Дефицит товаров и идеологический догматизм — это плохо, а высокая социальная защищенность населения и уверенность в завтрашнем дне — это хорошо. Так думали тогда и так считают сейчас по перечисленным и множеству иных тем.
Был в Советском Союзе феномен, который к концу его жизни воспринимался обществом весьма равнодушно, а местами даже с некоторым внутренним раздражением — как часть навязчивой и мертвой к тому времени идеологической пропаганды. Речь идет о том, что советские СМИ регулярно и браво рапортовали об очередных трудовых подвигах советского же народа — о рекордных удоях, запущенных заводах, досрочно выполненных пятилетних планах и достижениях строек коммунизма.
Репортажи с производств, колхозных полей или из тайги, где прокладывалась Байкало-Амурская магистраль, были привычным — и в глазах большинства довольно унылым — информационным шумом, сопровождавшим обыденную жизнь советских граждан.
Надо было потерять это — как, впрочем, и существенную часть реального сектора отечественной экономики, — чтобы начать ценить и скучать казавшимся когда-то нудными репортажам и статьям.
Однако крайне незначительное присутствие темы достижений отечественного производства в современных российских СМИ обернулось еще одним важным феноменом, который подтвердил давнее наблюдение: то, о чем не пишут газеты/не показывает телевизор, не существует.
В немалой степени причина этого в том, что люди лично сталкиваются с позитивными тенденциями в российской жизни на вещах, которые им кажутся незначительными мелочами вроде резко улучшивших за последние годы свое качество дорог. Российское общество в значительной степени просто не знает о масштабных промышленных и инфраструктурных проектах, реализуемых в разных концах страны, — проектах, которые будут определять экономику и лицо России в следующие десятилетия. А не знают они этого, потому что об этом практически не рассказывают медиа.
Что же говорить о не столь громких, хотя ничуть не менее масштабных идеях.
Про грандиозные работы, ведущиеся Россией в Арктике, знают только профессионалы да интересующиеся вопросом энтузиасты. Хотя масштаб деятельности там может поспорить с великими стройками первых пятилеток советской власти — построенный с нуля в кратчайшие сроки морской порт Сабетта, предназначенный для перевалки сжиженного природного газа, строительство нового поколения ледокольного флота… Теперь вот вроде небольшая, но весьма показательная новость — Россия прорабатывает план прокладки волоконно-оптической линии по Северному морскому пути, причем проект предполагается чисто коммерческий.
Подобные новости, свидетельствующие о глубинной инфраструктурной перестройке страны, поступают едва ли не в ежедневном режиме, но они в основном остаются малозамеченными в новостных лентах и на страницах отраслевых СМИ.
Может быть, все-таки стоит позаимствовать советский опыт и рассказывать о достижениях народного хозяйства и "великих стройках капитализма" в России в ежедневном режиме в телевизионный прайм-тайм и на первых страницах изданий?