Новостной обзор

Итоги недели. С державой что-то не то
37
Хроники «хлебного перемирия» 23 июля 2017
60
Хроники «хлебного перемирия» 22 июля 2017
63
Хроники «хлебного перемирия» 21 июля 2017
86
Хроники «хлебного перемирия» 20 июля 2017
89

Лента новостей

17:29 23-07-2017
Делегация США на позициях боевиков АТО обещает «восстановить целостность Украины»
15:18 23-07-2017
Лидер демократов в сенате призвал не винить Россию в проигрыше Клинтон
14:51 23-07-2017
Моника Беллуччи предстала в «мальчиковом» образе для съемок в глянцевом журнале
14:46 23-07-2017
Ким Кардашьян выбрала откровенный наряд для ужина с Канье Уэстом
14:44 23-07-2017
Исполнитель роли отца Кевина МакКаллистера в фильме "Один дома" скончался в гостиничном номере
14:14 23-07-2017
Немецкий министр приветствует шаги ЕС по принятию санкций против Польши
14:10 23-07-2017
Пентагон назвал Россию «огромной угрозой» для США
14:05 23-07-2017
Футболисты сборной Сальвадора покусали игроков команды США
14:03 23-07-2017
В России заочно арестовали украинского военного прокурора
10:14 23-07-2017
Правила подсчёта правильных трупов
10:11 23-07-2017
Британские подводники не могут качать порнуху
20:02 22-07-2017
Гарри Путтин и тайная комната
19:17 22-07-2017
Новости стационара: Подразделения ВСУ в ходе ротации «продают» позиции вновь прибывшим
17:06 22-07-2017
Украинские силовики продают позиции у линии соприкосновения
16:54 22-07-2017
В ДТП в Одесской области погибла корреспондент издания «Страна.ua»
Все новости

Чемпионат России по футболу: грузинские легионеры — тур II

Премьера Грузии и двух министров обвиняют в коррупции

Премьеры Грузии и Израиля обсудили рост торговли между странами

Баку готовится к международному конкурсу «Кубок моря – 2017»

В Чернобыльской зоне отчуждения задержали туристов из Латвии

Архив публикаций

«    Июль 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 



» » » Блеск, ложь и нищета медиа-политики

Блеск, ложь и нищета медиа-политики

Почему расходятся приоритеты государства и тех, кто по его же заказу «говорит и показывает»

Блеск, ложь и нищета медиа-политикиБлеск, ложь и нищета медиа-политики


Если кто помнит, уже позапрошлый, 2014-ый год в стране официально был объявлен Годом культуры. Не погрешу против истины, сказав, что большая страна эту «мелочь» не заметила. И дело не столько в разразившемся кризисе и навалившихся заботах, в общем-то, от культуры совсем далёких. Дело в том, что страна продолжает (пока, во всяком случае) активно жить скважинами.
 
Одна, нефтяная и она же газовая, питает, — правда, всё с большими перебоями, — федеральный бюджет. В прямом смысле, материально. Это, так сказать, российский аналог древнеримского хлеба. Другая скважина отвечает за зрелища — замочная (ударение на второй слог, потому как зАмки новых феодалов — тема близкая, но не эта, а сопутствующая). И приходится с горечью признавать, по части зрелищ замОчная скважина — идеальный трансформатор нематериальных ценностей для сегодняшних россиян.
 
Уже общепризнано — ещё каких-то два года назад мы жили в другой стране. Но сейчас, стоит включить телевизор и остановить своё внимание на подавляющем большинстве неновостных программ, — как будто ничего и не произошло, а только приснилось.
 
На праймовой витрине — то известный актер, когда 2 ведущих федеральных телеканала наперегонки друг с другом, на протяжении двух суток подряд, втаскивают соотечественников в дикие разборки: как, когда, сколько раз, почему и чем (!) он избивал свою жену. Или транслируется студийное препарирование внебрачных детей какого-нибудь другого медийного лица, — тоже желательно актера. Который пережил не кризис, судя по всему, а скорее прелести среднего возраста, с предоставлением возможности высказаться перед миллионами в формате целого монолога его подруге, родившей ему, при живой жене, ребёнка.
 
И это трясение чужими ширинками, порой с анализом ДНК, а часто без оного — каждый день, каждый вечер. И сами мельтешащие персонажи уже стирают свои знаки отличия друг от друга, превращаясь со своим талантом и всеми прежними заслугами в исходный материал, в некий навоз, от удобрения которым продюсерами хорошо растут рейтинговые урожаи.

