Фото: Иван Вислов
Сделаны ли выводы?
Спецкор "Комсомолки" лично убедился, что по крайней мере в метро Москвы за безопасность взялись серьезно. Там появилась незаметная постороннему взгляду и неизвестная до сих пор широкой публике армия спецов, которая выявляет потенциальных террористов еще на подходе к подземке!
Где ваш черный пистолет?
С этой новой службой-невидимкой я столкнулся случайно. Возвращался из командировки с травматическим пистолетом. Легально оформленное оружие у меня было в кобуре на поясе, под пуховиком, вроде бы никому незаметное. На станции метро "Арбатская" мужчина в синей накидке вежливо поманил меня рукой.
- Где ваш пистолет, - спросил он абсолютно спокойно.
- Тут, - ответил я обескураженно, хлопая себя по поясу.
Достал разрешение на травматику, чтобы, тьфу-тьфу, не вышло недоразумения (боковым зрением заметил, как по сторонам уже выросли сотрудники полиции с оружием), а потом и сам пистолет.
- Патрона в патроннике нет, - вынул я обойму и показать патронник.
За это время мужчина в синем успел выписать данные моего разрешения на ствол. «Для отчета,» - успокоил он меня.
- А как вы заметили оружие? По сигналу с рамки?
- А если серьезно?!
- Вы когда шагаете, руку чуть в сторону держите, чтобы рукав не терся. Если вы так годик с кобурой побегаете, потом даже без пистолета привычка останется.
- Выходит вы не на рамку смотрели, а на мою походку? И когда спрашивали где пистолет, даже не были уверены, есть ли он у меня?
- Вы сюда сами пришли служить?
- Спасибо за бдительность!
В бой идут отставники
Как я потом выяснил, в московскую подземку ежедневно спускаются на смену более 2000 сотрудников службы безопасности. Чаще всего это мужчина от 40 до 50 лет, которому надоело сидеть без дела на пенсии. А так рано на пенсию обычно выходят сотрудники силовых ведомств.
За их службой корреспондент "КП" понаблюдал на одной из станций Замоскворецкой линии. Кажется, что рядом с рамками никого нет. Двое сотрудников безопасности изредка выходят в вестибюль из какой-то двери. Заглянул занее, якобы в поисках туалета. А за дверью - комната с мониторами - за ними бдит дежурный.
- Ему даже не надо выходить из комнаты, - пояснил один из инспекторов, которому пришлось сказать, что устраиваюсь работать на соседней ветке. - О срабатывании сигнала на рамке он сообщит по внутренней связи сотрудникам полиции. Все четко налажено, как в карауле. Тут иногда друг-другу информацию кивком головы передаем, или взглядом.
- А если террористов несколько?
- А если подозреваемая женщина, как же вы собираетесь ее досматривать?
- На каждой станции есть сотрудница полиции, которая имеет право это делать в отдельной комнате.
- Голыми руками?
- Где?
- В Учебном центре метро на Варшавском шоссе.
Такие израильские вопросы
Об том, насколько серьезно проходит подготовка этой новой службы безопасности "Комсомолке" рассказал кандидат психологических наук Игорь Карпов, который обучает инспекторов метро и аэропортов.
- Учим обращаться с взрывчатыми веществами, знать как вести себя на путях в тоннелях, пользоваться всеми этими рамками, - объяснил мне психолог.
- А есть ли вообще от этих рамок толк?
- Вспомните, на вокзале в Волгограде шахидка взорвала себя как раз у рамок металлоискателей. А на рок-фестивале "Крылья" террористки, заметив серьезное усиление охраны, и взорвали себя у прямо у билетной кассы на Тушинский аэродром. А почему в августе 2004-го смертница хотела пройти на станцию метро "Рижская", но потом передумала...
- Увидела полицейских?
- Да, те дежурили на входе. Один из них заметил странную реакцию пассажирки, пошел за ней, стал задавать вопросы, которые вывели из себя шахидку. Она привела взрывчатку в действие у метро, а не в подземке, где в замкнутом пространстве погибших было бы значительно больше.
- Это благодаря все тем же вопросам?
