В соответствии с этим законом предприниматели, уплачивающие единый налог на вмененный доход (ЕНВД) и плату за патент, вправе уменьшить сумму этих платежей в бюджет на сумму расходов на приобретение контрольно-кассовой техники (далее ККТ) в размере не более 18 000 рублей на каждый экземпляр ККТ.
Нужно отметить, что плата за патент и ЕНВД вносится в местные бюджеты. Именно из местного бюджета покрываются расходы на медицину и социально-культурную сферу. Попробуем оценить потери местных бюджетов в масштабах страны.
Согласно данным сайта Федеральной налоговой службы:
Количество юридических лиц, применяющих систему ЕНВД, по состоянию на 01/01/2017 (отчет по форме № 5-ЕНВД по состоянию на 01.01.2017 составляет 290 072 (двести девяносто тысяч семьдесят два) предприятия.
Количество индивидуальных предпринимателей, оплачивающих ПАТЕНТ, по состоянию на 01/01/2017 (отчет по форме № 1-ПАТЕНТ на 01.01.2017 составляет 243 671 (двести сорок три тысячи шестьсот семьдесят один) человек.
Суммарно это 2 285 524 субъектов предпринимательской деятельности.Если считать по минимуму, что каждый уменьшит сумму налога на 18 000 рублей только один раз, то получится сумма 41 139 432 000 (сорок один миллиард сто тридцать девять миллионов четыреста тридцать две тысячи) рублей.
Эти деньги должны были поступить в местные бюджеты, а поступят в карманы продавцов кассовых аппаратов.
Можно попытаться объяснить принятие этого закона заботой о судьбе предпринимателей, представляющих малый бизнес. Но это не так.
Принятие закона 349-ФЗ является прямым следствием внесения изменений в 54-ФЗ «О применении ККТ при осуществлении наличных расчетов…». До внесения изменений в 54-ФЗ все предприниматели, которые работали на ЕНВД и ПАТЕНТЕ (а это 90% от работающих на рынках, в розничной торговле, в сфере услуг и в общественном питании) могли не использовать ККТ, а обязаны были выдавать ПО ТРЕБОВАНИЮ потребителя чек. Это было логично и практично. Сколько раз каждый из нас попросил чек в парикмахерской или покупая продукты на рынке?
Согласно новой редакции 54-ФЗ для большинства предпринимателей с 01/07/2018, а для всех остальных с 01/07/2019, использование нового ККТ станет обязательным.
Обязательное использование ККТ было бы абсолютно логичным и правильным, если бы от этого зависела сумма налогов, которые нужно уплатить в бюджет. Но в случае с ЕНВД и ПАТЕНТОМ это совершенно не так. Сумма налогов, которая уплачивается предпринимателями на ПАТЕНТЕ и ЕНВД в бюджет не может увеличиться даже теоретически, так как платежи в бюджет рассчитываются НЕ ОТ ОБЪЕМА полученной выручки (которую и призван фиксировать ККТ), а от других показателей: площади торгового места, количества наемных работников, количества машин и т.д. Здесь уместна аналогия с транспортным налогом – сумма налога зависит только от вида транспортного средства и мощности двигателя. И не важно, сколько километров ты проехал.
Даже если машина весь год простояла в гараже — налог платить придется. Следовательно, нет никакого экономического смысла фиксировать объем выручки через ККТ. Заработал предприниматель за месяц что-то или нет – налог он заплатит в любом случае.
Если бы государство посчитало, что такая система налогообложения экономически не выгодна – не обеспечивает должного уровня поступлений в бюджет, то оно бы могло просто отменить возможность использования ЕНВД и ПАТЕНТА, а оставить только общую систему налогообложения.
Однако государство проявило заботу о малом бизнесе. И в налоговом кодексе несколько глав посвящены специальным налоговым режимам:
упрощенная система налогообложения (налог с оборота или с чистого дохода),
система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД),
патентная система налогообложения.
сокращение объема обязательной отчетности в налоговую (так, на патенте отчетность отсутствует вообще),
сокращение расходов времени и средств на организацию учета,
сокращение поводов быть проверенным и оштрафованным за нарушение какого-то очередного изменения в законе из того огромного количества «руководящих и направляющих» нормативных актов, которые должен выполнять предприниматель.
увеличилась сумма уплаченных налогов,
увеличилось количество людей, занятых в малом бизнесе.
Именно о поддержке бизнеса и уменьшении неналоговой фискальной нагрузки на предпринимателей говорил наш президент В.В. Путин своей на пресс-конференции 14/12/2017 (смотреть с 1 ч. 30 мин.).
прямые потери государства от неуплаты налогов составят около 40 миллиардов рублей;
возрастёт неналоговая фискальная нагрузка в виде штрафов.
Теперь предприниматели на ЕНВД и ПАТЕНТЕ, которые до внесения изменений работали без применения ККТ, могут быть оштрафованы за нарушение порядка использования ККТ. Так, за невыдачу чека штраф составит 10000,00 рублей на продавца и ИП, а для предприятия — плюс еще 30 000 (согласно п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ). А почти любой повод для штрафа — это еще и потенциальная возможность для злоупотребления и резкое расширение базы для низовой коррупции.
После таких штрафов многие представители малого бизнеса вынуждены будут закрыться. Как следствие, сократится общее количество ИП и их наемных работников, что приведет к уменьшению суммы платежей в бюджет (не только ЕНВД и платы за патент, но и подоходного налога, взносов в пенсионный фонд), возможно, вырастет количество безработных;
возрастает недоверие к институтам власти, дается лишний повод для недоброжелателей нашей страны попробовать раскачать протестные настроения в предпринимательской среде.
Главными и единственными выгодоприобретателями выступают только те, кто продает и обслуживает ККТ, именно они смогут получить те 40 миллиардов рублей, которые будут изъяты из местных бюджетов. Только к такому выводу можно прийти после прочтения этого закона.
Какую цель преследовало правительство Д.А. Медведева, выступая автором этого закона, определить сложно. А вот к каким результатам это приведет, и была посвящена эта статья.