Ночная сводка, 23 октября
Михомайдан день шестой
Ночная сводка, 22 октября
Михомайдан

09:41 23-10-2017
Саакашвили обещает «Украинскую сверхдержаву, которая будет диктовать условия Европе»
14:59 22-10-2017
Хиллари и Барак всё-таки сядут?! Трамп сдул пыль с уранового дела Клинтон
14:38 22-10-2017
Эксперты предложили Пентагону применять ракеты, нарушающие договор о РСМД
12:04 22-10-2017
Украинцы собирают подписи за депортацию Саакашвили в Грузию
11:24 22-10-2017
Выборы в Чехии. Несколько фактов
11:14 22-10-2017
Эрдоган объяснил, почему не может считать США цивилизованной страной
09:25 22-10-2017
В Турции началась масштабная операция против всех структур Сороса
09:07 22-10-2017
На могиле лейтенанта императорского флота в Нью-Йорке установили российский флаг
08:57 22-10-2017
Путин снизит себе зарплату в 2018 году
10:51 21-10-2017
Ще не вмерла? 21.10.2017
18:57 20-10-2017
Декоммунизация по-бердянски: Дзержинского переделали в казацкого полковника — с усами и в вышиванке
16:44 20-10-2017
Мадрид объявил о начале приостановки автономного статуса Каталонии
16:28 20-10-2017
Вынос мозга: «Тайна третьей планеты» как образец толерантности
16:13 20-10-2017
Лидеры ЕС согласовали общую позицию по ядерной сделке с Ираном
15:29 20-10-2017
Украина намерена достроить Хмельницкую АЭС

XML error in File: http://sodrugestvo.info/?feed=rss2

«    Октябрь 2017    »
16171819202122

» » » Марсу накинули миллиард мокрых лет

Марсу накинули миллиард мокрых лет

Марс оставался мокрым и имел огромные озера размером с озеро Онтарио на миллиард лет дольше, чем считалось ранее. К такому выводу пришли ученые, рассмотрев внимательнее русла полярных ручьев и бассейны высохших озер.

Последние озера и ручьи от таявшего снега существовали на Марсе гораздо позднее, чем это считалось ранее. К таким выводам пришли ученые, проанализировав последние снимки, присланные на Землю орбитальным научным зондом Mars Reconnaissance Orbiter.

Данные, полученные при съемке северных полярных регионов Марса, указывают, что огромные запасы жидкой воды существовали на планете на целый миллиард лет дольше так называемой влажной эпохи Марса — хорошо задокументированного геологического периода.

Это, в свою очередь, может внести поправки в наши представления об эволюции климата на Марсе, который мог оставаться пригодным для микробной жизни гораздо дольше.

«Мы обнаружили впадины, которые несли воды в бассейны озер, — рассказала Шэрон Уилсон, соавтор работы, опубликованной в журнале Journal of Geophysical Research: Planets Смитсоновского института. — Некоторые бассейны озер заполнялись и переполнялись, что говорит о значительном количестве воды в ландшафтах того времени».

В своей работе планетологи проанализировали особенности рельефа в так называемом высокогорном районе Арабиа Терра в северных полярных широтах планеты, снятые двумя камерами на борту аппарата MRO. Кроме того, использовались снимки, присланные более ранней миссией NASA Mars Global Surveyor и европейским зондом Mars Express, продолжающим свою работу.

«Одно из озер в этом районе сравнимо по размерам с озером Тахо, — пояснила Уилсон, имея в виду крупное озеро между штатами Невада и Калифорния, имеющее объем 188 куб. км. — Это марсианское озеро наполнялось водой, втекавшей из долины с южного края, и переливалось через кромку на севере, создавая поток воды в очень широкий бассейн, который мы назвали Харт Лейк.
Цепь озер и низин, являвшихся частью бассейна Харт Лейк, простирается на 150 км.

Ученые рассчитали, что, будучи заполненным, он мог вмещать до 2,8 тыс. куб. км воды, что больше объема озера Онтарио на севере США.

Озерная система Бумеранг Лейк

Авторы просчитали длину ручьев и объемы заполняемых ими озер и пришли к выводу, что наполнение бассейна водой носило сезонный характер. Чтобы определить эпоху формирования этого ландшафта, ученые обратили внимание на 22 метеоритных кратера, видимых в этом районе. Оценив наличие выброшенной из кратеров породы, они могли установить, являются бассейны озер старше кратеров или нет. Расчеты показали, что этот регион формировался 2–3 млрд лет назад.

То есть гораздо позднее, чем, как считалось ранее, Марс потерял львиную долю своей атмосферы, а большая часть воды замерзла.

Удалось ученым сделать и еще одно важное наблюдение. Рельеф озер в этом северном районе указывает на то, что климат был довольно холодным. «Скорость, с которой вода текла через эти лощины, соответствует ее появлению от таяния снега. Это не были стремительные реки. Это были простые речные системы, а не глубокие или сложные, какие мы видим в древних долинах раннего Марса», — пояснила Уилсон.

По словам ученых, аналогичные бассейны встречаются повсеместно на Марсе между 35-й и 42-й параллелями как к северу, так и к югу от экватора. Внешнее сходство и распространенность этих мелких затопляемых равнин указывает на то, что в свое время они были типичны для Марса, а не встречались в отдельном регионе.

«Главная цель исследования Марса — понять, где и когда присутствовала жидкая вода в количествах, достаточных для изменения рельефа планеты и, возможно, создания пригодных для жизни условий, — пояснил соавтор работы Рич Цурек из Лаборатории реактивного движения NASA. — Наша работа показала, в какие моменты вода видоизменяла поверхность раннего Марса сотни миллионов лет позже, чем считалось ранее, с намеками на то, что вода выпадала в виде снега, а не дождя».

То, что огромные массы воды продолжали сохраняться в северных широтах Марса на миллиард лет позже, дает надежду на успех будущих миссий по поиску замерзшей воды в этих широтах.

«На Марсе произошедшая в первые 500 млн лет катастрофа могла все следы (жизни. — «Газета.Ru») законсервировать в вечной мерзлоте, и, если мы можем найти в ней остатки каких-то органических соединений, белки или аминокислоты, это было бы очень интересно», — уверен завотделом ядерной планетологии ИКИ РАН Игорь Митрофанов.