- Именно! Я, например, уже давно преподаю сотрудникам ФСБ и полиции особую дисциплину «профайлинг». Это метод выявления опасного пассажира по его одежде и поведению. Причем — по возможности еще на подходе к метро, вокзалу. Сам «профайлинг» пришел к нам из Израиля, где благодаря ему резко снизили число терактов в аэропортах. У нас этому несколько лет назад начали обучать сотрудников аэропортов, а теперь — и метро. Скажу так: в московской подземке создано уже 17 классов, где ежедневно с сотрудниками безопасности идут занятия по «профайлингу».
Премия за пойманного бандита 500 рублей?
- Какие пассажиры вызывают подозрение у службы безопасности?
- Ну хоть одну?
- А у нас есть такие примеры?
- Был случай, когда сотрудник заметил, как двое мужчин перед входом в метро наклонились над сумками. У одного из них что-то выпирало на спине. Он сообщил об этом полицейскому. При проверке у пассажиров нашли пистолет, а в сумках взрывчатку. Сотрудник подземки получил премию - 500 рублей.
- Не густо за предотвращение теракта...
- Понимаю ваш сарказм, согласен.
- А можно заставить террориста отказаться от убийства?
- Это как с замком в двери. Вор почти всегда выбирает более типичный и простой замок. Задача полиции и спецслужб не сделать из метро концлагерь, а заставить террориста суетиться, делать ошибки, нервничать. Так одну террористку поймали прямо перед входом в метро. Она настолько была сосредоточена на взрыве, что так и не смогла правильно приложить билетик к турникету.
КОМПЕТЕНТНО
Находили у пассажиров даже гранатометы!
После рейда по метро корреспондент "КП" обратился за комментариями к начальнику службы безопасности Московского метрополитена Владимиру Муратову .
- Владимир Петрович, последние полгода в подземке стало меньше подозрительных граждан, перестали сообщать по громкоговорителям об опасности карманных краж...
- Результаты есть?
- В 2015 году в Московском метрополитене были досмотрены 16 602 061 человек, 8 792 716 единиц багажа, выявлено 31 227 опасных предметов, из них 80% – колюще-режущих. Благодаря бдительности наших специалистов у пассажиров метро удалось обнаружить гранатомет, пулемет, танковую мину. По фактам обнаружения этого огнестрельного оружия и взрывчатых веществ было возбуждено 8 уголовных дел.
- Ежедневно метро пользуется более 8 миллионов человек. Досматриваются ведь далеко не все?
- Нет необходимости - помогает техника. В 294 вестибюлях станций созданы досмотровые зоны. При входе работает аппаратура подавления радиолиний управления взрывными устройствами, стационарные досмотровые рентгеновские установки, есть портативные обнаружители паров и взрывчатых веществ, приборы для локализации и подавления энергии взрыва, стационарные рамочные металлодетекторы. Разрабатывается и апробируется система интеллектуального наблюдения.
- Заметно, что ваши сотрудники ведут себя подчеркнуто вежливо - учите их этому?
- Сотрудники службы безопасности получают знания по предметам "Культура обслуживания пассажиров" и "Профайлинг".
- А как москвичи относятся к этому «профайлингу»?
- Мы проводили исследование: жители Москвы чаще отвечают на вопросы инспекторов своими вопросами, и ведут себя раздражительно. А, например, пассажиры метро в Санкт-Петербурге более культурные и вежливые. Понимают, что все вопросы им задают для их же безопасности.
- У силовых ведомств огромные базы разыскиваемых преступников и террористов. Система безопасности метро поможет их искать?
- Сейчас в подземке порядка 5600 видео камер. К сожалению, среди них много устаревших - аналоговых. После их замены на цифровые, уже к концу года мы планируем довести их число до 10-12 тысяч, в строй будут введены автоматизированные системы безопасности. Современные камеры будут самостоятельно искать на станциях забытые пассажирами сумки, сообщать о подозрительном поведении пассажиров полицейским, выхватывать из толпы подозрительные фигуры, приближать и рассматривать лица пассажиров, сличать их с фото разыскиваемых лиц, подозреваемых в терроризме. Речь идет о том, система фактически будет встречать каждого пассажира у метро, проверять его по базам, осматривать его вещи, и уже перед турникетами давать службе безопасности и полиции четкие рекомендации. Моим подчиненным останется лишь задать подозрительному пассажиру несколько вопросов.
Александр Бойко