ВЦИОМ замерил субъективные представления граждан о мотивациях, нужности, полезности и перспективности современного высшего образования в России.
Цифры показывают, что мотивации вполне себе деловитые: знания, профессия, социализация и всё такое похвальное. Да и, честно говоря, в мотивации «весело проводить время» мы тоже криминала не усматриваем — потому что а зачем ещё человеку дадены студенческие годы? И в динамике видно, что показатели таких намерений из года в год растут — неспешно, но уверенно. А вот оценка прикладной полезности всего этого удовольствия — куда более тревожная. И в абсолютных цифрах, и в динамике. Сегодня 55% считают, что образование и профессиональная карьера — сущности не взаимосвязанное, что работу после вуза не найти.
То есть среди миллионов выпускников, ежегодно выплёвываемых вузами во взрослую жизнь, примерно половина не пригодится нарочному хозяйству по специальности. Или, по крайней мере, готова к этому (и, видать, не без статистического опыта).
Учтём, что значительная часть высшего образования — бесплатно, то есть за казённый счёт. То есть — государственные инвестиции в человеческий капитал. И, получается, эффективность этих инвестиций — никуда не годится. Транжирство.
Понятно, что эти выкладки — поверхностные, «в среднем по больнице». По разным вузам, разным отраслям, разным специальностям картинка очень сильно может варьироваться. Но ощущение в целом — так и есть. Да, и есть платное обучение, которое теоретически отбивает казённые расходы — но на самом деле чисто символически.
Это мы не к тому, что надо отменить бесплатные вузы и всё образование сделать коммерческим. Это глупость.
Это мы к тому, что высшее образование и народное хозяйство существуют сегодня в разных плоскостях, очень слабо пересекающихся. Это повелось ещё на излёте советской власти (тогда это было извращение) и укоренилось с 90-х годов (когда стало нормой).
Рыночной и социальной нормой стало не соотносить «престижность» конкретной профессии с её востребованностью в стране — причём не прямо сейчас, а через смехотворный срок лет хотя бы через 10-20 после абитуры. Потому что само по себе планирование (проектирование) развития стало считаться пережитком совка. А зря.
Отсюда — толпы бессмысленных образованней, чья профессия никому не нужна: юристов, экономистов, менеджеров всяких когда-то модных.
Или вот: актёров столько наплодили, что на ближайшие годы даже в самых погорелых театрах на эти позиции не просматривается вакансии. Пару лет назад Минкульт даже искоренял бесперспективные специальности целыми факультетами: пример, конечно, лихорадочного и волюнтаристского, но хоть какого-то государственного планирования и регулирования.
Таким образом, системно совместить высшее образование и проектирование развития страны — вот наша на самом деле задача. А то ж целые поколения в топку бросать — жалко как-то.