Новороссия сегодня

МИД РФ: США готовятся обвинить Россию в пособничестве ИГ*
02:01 17-01-2019
История Дмитрия Гудкова, или почему будущее «Партии Перемен» в опасности
20:50 16-01-2019
Тереза Мэй провалила Brexit. Британские СМИ вновь взялись за «дело Скрипалей»
18:52 16-01-2019
Смерть не за горами. Как издание «Бумага» пытается истребить российское общество
14:30 16-01-2019
Союзный договор - вечером, нефть - утром
14:14 16-01-2019
МИД РФ: требования США по ракете 9М792 неприемлемы
11:03 16-01-2019
НМ ЛНР: ВСУ заминировали шлюзы водохранилища на Донбассе
08:21 16-01-2019
ПАСЕ осталась без российских денег и делегации
08:17 16-01-2019
Лукашенко запретил внедрять в Белоруссии российскую систему высшего образования
03:55 16-01-2019
Владимир Путин назвал курс на расширение НАТО «пережитком холодной войны»
19:37 15-01-2019
Позорное кино. «Новая газета» пиарит творчество режиссера-русофоба Манского

Ясно и без осадков — погода в Бишкеке 19 января

Фотосессия в ТЦ и патефонные вечеринки: куда пойти 19 января в Минске

Погодные рекорды Молдовы 19 января

Молодой поэт представил книгу «Я Азербайджанец»

Азербайджанка поразила своей красотой «мясного короля»

«    Январь 2019    »
14151617181920

» » » Как не родные. Генетики опровергли популярную гипотезу о происхождении татар

Как не родные. Генетики опровергли популярную гипотезу о происхождении татар

Важное исследование провели российские ученые. В течение восьми лет они изучали генофонд крымских, поволжских и сибирских татар. И выяснили: вопреки представлению об общих корнях, все эти этнотерриториальные группы представляют разные народы.

Побратавшись с сыном БАТЫЯ Сартаком, Александр НЕВСКИЙ стал как бы родственником хана и, пользуясь этим, отвел от русской земли многие беды

О том, что же за национальность такая - татары, споры ведутся с незапамятных времен. Большинство этногрупп с таким названием исповедуют ислам, а их языки принадлежат к тюркской лингвистической ветви. Вроде бы много общего. Но есть ли родство на генетическом уровне - это и решили выяснить специалисты. Тем более что до недавнего времени генофонд татар никто не изучал.

Нынешнее масштабное исследование продолжалось с 2006 по 2014 год. Его провели ведущие сотрудники Медико-генетического научного центра, Института общей генетики РАН, генетики из Кемерово, Тобольска, Харькова. О результатах изысканий рассказали организатор проекта, заведующая лабораторией популяционной генетики человека Медико-генетического научного центра, профессор, д-р биол. наук Елена Балановская и научный сотрудник лаборатории геномной географии Института общей генетики РАН Анастасия Агджоян.

Именем поэта Мусы ДЖАЛИЛЯ названы проспекты и улицы многих городов бывшего СССР

Штрихи к портрету

Генетические «портреты» трех групп татар - крымских, поволжских и сибирских - ученые воссоздали по результатам исследования их Y-хромосомы. Именно половые хромосомы, передающиеся по мужской линии, сохраняют информацию обо всех мутациях, накопившихся у человека от всех его предков. Таким образом, всех мужчин с одинаковым типом мутаций можно считать потомками одного прародителя.

Эксперты взяли 955 образцов ДНК у неродственных между собой мужчин, предки которых не менее трех поколений считали себя татарами и появились на свет на территории их исконного проживания.
В итоге выяснилось, что в формировании генотипа татар Крыма, Поволжья и Сибири участвовали совершенно разные компоненты. У крымских татар велико влияние турецких и средиземноморских «корней», у сибирских - угорских (древнесибирских) и среднеазиатских, у поволжских - финских и восточноевропейских.

Конечно, на протяжении веков разные группы смешивались. Например, значительная часть поволжских татар переместилась в Сибирь, после чего многие сибирские татары перешли на казанско-татарский языковой диалект и заимствовали традиции переселенцев. Однако генетически все эти этнические образования никак не связаны - у них нет одного «общетатарского» предка.

Алина КАБАЕВА по линии отца тоже татарка. Она понимает язык предков, так как её бабушка и дедушка говорили только по-татарски

Особый подход

Националистически настроенные граждане, призывающие к созданию единого татарского государства, усмотрели в масштабном проекте попытку выделить «чистую расу» и противопоставить один народ другому. Между тем, полученные знания помогут, например, в предупреждении и успешном лечении определенных заболеваний, уверяют эксперты. Частота мутаций, связанных с распространенными болезнями, в определенной популяции татар может быть иной, чем в популяции русских или японцев.

К примеру, известен случай, когда исследователи обнаружили так называемую лейденовскую мутацию в популяции одного из средиземноморских народов - генетическую предрасположенность к тромбообразованию. Патология чревата невынашиванием беременности. Зная о проблеме, специалисты тестировали вступающие в брак супружеские пары и смогли помочь им избежать медицинских проблем.

От китайцев до «варваров»

До сих пор не установлено, откуда пошло название - этноним - «татары». Китайцы называли «да-да» или «та-та» одно из племен, в XII веке жившее на границе современных Монголии и Китая. К середине XII века татары стали наиболее сильным племенным объединением в степи. Однако в 1202 году все монгольские татары были уничтожены Чингисханом. В живых он оставил лишь детей ростом ниже колеса телеги. Но они сохранили этноним. Наименование перенесли на всех монголов и тюрков-кочевников в составе монгольских войск.

* У европейцев китайское «та-та» ассоциировалось с древнегреческим «тартар» - ад: в Европе так обозначали всех восточных «варваров». На многих европейских картах земли, подвластные Золотой Орде, включая Русь, обозначались как Тартария или Татария. Название «татары» сохранилось за всеми тюрками Восточной Европы, Кавказа, Урала, Западной и Средней Сибири. В русских летописях татарами именовали все мусульманские народы.

«Осколки» Золотой Орды?

* Бытует мнение, что все этнотерриториальные группы татар представляют собой осколки существовавшей когда-то единой средневековой общности, а Золотая Орда была первоначальным государством всех татар. По булгаро-татарской версии, формирование разных групп татар Евразии происходило на основе местного населения с заимствованием тюркского языка и культурных особенностей.

* Этноним «татары» объединяет очень разнообразные этносы, разбросанные по России: казанские татары, мишари, кряшены, астраханские татары, крымские татары, сибирские татары и др.

Потри русского… и не найдешь, что искал

Незадолго до изучения генотипа татар российские, британские и эстонские генетики провели совместное исследование и выяснили: гаплогруппы тюркских народов и других азиатских этносов практически не оставили следа на населении современного северо-западного, центрального и южного регионов. Не обнаружив сильной татарской и монгольской примеси в крови русских, генетики опровергли поговорку «потри русского - найдешь татарина» и доказали: русичи жили в Центральной и Южной России с незапамятных времен. Нет свидетельств, что до нас здесь обитали какие-то другие племена, которых мы якобы вытеснили или ассимилировали.

ТОЛЬКО ЦИФРА

В России проживают около 4 миллионов поволжских татар. Крымские татары составляют около 484 тысяч. Сибирские - около 6800 тысяч.