О том, куда приводит
мечта об автономии от социума
Психологи утверждают, что в мире существует
огромное количество человеческих психотипов. Более того, практически каждый
человек наделен какими-то особенными, неповторимыми индивидуальными чертами. Тем
не менее, в огромном психологическом разнообразии можно выделить две противоположные
друг другу группы индивидуумов.
Одни принимают как неизбежность установки окружающей
их социальной среды. Они исходят из того, что добиться успеха в социуме намного
легче. И понимают, что для этого необходимо принять правила и ориентироваться
на интересы той общности, в которой живут и работают.
Представители обоих психотипов всегда в
значительном количестве присутствовали в каждом обществе. Проблема
индивидуалистов Европы и Азии XVIII, XIX и отчасти
XX веков заключалась в том, что в их странах было
слишком много иерархических и кастовых ограничений, минимизировавших социальную
мобильность. И это являлось для них дополнительным раздражителем. Не
удивительно, что они стремились вырваться из Старого Света.
Во многом возникновению подобных мифов
способствовало то, что на берегах Нового Света был провозглашен «идеологический
плюрализм», а отсутствие официальной идеологии закреплено первой поправкой к местной
конституции.
Однако шло время и обнаружилось, что Соединенные
Штаты больше не являются символом социальной мобильности. Более того, по этому
показателю США, согласно исследованию известной американской аналитической
компании YouGov, оказались
на предпоследнем месте среди всех развитых экономик мира. Из государств,
входящих в Организацию Экономического Сотрудничества и Развития, более низкая
социальная мобильность только в Великобритании.
Наконец, в Соединенных Штатах давно уже нет
столь разрекламированного некогда «идейного плюрализма». Несмотря на
конституционный запрет на официальную идеологию, правящие группы жестко и
последовательно навязывают одну идею – либеральную. При этом все идеологические
течения, оппонирующие либерализму, безжалостно подавляются.
Окончательно же монополия на либеральную
идеологию была утверждена во второй половине1940-х – в эпоху так называемого «маккартизма».
Тогда Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности Палаты
представителей Конгресса США, начавшая работу 20 октября 1947 года,
инициировала масштабные репрессии против всех несогласных с либеральной
идеологией. В нарушение конституции 6,6 миллионов граждан страны подвергли
проверке на «лояльность» либеральной идее. Несколько десятков тысяч из них
заключили в тюрьму или подвергли административному аресту во внесудебном
порядке.
Показательно, что введенные тогда
законодательные ограничения (закон
Браунелла–Батлера, Акт о контроле за коммунистами от 1954 года и др.) действуют и сегодня. И время от времени они
используются для организации уголовных преследований по обвинению в симпатии к
социалистическим идеям. С их помощью американский истеблишмент напомнает своим
гражданам: либеральная идея является «единственно правильной».
Сами завлекли в нее огромное количество мигрантов, которым были чужды социальные или идеологические ограничения.
Сами обманули их, навязав, вопреки декларациям, выгодную правящим группам идеологию.
Сами же эту идеологию и извратили, лишив ее базового содержания.
Отцы либерализма считали ключевым элементом
либеральной идеи гарантии гражданских прав
и свобод. В США их подменили «потребительским плюрализмом».
Либерализм предполагал свободу отстаивать свои
общественно-политические взгляды. Жителям Соединенных Штатов Америки оставили
«право» потреблять те информационно-политические мифы, которые навязывает
правящий класс.
Либеральная идея предусматривает демократию, свободу
выбирать себе власть. Гражданам США оставили лишь функцию легитимизировать правящую
политическую элиту - формально участвуя в голосовании.
Юрий Городненко