены, вследствие чего они закрываются.
Тогда Эрдоган указал на то, что резонансные теракты в Суруче и Анкаре произошли якобы в результате действий сторонников имама в генеральном директорате безопасности полиции, парализовавших работу этой структуры.
В реальности все иначе. В результате массовой чистки в полиции от «сторонников Гюлена» произошел отток квалифицированных кадров и началась подковерная борьба за главенство.
По первому вопросу Фидан вел основную работу по организации перемирия с Рабочей партией Курдистана (РПК). Не его вина, что этот проект Эрдоган свернул в угоду своим внутриполитическим интересам. Фидану принадлежала главная роль в подкупе курдских кланов накануне парламентских выборов в ноябре 2015-го.
Что касается джихадистов в Сирии, МИТ обеспечивала функционирование логистических каналов материально-технической поддержки всех структур исламистского сопротивления, от «Джебхат ан-Нусры» до «Исламского государства».
В свое время именно Х. Фидан предложил признать ИГ и вести с ним диалог о сосуществовании. Резонансные теракты против прокурдских митингов в Суруче и Анкаре в прошлом году, очевидно, также не прошли мимо МИТ.
Но он и бывший премьер-министр А. Давотоглу решили навязать Эрдогану линию поведения по курдскому вопросу и взаимоотношениям с Западом. Это оказалось достаточно для того, чтобы Фидана заподозрили в измене, от участия в путче до тайных связей с Гюленом.
Вопрос его отстранения от занимаемой должности «завис» по одной причине: неясно, что с ним делать. Для его ареста мало улик. О почетной ссылке послом в США речь более не идет, но и направлять его послом в Японию, как планировалось ранее, нельзя. Фидан знает так много, что если он вдруг «выберет свободу», станет проблемой хуже Гюлена.
Чистка госаппарата и силового блока предполагает взлет по карьерной лестнице молодых турецких «хунвейбинов», костяк которых составят члены «Отоманского клуба» под руководством О. Окаклари. Не исключено, что кто-то из руководства этой организации возглавит МИТ.
Экономические последствия политической бури
В связи с последними событиями Фонд (Вакуф) политических, экономических и социальных исследований SETAV дал оценку положению турецкой экономики в период чрезвычайного положения.
Известный своей проправительственной ориентацией фонд не попал в список 104 запрещенных.
Но его данные далеки от оптимизма. Так, национальный индекс-100 на стамбульской бирже в день переворота 15 июля находился на отметке 82,825. К 21 июля он упал до 72,255. К 27 июля показатель достиг отметки в 75,076, однако говорить о том, что падение отыграно, преждевременно.
Курсы лиры к доллару и евро 15 июля составляли 2,89 и 3,21 соответственно. К 21 июля стоимость национальной валюты упала до 3,07 и 3,38. 27 июля лира поднялась до 3,04 и 3,34, но рост этот символический. 3,0 за доллар – важная психологическая отметка.
Пока ясно, что ВВП на душу населения не вырастет, как продекларировало руководство страны, с 9 200 до 20 000 долларов США к 2023 году.