Но если без ёрничества действительно поверить в то, что страна поднимается с колен. И в то, что русский мир пережил преображение, — как и в то, что военное противостояние в Донбассе и только что завершившееся российское военное присутствие в Сирии — это очищение огнём и закалка по-настоящему справедливой модели мироустройства.
 
Тогда с какой стати к этой новой реальности в качестве упаковки прилепилась старая, тысячу раз протухшая за минувшие 20 с лишним лет, попсовая дребедень из сплетен и позорных скандалов гламурных лицедеев и пройдох, с одной стороны, а с другой — приехавших из ближних и дальних деревень маргиналов? Уж они-то одно сообразили — вырядиться по случаю визита в студию ЦТ в пёстрые наряды, но не фильтровать на записи родимый мат из своих обветренных ртов.

Потому как слишком подозрительно всё это.

И сильно смахивает на то, что народ используют и обманывают. В который-то раз… Потому что у праведных дел, которые особенно отчётливо в настоящее время провозглашаются, вообще-то не должно быть неправедной, а если точнее — паскудной в своей сущности идеологии. В обратном случае надо сказать прямо, что мы пребываем в хронической ситуации дурдома, когда делается одно, а установка на соответствующую ментальность шизофренически воспроизводится прямо противоположной заявленным целям.

…Судя по всему, воссоединение частей исторической Родины, — которое ещё может получить свое продолжение, — оказалось задачей, как это ни парадоксально, всё же более лёгкой по исполнению. В сравнении с преодолением инерции тупости и апатии в обществе, замороченном шальными, а порой грязными деньгами при далеко не второстепенном участии, давайте скажем прямо, в этом процессе медиа-сферы и телевидения не в последнюю очередь.
 
Некоторые остряки уже закидывали многозначительную хохму в Сети — надо было сначала не Крым брать, а — под стать Макашову в 93-м — Останкино. Чтобы уж до конца, а не только новости изменились…

Но мы который год, как известно, беспощадно боремся с «оборотнями в погонах». Раскрываем (иногда) подпольные казино под боком у белокаменной. С их столичной, между прочим, «крышей». Громко, играя желваками, разоблачаем «оборонсервисы», а всего лишь через один телевизионный сезон домашние аресты выразительных фигурант (ок) с куплетами и картинами маслом органично переводим в презабавное УДО (действительно, когда в кризис слабо с УДОями в отечественных коровниках — так пусть хоть УДО торжествует; но только для тех, как говаривал один киношный следователь, «у кого рука — чья надо рука»).
 
А в «ящике» — как шло, так и ехало, и едет дальше. И новоявленные духовные скрепы — это только для отчётов нижестоящих чинов перед вышестоящими, которые Пастернака не читали, но теперь одобряют, и для трибунного пафоса на съездах «Единой России» и ОНФ, а ещё для вконец замороченных школяров, которых могут снова объявить пионерами. В информационной же обыденности — словно никуда и не уходили тысячу раз проклятые 90-е. С их броскими уличными приметами, с «однорукими бандитами» на каждом углу и двурукими, похожими по речи и ужимкам как две капли воды на оперативников и ментов из НТВ, отформатированного сполна за 11 лет недавно покинувшим должность руководителя этого канала.

Так вот возвращаясь во вроде бы трезвое настоящее. Открытая пропаганда азартных игр, насколько известно, у нас запрещена с некоторых пор. Сами игровые заведения после недолгой дискуссии оказались если уж не вовсе за чертой закона, то, во всяком случае, строго зарегламентированными; есть специальные игровые зоны в ряде регионов, до которых ещё добраться надо и куда не всякого пустят.
 
А тут — включай, ребятня, телик у себя дома; и — вперёд, поддавайся азарту! И ведущие — «топовые», действительно дорогие: Галкин, Дибров. Мне могут возразить — программы типа «Как стать миллионером» — не казино; там буковки и целые слова угадывают, благородно выказывая свою высокую эрудицию и её посредством, так сказать, и становясь — ну почти ими самыми, миллионерами.

