Хроники «хлебного перемирия» 24 июня 2017
Новости концлагеря «Украина» 23.06.2017
Обзор карты боевых действий, оперативная сводка по Сирии 23.02.2017
Ситуация в Сирии 23.06.2017

16:13 24-06-2017
Саудовский Принц Мухаммед Бен Салман: «Я больше не буду «мягко относится» к Путину, мы можем уничтожить российские силы в Сирии за 3 дня»
14:29 24-06-2017
Сотрудник крымского «Радио Свободы» пожаловался на кураторов из Госдепа
13:57 24-06-2017
Похоже, задрались. Германия готовит санкции против США
11:27 24-06-2017
Финал любительского чемпионата Украины по футболу не был доигран из-за беспорядков (видео)
09:55 24-06-2017
Светлану Алексиевич разыграли пранкеры
08:58 24-06-2017
Миссия ОБСЕ поддержала предложение о создании зон безопасности в Донбассе
08:13 24-06-2017
Грузин Саакашвили угрожает Порошенко вывести украинцев на улицы
08:09 24-06-2017
Семь украинских полицейских ранены в результате взрыва в Мариуполе
07:57 24-06-2017
Сирийские войска впервые отбили у ИГ* часть провинции Дейр-эз-Зор
20:17 23-06-2017
«Отомстила за всех»: в Адыгее выпускница со сцены заявила о незаслуженной медали дочери чиновника
20:12 23-06-2017
Завкафедрой судмедэкспертизы МГМУ дал оценку делу «пьяного мальчика»
16:22 23-06-2017
Донбасских детей не принимают в оздоровительные лагеря в Крыму
15:58 23-06-2017
Лавров: Россия будет отстаивать права соотечественников на Украине
14:03 23-06-2017
Обычное киевское утро
13:59 23-06-2017
Хэрои не летают!

Премьер Грузии открыл завод по производству безалкогольных напитков

Каха Каладзе готовится к отставке

Глава Ассоциации друзей АР во Франции — на приеме у Ильхама Алиева

Латвийская Национальная опера откроет свои тайны

Французский арбитр пытался дисквалифицировать белорусских гребцов на юниорском ЧЕ в Белграде

«    Июнь 2017    »
19202122232425

» » » Илон Маск, глава SpaceX: «Русские хотят меня убить»

Илон Маск, глава SpaceX: «Русские хотят меня убить»

Сможет ли наш новый корабль «Федерация» поставить крест на проекте Dragon

Как передаёт Twitter компании SpaceX, корабль Red Dragon («Красный дракон») не позднее 2018 года полетит на Марс. Есть версия, что Илон Маск, глава SpaceX, именно таким образом отреагировал на сообщение о начале реализации в «железе» перспективного российского космического корабля «Федерация». Хотя в Америке разрабатываются еще два космических проекта — Dream Chaser и Orion, конкуренция за мировой рынок коммерческого космоса в третьем десятилетии 21 века, судя по всему, развернется между SpaceX и РКК «Энергия».

Для этого есть все предпосылки. Прежде всего, заокеанское экспертное сообщество убеждено, что НАСА ставит на именно программу Dragon. В частности, об этом сообщил Джефф Фауст, который является издателем The Space Review и старшим штатным сотрудником SpaceNews. Он пишет, что американское Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства придало проекту Илона Маска статус «миссии пригодности». Лоббируют интересы SpaceX американские «ястребы» во главе с Джоном Маккейном, который на каждом углу твердят о необходимости отказа от российских двигателей РД-180 в пользу ракетоносителя Falcon 9.

Кроме того, в США надеются, что Илон Маск расквитается с Москвой за позор «12 апреля 1961 года». Так, 14 апреля 2016 года The Moscow Times опубликовала статью «Россия vs Элон Маск: запуски в США угрожают главной роли Москвы в космическом пространстве». Её автор Мэтью Боднер начал с заявления Маска о том, что «моя семья боится, что русские меня убьют».

Журналист в этой связи отмечает: «Это ощущение ему можно простить. 9 апреля 2016 года, всего за несколько дней до празднования россиянами 55-й годовщины исторического полета Юрия Гагарина в космос, SpaceX успешно приземлил свою ракету на баржу в Атлантическом океане. Это была наглядная демонстрация того, что Маск стоит на пороге радикальной трансформации в космическом бизнесе, — в отрасли, в которой традиционно доминирует Россия».

Еще большие убытки Роскосмос понесет, когда SpaceX начнет доставку астронавтов на МКС, уверен Мэтью Боднер. Он ссылается на обещание главы частной аэрокосмической компании снизить стоимость «кресла» до $ 20 млн. Достигнуто это будет за счет доставки на орбиту в одной капсуле сразу 7 человек. Маск прогнозирует стоимость пилотируемой экспедиции на Dragon в размере $ 140 млн. Между тем, НАСА, по его словам, платит России по $ 70 млн. за билет в космос. Если американские планы сбудутся, то для нашей страны это будет означать ежегодную потерю $ 500 млн.

