Новостной обзор

Хроника специальной военной операции на утро: 24 апреля 2024
53
Самые актуальные новости Белоруссии на утро: 24 апреля 2024
61
Самые актуальные новости Казахстана на утро: 24 апреля 2024
56
Николаев: Дайджест за 23.04.2024 от николаевских граждан
86
Новости «Прибалтийских вымиратов»: 23 апреля 2024
84
Хроника специальной военной операции на утро: 23 апреля 2024
107
Самые актуальные новости Белоруссии на утро: 23 апреля 2024
106

Лента новостей

08:17 24-04-2024
Матвиенко допустила возможность кадровых перестановок в правительстве
07:15 24-04-2024
Задержан замминистра обороны России Тимур Иванов
07:07 24-04-2024
Сенат США вслед за Палатой представителей одобрил законопроект о выделении средств Украине
21:20 23-04-2024
Молдавские власти выступили против учений миротворцев ВС РФ в Приднестровье
20:19 23-04-2024
Александр Рар: в Германии вот-вот может произойти смена правительства во главе с Шольцем
20:14 23-04-2024
В странах Европы заканчиваются деньги на пенсии и пособия
14:24 23-04-2024
Шойгу пообещал повысить интенсивность ударов по логистическим центрам ВСУ
14:03 23-04-2024
В Армении проходят массовые акции протеста против территориальных уступок Азербайджану
13:59 23-04-2024
WSJ сообщила о привычке Трампа называть Украину частью России на переговорах
08:36 23-04-2024
Россия поставила в Китай зерно на рекордную сумму
07:48 23-04-2024
Евросоюз хочет превратить Молдавию в поле боя, заявил Шор
07:25 23-04-2024
Великобритания вслед за США готовит к отправке на Украину крупный пакет военной помощи
07:18 23-04-2024
МИД Украины запретил оказывать консульские услуги украинцам призывного возраста
21:20 22-04-2024
Власти Тайваня собираются снести сотни статуй, памятников и мемориалов, установленных в честь Чан Кайши
20:46 22-04-2024
Байден пообещал Зеленскому новые крупные пакеты военной помощи
19:01 22-04-2024
Президент России предложил своему азербайджанскому коллеге обсудить ситуацию с региональной безопасностью
Все новости

ВосходИнфо » Аналитика / Прогнозы » Социум » Социология высшего образования: надо ли учиться?

Социология высшего образования: надо ли учиться?

ВЦИОМ замерил субъективные представления граждан о мотивациях, нужности, полезности и перспективности современного высшего образования в России.

Социология высшего образования: надо ли учиться?


Цифры показывают, что мотивации вполне себе деловитые: знания, профессия, социализация и всё такое похвальное. Да и, честно говоря, в мотивации «весело проводить время» мы тоже криминала не усматриваем — потому что а зачем ещё человеку дадены студенческие годы? И в динамике видно, что показатели таких намерений из года в год растут — неспешно, но уверенно. 

А вот оценка прикладной полезности всего этого удовольствия — куда более тревожная. И в абсолютных цифрах, и в динамике. Сегодня 55% считают, что образование и профессиональная карьера — сущности не взаимосвязанное, что работу после вуза не найти. 

Проблема здесь вот в чём. Диплом, вроде как, постепенно перестёжка быть просто украшением домашнего серванта. Но не гарантирует сам по себе счастливому обладателю возможности стать полезным членом общества.

То есть среди миллионов выпускников, ежегодно выплёвываемых вузами во взрослую жизнь, примерно половина не пригодится нарочному хозяйству по специальности. Или, по крайней мере, готова к этому (и, видать, не без статистического опыта).

Учтём, что значительная часть высшего образования — бесплатно, то есть за казённый счёт. То есть — государственные инвестиции в человеческий капитал. И, получается, эффективность этих инвестиций — никуда не годится. Транжирство. 

Понятно, что эти выкладки — поверхностные, «в среднем по больнице». По разным вузам, разным отраслям, разным специальностям картинка очень сильно может варьироваться. Но ощущение в целом — так и есть. Да, и есть платное обучение, которое теоретически отбивает казённые расходы — но на самом деле чисто символически. 

Это мы не к тому, что надо отменить бесплатные вузы и всё  образование сделать коммерческим. Это глупость. 

Это мы к тому, что высшее образование и народное хозяйство существуют сегодня в разных плоскостях, очень слабо пересекающихся. Это повелось ещё на излёте советской власти (тогда это было извращение) и укоренилось с 90-х годов (когда стало нормой). 

Рыночной и социальной нормой стало не соотносить «престижность» конкретной профессии с её востребованностью в стране — причём не прямо сейчас, а через смехотворный срок лет хотя бы через 10-20 после абитуры. Потому что само по себе планирование (проектирование) развития стало считаться пережитком совка. А зря.

Отсюда — толпы бессмысленных образованней, чья профессия никому не нужна: юристов, экономистов, менеджеров всяких когда-то модных. 

Или вот: актёров столько наплодили, что на ближайшие годы даже в самых погорелых театрах на эти позиции не просматривается вакансии. Пару лет назад Минкульт даже искоренял бесперспективные специальности целыми факультетами: пример, конечно, лихорадочного и волюнтаристского, но хоть какого-то государственного планирования и регулирования. 

Таким образом, системно совместить высшее образование и проектирование развития страны — вот наша на самом деле задача. А то ж целые поколения в топку бросать — жалко как-то.
Все по теме: образование
15-07-2018, 10:51
Украинцы хотят учится в Польше
16-01-2019, 08:17
Лукашенко запретил внедрять в Белоруссии российскую систему высшего образования
23-07-2016, 10:23
А.Вассерман: Вопрос «нужно ли россиянам высшее образование» — ловушка

Добавьте комментарий

  • Смайлы и люди
    Животные и природа
    Еда и напитки
    Активность
    Путешествия и места
    Предметы
    Символы
    Флаги
Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Наверх