Персонаж Чехова из водевиля «Медведь» тут воскликнул бы: с виду эфир, кисея и божество, а заглянешь в душу — обыкновеннейший крокодил. Форма — благопристойная, и вопросы сплошь по тематике культуры и истории, а начинка — та же, что и в банальной игре на деньги: не надо грызть гранит науки ни тем, кто собирается учиться, ни тем, кто уже учит и кто стремится постоянно пополнять свои знания и профессиональный статус. Нужно суметь кардинально другое — преобразить себя в верблюда, который чудом пролезает через игольное ушко удачи, — то есть попадает на подобные программы. Ведь и ежу понятно, что ответить верно на задание практически в любом другом месте, кроме как в студии в Останкино, совсем-совсем не означает реально заработать — хотя бы равное студенческой стипендии. Или уж, на худой конец, окладу учителя средней школы или преподавателя вуза…

Между тем было бы полезным вспомнить, что на месте этих, на глазах у всей страны, бесстыдных и нескончаемых игрищ на деньги в незапамятные времена находились, — на своём законном, почётном месте прайм-тайма выходного дня — познавательные и научно-популярные «В мире животных», «Клуб путешественников», «Очевидное — невероятное». Бесспорно, времена меняются, просто нет уже физически ни Василия Пескова, ни Юрия Сенкевича, ни Сергея Капицы и Льва Николаева; но означает ли это, что фатально «распалась связь времён»? Неужели новым форматам так скучно и тяжко спрягать себя с содержанием программ ушедших от нас замечательных — без иронии и пафоса — людей? А ведь факультеты журналистики, а с ними попутно и многочисленные центры подготовки кадров для телевидения и радиовещания существуют не только на бумаге, они ещё и талантливую молодёжь, по их регулярным заверениям, выпускают. И — есть надежда — не для одних лишь клипов и визуальных злачных мест, наподобие «Дома-2». Но где, собственно, эти кадры на экране? Как и сама упомянутая молодёжь?

Вспомним также: эфир выходного дня регулярно транслировал детские мультфильмы, которые по временному формату шли не более 35 — 34 минут, — кстати, сопоставимому по продолжительности школьного урока. Всё было продумано до мелочей, и не все дураки сидели на телевидении при Лапине и Кравченко. Отвечавшие по штату за программную политику держали перед собой в руках методические рекомендации педагогов и детских психологов, поскольку никто не отменял, в конце концов, чисто гигиенические параметры усвоения материала по градации: совсем малыши (дошкольники) — младший школьный возраст — средний — старшеклассники.
 
Кстати, и в выходных данных книг для детей и юношества помещались проверенные временем и практикой подобные рекомендации-пометки. В этой связи совершенно за гранью здравого смысла, почему детский государственный канал «Карусель» — круглосуточный. Очень похоже, сыграл тут русский фактор «Хотели, как лучше…»; а то, что нынешних деток и без того родителям чуть ли не силком приходится оттаскивать от мерцающего и облучающего монитора (неважно, что это — старый телевизор или новейшие айфон или айпад), можно не брать в расчёт. Как и то чисто бытовое обстоятельство, что у юных вообще-то должно ещё оставаться время для уроков, чтения, занятий спортом и восьми часов для сна.

Сегодняшние несменяемые, как нетрудно заметить, главы двух главных теле-кнопок чужды каким-то рефлексиям с детьми, ибо памятуют о давнем, надёжно проверенном наблюдении: нет человека — нет проблемы. А потому нерейтинговых, с точки зрения главных сегодняшних телевизионных режиссёров — то бишь бухгалтеров, детских программ на Первом и «России» как таковых нет. В смотровое, удобное время. Да, есть в наличии «Смешарики», где-то с утра в субботу, как очень долго шла неаппетитная жвачка для зрения — американские «Утиные истории», а ещё раньше — «Телепузики» и «Покемоны», против которых восставали и взрослые, и, если вспомнить по откликам, даже сами дети.
 
А то, что главные вещатели страны продолжают демонстративно и систематически, несмотря на смены политических вех, пренебрегать функцией просвещения, — очевидно даже тем, кто подсадил свои глаза на сериалы. И полагает, например, что Чайковский — это какая-то сеть чайных. Нет по-прежнему, как и в упомянутые 90-е, не только тех самых многозатратных, качественных рисованных мультфильмов на доступном телеэкране, через которые дети ненавязчиво приобщались к литературе. Нет киносказок — от Роу и Птушко до Кашеверовой, с комментариями и способными увлечь рассказами о режиссёрах, переносивших художественное слово в пространство, краски и звуки. Отличная передача «В гостях у сказки», кстати, — где она? Запрещена невидимой цензурой? Нет детских игровых фильмов (кому мешала рубрика «Фильм — детям?»), — где прежние Грамматиков, Фрэз, Бромберг и где их ученики и последователи?

