Лента новостей

20:46 21-02-2017
В Раде отказались лишить Савченко депутатской неприкосновенности
19:58 21-02-2017
На Украине депутатам пригрозили уголовным делом за поддержку русского языка
16:53 21-02-2017
Штурм Аль-Баба
15:52 21-02-2017
Участники беспорядков на Майдане отправились на автобусе блокировать Донбасс
14:50 21-02-2017
Шойгу ответил Фэллону, призвавшему Россию не «совать лапы в Ливию»
14:02 21-02-2017
Песков прокомментировал блокировку Украиной заявления ООН по Чуркину
12:18 21-02-2017
Украина заблокировала в ООН принятие посвященного Виталию Чуркину заявления
11:56 21-02-2017
Савченко отказалась от депутатской неприкосновенности
09:41 21-02-2017
Мигранты спровоцировали массовые беспорядки в Стокгольме
09:23 21-02-2017
В Австралии легкомоторный самолет упал на торговый центр
20:42 20-02-2017
Скончался постпред РФ при ООН Виталий Чуркин
19:03 20-02-2017
Процесс пошел: Наливайченко подтвердил, что тоже передал США компромат на Порошенко
16:02 20-02-2017
Четверо российских военных погибли в Сирии при подрыве автомобиля
16:00 20-02-2017
В Кремле объяснили, почему Россия признала паспорта ЛНР и ДНР
15:36 20-02-2017
Лавров обвинил американские спецслужбы в прослушке российского посла
13:51 20-02-2017
Самолет рухнул прямо на улицу Нью-Джерси
13:06 20-02-2017
Армия Асада организовала убийственный котел иорданским наемникам...
10:04 20-02-2017
Иран заявил о стремлении создать союз с Россией на Ближнем Востоке
08:52 20-02-2017
Иракские генералы рапортуют о военных успехах в районе Мосула
22:47 19-02-2017
В центре Киева толпа радикалов устроила драку с «национал-полицией»
18:37 19-02-2017
Боевики АТО пикетируют администрацию Порошенко
17:07 19-02-2017
США направили в Южно-Китайское море авианосную ударную группу
10:29 19-02-2017
СК РФ открыл уголовное дело против экс-командира николаевской ОДШБ
07:45 19-02-2017
Порошенко ввел в действие решение СНБО о тотальном контроле интернета
17:39 18-02-2017
Владимир Путин подписал указ о признании документов ЛДНР в РФ
13:51 18-02-2017
Во Франции произошла серия взрывов в хранилище газовых баллонов
13:13 18-02-2017
Европейские будни: Боевики устроили массовые беспорядки со стрельбой в Харькове
10:16 18-02-2017
Порошенко вводит войска в Киев
18:01 17-02-2017
Российская Дальняя авиация нанесла удар крылатыми ракетами по сирийской Ракке
16:32 17-02-2017
СКР возбудил новое уголовное дело по факту обстрелов ДНР
15:16 17-02-2017
New York Times: «Евровидение-2017» на грани срыва
15:10 17-02-2017
Сирийская армия наступает на Пальмиру
13:57 17-02-2017
«Рука Москвы» обнаружилась в устроенной ветеранами «АТО» блокаде Донбасса
13:28 17-02-2017
В окрестностях Бахмута украинский спецназ готовит штурм позиций организаторов блокады
12:26 17-02-2017
Россия больно ударила Прибалтику по яйцам
08:00 17-02-2017
Киевские радикалы повесили портрет Бандеры на посольство Польши
23:08 16-02-2017
Клоуны из иСБУшки завели уголовное дело на Прилепина
18:27 16-02-2017
От Порошенко потребовали возобновить торговлю с Россией
18:23 16-02-2017
Тиллерсон призвал Кремль оккупировать Украину?
18:06 16-02-2017
Зорян Шкиряк призвал заблокировать российские соцсети на Украине
17:57 16-02-2017
Путин призвал ФСБ заняться украинской террористической угрозой
17:19 16-02-2017
В Варшаве сообщили о сотнях тысяч украинских беженцев
16:55 16-02-2017
Пранкеры Вован и Лексус разыграли американского сенатора Маккейна
14:57 16-02-2017
В Николаеве негде хоронить, все места заняли «АТОшники»
12:56 16-02-2017
Автоледи записала на видео, как сбила пешеходов во Владивостоке
Все новости

