Ночная сводка, 18 января
Хроники «новогоднего перемирия» 17.01. 2018
Ночная сводка, 17 января
Новороссия сегодня

12:58 18-01-2018
Рада отменила АТО и признала Донбасс «оккупированным»
12:36 18-01-2018
На Гайдаровском форуме неизвестный швырнул листовки в Чубайса
11:43 18-01-2018
Российские спортсмены могут выступить на Олимпиаде с гимном и флагом СССР
08:52 18-01-2018
Следственный комитет собрал доказательства, которые опровергают подмену проб на ОИ-2014
08:42 18-01-2018
КНДР и Южная Корея договорились пройти под одним флагом на Олимпиаде
08:26 18-01-2018
Рада не решилась разорвать дипотношения Украины с Россией
13:19 17-01-2018
Источник: в СФ и ГД подписали письмо о невозможности участия России в ПАСЕ
12:29 17-01-2018
Экс-главарь «Айдара»: Отставка Порошенко – или взрыв и кровь
09:53 17-01-2018
Крупнейший вуз Украины отменил занятия до весны из-за долгов за отопление
14:11 16-01-2018
Верховную Раду окружил митинг националистов — Россию сегодня официально объявят «агрессором»
13:43 16-01-2018
Похолодало. Киев снял санкции с российского поставщика угля «Южтранс»
09:08 16-01-2018
Литва внесла Кадырова в «список Магнитского»
08:15 16-01-2018
Генпрокуратуру просят проверить Грудинина после ситуации с зарубежными счетами
08:06 16-01-2018
Украина за 5 дней исчерпала годовые квоты на экспорт пшеницы и кукурузы в ЕС
18:58 15-01-2018
На Украине продают тарелки с лижущим Геращенко

Жизнь в Казахстане. Особое мнение

Метель в Молдове: отмены и задержки авиарейсов в аэропорту

Видеофакт: в Кишиневе задержали «продавцов счастья»

Правительство утвердило нового главкома Силами обороны Эстонии

FIFA представила первый за этот год рейтинг сборных. На каком месте КР

«    Январь 2018    »
15161718192021

» » » Марсу накинули миллиард мокрых лет

Марсу накинули миллиард мокрых лет

Марс оставался мокрым и имел огромные озера размером с озеро Онтарио на миллиард лет дольше, чем считалось ранее. К такому выводу пришли ученые, рассмотрев внимательнее русла полярных ручьев и бассейны высохших озер.

Последние озера и ручьи от таявшего снега существовали на Марсе гораздо позднее, чем это считалось ранее. К таким выводам пришли ученые, проанализировав последние снимки, присланные на Землю орбитальным научным зондом Mars Reconnaissance Orbiter.

Данные, полученные при съемке северных полярных регионов Марса, указывают, что огромные запасы жидкой воды существовали на планете на целый миллиард лет дольше так называемой влажной эпохи Марса — хорошо задокументированного геологического периода.

Это, в свою очередь, может внести поправки в наши представления об эволюции климата на Марсе, который мог оставаться пригодным для микробной жизни гораздо дольше.

«Мы обнаружили впадины, которые несли воды в бассейны озер, — рассказала Шэрон Уилсон, соавтор работы, опубликованной в журнале Journal of Geophysical Research: Planets Смитсоновского института. — Некоторые бассейны озер заполнялись и переполнялись, что говорит о значительном количестве воды в ландшафтах того времени».

В своей работе планетологи проанализировали особенности рельефа в так называемом высокогорном районе Арабиа Терра в северных полярных широтах планеты, снятые двумя камерами на борту аппарата MRO. Кроме того, использовались снимки, присланные более ранней миссией NASA Mars Global Surveyor и европейским зондом Mars Express, продолжающим свою работу.

«Одно из озер в этом районе сравнимо по размерам с озером Тахо, — пояснила Уилсон, имея в виду крупное озеро между штатами Невада и Калифорния, имеющее объем 188 куб. км. — Это марсианское озеро наполнялось водой, втекавшей из долины с южного края, и переливалось через кромку на севере, создавая поток воды в очень широкий бассейн, который мы назвали Харт Лейк.
Цепь озер и низин, являвшихся частью бассейна Харт Лейк, простирается на 150 км.

Ученые рассчитали, что, будучи заполненным, он мог вмещать до 2,8 тыс. куб. км воды, что больше объема озера Онтарио на севере США.

Озерная система Бумеранг Лейк

Авторы просчитали длину ручьев и объемы заполняемых ими озер и пришли к выводу, что наполнение бассейна водой носило сезонный характер. Чтобы определить эпоху формирования этого ландшафта, ученые обратили внимание на 22 метеоритных кратера, видимых в этом районе. Оценив наличие выброшенной из кратеров породы, они могли установить, являются бассейны озер старше кратеров или нет. Расчеты показали, что этот регион формировался 2–3 млрд лет назад.

То есть гораздо позднее, чем, как считалось ранее, Марс потерял львиную долю своей атмосферы, а большая часть воды замерзла.

Удалось ученым сделать и еще одно важное наблюдение. Рельеф озер в этом северном районе указывает на то, что климат был довольно холодным. «Скорость, с которой вода текла через эти лощины, соответствует ее появлению от таяния снега. Это не были стремительные реки. Это были простые речные системы, а не глубокие или сложные, какие мы видим в древних долинах раннего Марса», — пояснила Уилсон.

По словам ученых, аналогичные бассейны встречаются повсеместно на Марсе между 35-й и 42-й параллелями как к северу, так и к югу от экватора. Внешнее сходство и распространенность этих мелких затопляемых равнин указывает на то, что в свое время они были типичны для Марса, а не встречались в отдельном регионе.

«Главная цель исследования Марса — понять, где и когда присутствовала жидкая вода в количествах, достаточных для изменения рельефа планеты и, возможно, создания пригодных для жизни условий, — пояснил соавтор работы Рич Цурек из Лаборатории реактивного движения NASA. — Наша работа показала, в какие моменты вода видоизменяла поверхность раннего Марса сотни миллионов лет позже, чем считалось ранее, с намеками на то, что вода выпадала в виде снега, а не дождя».

То, что огромные массы воды продолжали сохраняться в северных широтах Марса на миллиард лет позже, дает надежду на успех будущих миссий по поиску замерзшей воды в этих широтах.

«На Марсе произошедшая в первые 500 млн лет катастрофа могла все следы (жизни. — «Газета.Ru») законсервировать в вечной мерзлоте, и, если мы можем найти в ней остатки каких-то органических соединений, белки или аминокислоты, это было бы очень интересно», — уверен завотделом ядерной планетологии ИКИ РАН Игорь Митрофанов.