В то же время медийные стратеги невероятно чутки к ставшим священно-ритуальными разговорам о духовных и нравственных ценностях, об особом пути России. Господа, а может хватить лицемерить?.. Ныне, прямо по Грибоедову, во «времена покоренья Крыма», и глубокомысленно-патриотическая мина на очередном приёме у «батюшки царя» будет изображена, и бизнес-план телекомпании сохранится, а скорее всего и преумножится. Самим же проявлениям «скреп» требуется что? Найти всего лишь местечко под солнцем. Для галочки. Ну, не шикарное, но чтоб для отчётности сгодилось. И оно не сегодня найдено, есть ли повод для беспокойства: культура у нас депортирована, уже давно и бесповоротно, в отдельный частотный угол с одноимённым названием, — до сих пор, на 18-ом году своего существования, вещающий только в крупных городах. Детско-юношеский «контент» засунули в ту самую «Карусель», в наспех отремонтированный под евро-дизайн чулан. Причём само его существование дружно, заметим, игнорируют составители большинства публикуемых телепрограмм, будто это — что-то вроде секретного объекта или уж вовсе такое, что детям противопоказано и не заслуживает гарантированной государством социальной рекламы.
 
Интересно, если провести соцопрос среди юных и мам с папами: знают ли они сами, что есть такой канал, и если да, то как часто они его включают?

НИШЕФИКАЦИЯ — универсальный инструмент в сегодняшней медиа-политике. Казавшаяся недавно благой цель найти своеобразное разделение труда в электронных СМИ, разложить для удобства пользования по полочкам многослойную начинку каналов, которых сегодня в среднем наберется уже под сотню, обернулась раем для программного произвола и самоуправства. Не вышел коммерческой рожей — вон отправляйся из доступного для всей страны, включая её самые отдаленные регионы, эфира. В нишу, в норку.

…Безвременно ушедший почти два года с лишним назад Святослав Бэлза, несмотря на то, что являл собой тип настоящего интеллигента, без всякой дипломатии критиковал Константина Эрнста, когда тот под убийственными предлогами нерейтинговости выдавил-таки с Первого канала «Музыку в эфире», — подальше от «длинного метра». С виду всё чинно, благородно: каждый сверчок (культура — не исключение) знай свой шесток, а не обитай где ему вздумается, не гуляй по тучной части медийного поля, потому как та поляна зачищена под нужды более деловых и хватких существ.
 
На нишу указано было до этого и «Истории одного шедевра», — программе, которую Виктор Татарский вёл на Первом по субботам днём. Дескать, уважаемые провинциалы, — кому надо, покупайте билет в Москву (из Владивостока, Омска, Нальчика, Калининграда и других мест). А потом — билет в вашу Третьяковку. И смотрите живьём на ваши любимые картины вдоволь. А телевизор, — заметно оттеснивший в 2015 году, по тем же соцопросам, Интернет как источник информации, — сейчас работает, тем паче в смотрибельные часы, не для подобных глупостей.

Иначе как объяснишь, что c учётом подобных, неафишируемых, но всесильных мнений у нас, собственно, и объявляются «Годы культуры» (литературы, музыки, балета, театра, — список открыт). Уж не для того ли, чтобы таким образом компенсировать в реальной жизни то, чего народные массы вынуждены будут, если вдруг того пожелают, всякий раз искать под микроскопом или с лупой в своём телевизоре. Между тем, как засвидетельствовал главред «Литературной газеты» Юрий Поляков в интервью корреспонденту NewsTracker Дарье Куличенко, ключевым, судя по всему, итогом завершившегося Года литературы стало… закрытие в столице 40 книжных магазинов. Вообще, по его оценке, этот год «прошёл не только не эффективно, он прошёл позорно».
 
В провинции — картина ещё «веселей». Сейчас с не меньшей помпой объявлен «Год кино». Учитывая опыт пускания мыльных пузырей, нетрудно очертить перспективу финиша этого года — ещё меньше зрителей, в первую очередь юных, узнают не о фильмах, которые действительно скрепляли нацию и разные поколения, а о новых халтурных и кровавых сериалах, успешно превращающих не только эфир, но и мозги — в мыло.

Так что тем, кто надеялся внять «Году литературы» и освежить свои познания в области отечественной и зарубежной словесности в преломлении всесильного домашнего экрана, рискнул остаться, уж извините за каламбур, на второй год…


Алексей Голяков

АКТУАЛЬНО

Добавьте комментарий

  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Наверх