Архив публикаций

«    Февраль 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728 

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru

» » » Учителей и учеников ждут очередные хорошо забытые «новшества»

Учителей и учеников ждут очередные хорошо забытые «новшества»


Министр образования Ольга Васильева предлагает вернуть дежурство учеников по уборке классов, работу на пришкольных участках и сельскохозяйственные бригады в сельских школах. Об этом она заявила, выступая на заседании комитета по науке Совета Федерации, и получила от сенаторов поддержку своим идеям.  

Не растить белоручек, приучать детей к труду, воспитывать не потребителей, а созидателей, безусловно, необходимо. Об этой необходимости значительная часть россиян говорила, кстати, и тогда, когда отменяли, а точнее запрещали законодательно и уборку классов школьниками, и труд на пришкольных участках, и ведение сельскими школами собственного подсобного хозяйства. Но тогда, в начале двухтысячных, были модны совсем другие лозунги, и разумные, как теперь выясняется, доводы не были услышаны. За последнюю четверть века в школе, в самом её укладе многое было порушено, в том числе, и, казалось бы, основа основ – отношение к трудовому воспитанию. Но кое-что педагогам удалось сохранить, даже вопреки указаниям чиновников от образования. 

Несколько лет назад мне частенько приходилось бывать в Алексеевской школе Базарно-Карабулакского района Саратовской области. Если дело было летом,  директор сразу вела меня на огород и показывала, что посадили-вырастили. А если приезжала осенью, спускались мы с ней в подвал и любовались  закромами с морковью и свеклой, рядами банок с солеными огурцами и квашеной капустой. Школьное подсобное хозяйство не только обеспечивало овощами школьную столовую, подкармливало ребятишек из малообеспеченных семей, но и учило школьников жить и работать на земле. Весь процесс от проращивания семян до ухода за плантациями огурцов, кабачков, до рубки и  засолки капусты проходил при их непосредственном участии. 

Дети даже не догадывались, что учителя оформляли эту работу как практические занятия по ботанике или уроки «технологии», которые в данном случае лучше все-таки называть по-старому – домоводством.  

Таких школьных огородов, как в Алексеевке, в Саратовской области было немного, но они были. И в других областях тоже были. Даже на фоне повсеместного массового закрытия сельских ПТУ.

Потому что сельские учителя не понимали и не хотели понимать, как можно полностью искоренить обучение работе на земле и с землей сельских ребятишек? Вот только  руководители школ просили журналистов о своих «огородах» не писать и сюжеты для TV не снимать, чтобы не привлекать к себе ненужного внимания проверяющих. Как вы думаете, обрадуются теперь эти директора вновь возникающей необходимости создавать при школе сельхозбригады и трудовые лагеря? Мне почему-то кажется, что если и обрадуются, то далеко не все. Большинство воспримет это как очередную головную боль. Потому что с тем же рвением, с которым полтора десятка лет назад чиновники искореняли труд школьников на приусадебном участке, теперь они же начнут требовать его внедрения. Но как в условиях ограниченного бюджета, в отсутствии "родного колхоза", при наличии проблем с земельными участками и жесточайшем контроле детских оздоровительных лагерей  организовывать работу  школьного трудового лагеря? 

Разве не прав участник одного из обсуждений новации министра, написавший в соцсетях: «По поводу сельских бригад у меня вопрос: какими они будут? С тракторами и комбайнами или с лопатами и тяпками? Г-жа министр имеет представление, во сколько обойдётся содержание такой школьной бригады (техника, гсм, ремонт, инфраструктура, наличие хотя бы одного квалифицированного механизатора)"? То же самое  можно спросить и о деятельности   лагерей  труда в современных условиях.  Насколько реально, по мнению Минобра, повсеместное их создание на базе школ?    


