Новость без всякой иронии позитивная, так как даже минимальный рост пенсий в сложившихся условиях имеет значение для выживания сотен тысяч людей. Решение, очевидно, готовилось республиканскими властями не один месяц. Сам упомянутый Указ, по доброй традиции нашей бюрократии, хоть и был подписан в конце января, датируется еще ноябрем прошлого года, а сам перерасчет, согласно тексту, должен произойти с 1 января. Как сообщила Сагайдакова, ведомством были оперативно произведены все необходимые исчисления. «Количество пенсионеров, которым осуществлена доплата, составило 291 тысячу человек, это порядка 43 % от всех получателей пенсионных выплат на территории Республики», — пояснила она.
Кроме того в течение года также планируется индексация всех пенсионных выплат на 5%. Таким образом, пенсионные выплаты в ДНР относительно уравниваются с установленным уровнем минимальной пенсии на украинской стороне, с учетом действующего курса валют.
К сведению, в России сумма выплат пенсионерам привязана не столько к минимальной пенсии, сколько к прожиточному минимуму для пенсионеров, который устанавливается для каждого региона отдельно. К примеру, в соседнем Ростове, где без учета стоимости коммунальных услуг, цены такие же, как в Донецке, этот показатель составляет около 9 тысяч рублей (больше 4 тысяч гривен или около 150 долларов по текущему курсу). Тоже, в сущности, не много. Но, во-первых, это минимум. Во-вторых, и он для наших стариков недосягаем.
В оценке адекватности социальных выплат пенсионные службы по обе стороны линия противостояния удивительно единодушны. «Это людоцентричный бюджет», - заявил автор документа, устанавливающего для украинцев в минимальные соцстандарты ниже черты бедности, определенной ООН (5 долларов в день). «Эта сумма, 2600 рублей, соответствует потребительской корзине для нетрудоспособных граждан», - используя неведомые широким слоям населения методики расчета, утверждают в Пенсионном фонде ДНР.
На Украине своих пенсионеров откровенно сживают со свету тарифами на ЖХК и «реформами» здравоохранения, сделавшими лекарства недоступной роскошью для получателей неспециальных пенсий. «Чужих», то есть донбасских, десятки лет работавших на страну и плативших налоги и взносы, всячески «верифицируют», «сверяют» и «поверяют», пытаясь уличить в «пенсионном туризме». Заодно еще обстреливают в собственных домах, но это уже без возрастного ценза. А они терпят, собираются с силами и скудными средствами на дорогу, и едут. Потому что иначе в стране родной не выжить.
В общем, денег у молодого воюющего государства нет, чего, правда, по парковкам у присутственных мест и престижных заведений не скажешь.
А если бы не украинские хакеры, так вероломно взломавшие по осени серверы Пенсионного фонда, глядишь, повышение бы произошло еще в прошлом году и не на 5, как обещают в Совмине, а на 10%. Но и на том, как говорится, спасибо.
Зато на каждое упоминание в Сети о трагедии сотен тысяч донбасских стариков обязательно находятся «единомышленники с двух сторон», которые не преминут спросить: «А чего это вы ездите?». Одни, естественно, с тревогой за украинский бюджет, другие – с неясным видом «патриотизма», который требует от незнакомых людей загнуться с голода и от болезней, но не забирать свои заработанные деньги у врага. В пенсионных делах эта категория граждан разбирается слабо, так что отчет в том, что страшное настоящее нынешних пенсионеров – это вполне реальное будущее самих комментаторов, мало кто себе отдает и в Украине, и в ЛДНР.
В республиках «драконовские реформы», по счастью не проводились, и даже пенсионный возраст не менялся, что позволяет женщинам уходить на пенсию в 55 и таким образом получать хоть какие-то средства на жизнь. Но, даже если рассматривать идеальный вариант развития событий, то есть быстрое окончание военного конфликта, становление республик как государств и прочее, то и местных трудоспособных ждут неприятные сюрпризы: значительная часть занятости в тени, а значит, стаж все эти годы не идет. Оплата труда мизерная, или как вариант, мизерная именно официальная часть, и при начислении пенсии эти суммы не дадут оснований на ее нормальный уровень. Причем, надо понимать, что весь период восстановления нормальной экономической жизни региона эти факторы никуда не денутся, то есть, с учетом уже прошедших трех лет войны, «минус» 5 пять лет стажа гарантирован массе людей.
Кроме того, многие предприятия продолжают работать в украинском законодательном поле, и, соответственно, перечисляют отчисления в ПФУ. Если следовать логике трансформации имущественного законодательства ДНР, то рано или поздно будет принято решение, что украинский страховой стаж местным Фондом засчитывается только до определенной даты, которая, скорее всего, уже миновала. Остальное – по факту отчислений в местные структуры. И при выходе на пенсию сотрудники этих компаний или попадают в украинский сценарий, описанный выше, или банально не могут претендовать на республиканскую пенсию. И это, обратите внимание, беглый анализ проблем только в одном варианте развития событий.