Впервые об А.У.Е заговорили около года назад. Тогда выяснилось, что в Забайкальском крае некая преступная группировка завлекает школьников, чаще всего детей из неблагополучных семей и сиротских учреждений, в криминальную сеть, которая собирает деньги для заключенных. Вовлеченные в сообщество подростки обкладывают данью младших или просто слабых воспитанников, одноклассников и жителей небольших поселков, занимаются рэкетом, мелкими кражами и тому подобной деятельностью в духе 90-х.
Чем они отличаются от обыкновенных "гопников", которые в нашей стране, к сожалению, за последние десятилетия стали привычной частью вечернего пейзажа даже во вполне благополучных районах? Все дело в мотивации. Если для гопников их образ жизни не обусловлен никакими идеологическими (или любыми другими) соображениями, то члены новой субкультуры продвигают идеи возвышенности блатной романтики и считают "жизнь по понятиям" единственно правильной. Грубо говоря, члены блатной субкультуры привлекают не только и не столько наживой, сколько работой "за идею". При вымогательстве, например, подросткам говорят, что отнятыми у "лохов" деньгами "подогревают", то есть финансово поддерживают реальных заключенных.
Ничего нового в самих идеях как таковых нет. Корнями они уходят в описанный еще Гиляровским мир Хитровки и воровских притонов Москвы, в одесский криминальный фольклор. В начале прошлого века в бедных промышленных районах любого города появились так называемые хулиганы - беспризорные подростки, которые терроризировали население грабежами и насилием, при этом считая себя выше обывателей и презирая добропорядочных граждан и стражей порядка. Описание трагически-обреченного мироощущения этих молодых преступников (хулиган всегда погибает молодым и не своей смертью) можно встретить в кабацкой лирике Есенина, например.
В сообществах А.У.Е в "Одноклассниках" и "ВКонтакте" - сотни тысяч подписчиков. При беглом просмотре вы не увидите среди них мрачных типов в растянутых трениках и качков, делающих селфи с пистолетом на фоне джипа. На стене в основном прописные истины отечественного шансона, оформленные в стиле "мудрых цитат" и различная блатная мифология, которая у опытных членов преступного сообщества вызывает только недоумение. "Мы не воры, но живем по воровским понятиям", - объясняют свои жизненные принципы участники таких сообществ.
Символ субкультуры - восьмиконечная "роза ветров", которую в пабликах А.У.Е-тематики называют "звезда воров". Среди блатных татуировок действительно такая фигура имеется. Как пояснили Царьграду эксперты, такую символику носят в основном признанные лагерные авторитеты. Так, обычную звезду накалывают обычно "злостные отрицалы", то есть постоянные нарушители тюремных порядков - они отказываются от работы, нарушают распорядок и т.д. Обычно две такие татуировки размещают под каждой ключицей, а "звезда вора" на ногах означает заявление "меня не поставить на колени". Существуют десятки вариаций подобных татуировок, в которой каждая фигура, вписанная в центр звезды, имеет определенное значение и считывается представителем криминального мира при встрече.
Для членов субкультуры А.У.Е использование такой символики чаще всего является подражанием и никакого практического значения не несет, и имеет мало общего с реальной жизнью. Так подростки любят, например, фотографироваться на фоне чужих автомобилей.
Однако следует все-таки различать сторонников субкультуры А.У.Е и настоящих отморозков, вымогающих деньги у подростков. Преступное сообщество, действующее под вывеской "уркаганского единства" уже обзавелось разветвленной сетью ячеек в нескольких российских регионах и продолжает расти. Новости о подростковых бандах, использующих эту аббревиатуру, приходят, как правило, с российского Дальнего Востока.
К проблеме в декабре 2016 года привлекли внимание президента России на заседании Совета по развитию гражданского общества и прав человека. Однако тогда речь шла только о детских и подростковых социальных учреждениях. Социальные же сети дают субкультуре практически безграничное пространство для распространения.
Как пояснили Царьграду, особенности бандитов нового типа напоминают их предшественников из 90-х, екатеринбургскую ОПГ "Синие". Для этой группировки было характерно презрение к роскоши, отрицание любого сотрудничества с властью. "Вор живет без семьи и без имущества" - таков был принцип "Синих". Впрочем, все происходящее люди старой школы с презрением именуют "реконструкцией 90-х".
Вызывает большую обеспокоенность то, что подросткам блатная субкультура кажется привлекательной в принципе. Почему молодежь в 2016 году хочет вернуться в 90-е, и как бандитские "понятия" стали для подростков единственным доступным выражением честности и искренности? Царьград продолжает следить за ситуацией с криминализацией молодежи. Ждите наше расследование на эту тему в ближайшее время.