Быть может, стоит, наконец, начать не сверху повсеместно запрещать или, напротив, категорически внедрять те или иные методы трудового, патриотического, нравственного воспитания, а просто поставить задачу, четко заявив очевидное: школа не только образовывает, но и участвует в воспитании подрастающего поколения.

И дальше – разрешить школам самостоятельно, в соответствии с собственными возможностями, со своим, приобретенным немалыми усилиями опытом  решать, как превращать школьников в нормальных взрослых людей: любящих труд и умеющих трудиться, любящих Родину и желающих ее защищать. 

«Сколько бы мы ни говорили на педсоветах и на серьезных совещаниях в райцентре, что нашей земле, нашему селу сегодня, как никогда, нужен рачительный хозяин, выпускники сельских школ вряд ли таковыми станут, если им с детства не будут привиты не только интерес и любовь к родному краю, но и навыки деятельного участия  в жизни родного села», –  писала мне три года назад Александра Николаевна Требунская, директор школы из небольшого села Дмитриевка, расположенного в саратовском Заволжье в сотне километров от границы с Казахстаном.  
 
Слова «деятельное участие», подразумевающие работу, дело, труд, - главные в этом высказывании сельского педагога. Чтобы ученики считали не только своим долгом, но и радостью деятельное участие в жизни родного села, учителя Дмитриевской школы сделали общим делом школы охрану природы, окружающей Дмитриевку.  А это степь, почти полупустыня, где труд земледельца едва ли не равен труду шахтера. С решением «экологических проблем» дети и взрослые здесь сталкиваются ежедневно. Учителя придали этой работе еще и научный характер. Школьники в ходе летней полевой практики изучают состав почвы в окрестностях села. Проводят мониторинговые исследования  входящей в Красную книгу флоры. Совместно с сотрудниками Роспотребнадзора проводят химический  анализ воды в реке Большой Узень, на берегах которой расположена Дмитриевка, очищают берега от  мусора, озеленяют их. Ищут способы борьбы с сорняками, убивающими порой чуть ли не половину урожая. За последнюю работу, проведенную на полях отца-фермера, ученица Дмитриевской школы Настя Енина получила, между прочим, премию Президента РФ. 

Пример этой сельской школы – один из великого множества. Журналистская работа дала мне возможность в последние десятилетия познакомиться с огромным количеством педагогов сельских и городских школ из разных регионов России, избравших экологические программы и проекты для воспитания человека деятельного, ответственного, морального.  И трудолюбивого. Не случайно в конце девяностых – начале двухтысячных годов именно эти проекты и программы ложились в основу воспитательной работы многих школ! В занятиях экологией мощная деятельная и общественная составляющая. А учителя, не смотря на различные нововведения, всегда отлично понимали: школа обязана научить ребенка и учиться и трудиться. Школа не может не воспитывать.

По всей стране школьники в рамках экологических проектов ухаживают за родниками, высаживают деревья, прокладывают экологические тропы, убирают дворы и скверы.  Разве этот, уже апробированный, вариант не один из методов трудового воспитания?

Разве реальное решение экологических проблем и задач, больших и малых, коих в нашей стране великое множество, не  является для школьников уроком, говоря словами министра, «не потребительского, а созидательного»,  деятельного, бережливого отношения к своей школе, своему городу, селу, стране?
Жаль только, что сейчас экология оказалась не предусмотренной ФГОСами,  ей почему-то отвели место третьестепенного предмета, потихоньку выдавливаемого из школы. Интересно, через сколько лет мы начнем сожалеть теперь уже об этом  – когда города и леса, как в страшном фантастическом романе, будут погребены под высоченными горами мусора, не желающего разлагаться? 

Все по теме: образование

АКТУАЛЬНО

Добавьте комментарий

  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Наверх