Но так ли это на самом деле? Начнем с официальных претензий НАСА к компании SpaceX. Агентство настаивает на том, чтобы в будущем корабль Dragon смог самостоятельно состыковаться с космической станцией, а не помощью роботизированной руки, как это осуществляется сегодня. Кроме того, заказчик недоволен запредельно высокой ценой, которая возникла из-за «двух отдельных транспортных средств с отдельными производственными линиями». Джефф Фауст подчеркивает, что для Америки принципиальное значение имеет стоимость доставки грузов на МКС, а также цена одного «кресла». При этом во главу угла ставится надежность. Всё остальное — вторично. Намек делается на чрезмерные амбиции миллиардера Илона Маска, который увлекся саморекламой и «фантастическими проектами» вроде полетов на Марс.

Эрик Сеедхоусе, автор книги «SpaceX's Dragon: America’s Next Generation Spacecraft» («Американский космический аппарат нового поколения: Dragon от SpaceX»), в предисловии задается самым главным вопросом: «Когда, если это вообще возможно, давно назревшие пилотируемые экспедиции будут исполнены?». В одной главе он пишет, что есть четкое понимание того, что космос не прощает мелочей, и разбирает инцидент, который произошел в начале марта 2013 года. Тогда потеря миссии стоимостью $ 133 млн.
оказалась вполне реальной из-за нештатной работы двигателей. Только благодаря усилиям ВВС США удалось передать новую программу управления и спасти контракт. Иными словами, пилотируемые полеты могут оказаться делом далекого будущего, несмотря на громкие заявления.

Итак, у компании SpaceX цена старта Falcon 9 составляет $ 133 млн., тогда как Роскосмос, по американским источникам, предлагает потенциальным клиентам запуски своих ракет Протон-М за $ 90 млн. при одноразовом старте, или $ 65 млн. за серию (по некоторым источникам — $ 50 млн.). При этом российский носитель выводит на геопереходную орбиту спутники массой до 6,7 тонны, а рекорд для Falcon-9 составил 5,3 тонны. Иными словами, реальная конкуренция возникнет тогда, когда Илон Маск снизит цену миссии хотя бы до $ 60 млн.

Показательно, что такие цели ставит сам глава SpaceX. Пока же он в своем бизнесе опирается исключительно на американский протекционизм, который «льет на него золотой дождь» из казны США.

«В мае 2014 года гендиректор SpaceX Илон Маск приподнял занавес на будущее Dragon V2, — пишет Эрик Сеедхоусе. — Он надеется, что в 2017 году его коммерческая компания будет доставлять специалистов на МКС. Это решение пришло как никогда вовремя. Буквально пару недель до этого вице-премьер РФ грозился не пустить астронавтов на космический корабль „Союз" в ответ на санкции из-за Украины». Фраза «как никогда вовремя» означает, что по иронии судьбы именно Майдан дал мощный импульс развитию компании SpaceX.

Однако вернемся к «конкурентным преимуществам» проекта Dragon перед российскими программами. Гарретт Райзман, представитель компании SpaceX, признался, что НАСА считает доставку сразу 7 астронавтов на МКС избыточным решением и настаивает на 4-х «креслах» в Dragon V2. Впрочем, и это решение не окончательное. Есть мнение, что оптимальным считается экипаж из 3 человек. Так или иначе, но в любом случае ценник в $ 20 млн. за билет достигнут не будет. В целом, агентству выгоднее вместе с небольшим экипажем доставлять и грузы.

Что касается многоразового применения, то и здесь НАСА вводит свои жесткие требования, вернее настаивает на продолжении одноразовых полетов. Национальное управление по воздухоплаванию считает, что для каждого полета должны будут использоваться исключительно новая ракета-носитель и новый корабль. Вторичное применение, которые Илон Маск считает своей фишкой, рассчитано на других клиентов, если те, конечно, найдутся.

И последнее — заказчик, по сути, отказывается от приземления на струях ракетных двигателей в пользу парашютной системы с включением тормозных двигателей на последних секундах. В докладе Райзмана так и сказано, что Dragon будет иметь примерно такую же систему посадки, как российский перспективный корабль «Федерация».

Учитывая всё вышеперечисленное и то, что российский корабль будет многоразовым, а также более низкую стоимость разработки «Федерации», компания SpaceX вряд ли в третьем десятилетии 21 века приблизится к стоимости полетов на нашем перспективном корабле. По инсайдерской информации из НАСА, американцы считают большой удачей, если Илон Маск достигнет нынешнего «русского прейскуранта». С другой стороны, заокеанские заказчики, безусловно, останутся в выигрыше. По их расчетам, конкуренция, как минимум, вдвое, уменьшит аппетиты Роскосмоса. При этом деньги, вложенные в компанию Илона Маска, вернутся за счет более дешевых стартов Роскосмоса.

Так или иначе, у разработчиков «Федерации» из РКК «Энергия» имеется талантливый и напористый соперник, к тому же прекрасно финансируемый. И если не учитывать этот факт, то в обозримом будущем Россия и впрямь может потерять лидирующие позиции в мировом космическом бизнесе.