Новостной обзор

Хроники «хлебного перемирия»07 августа 2017
171
Хроники «хлебного перемирия»06 августа 2017
137
Хроники «хлебного перемирия»05 августа 2017
147
Хроники «хлебного перемирия»04 августа 2017
158
Хроники «хлебного перемирия»03 августа 2017
157

Лента новостей

19:25 16-08-2017
Киев расследует, поставлялись ли украинские двигатели КНДР
17:26 16-08-2017
Памятник генералу Ватутину в Полтаве облили краской
17:20 16-08-2017
В СБУ заявили о разоблачении агента ФСБ в собственных рядах
16:48 16-08-2017
Сирия обвинила США и Британию в поставках отравляющих веществ террористам
16:44 16-08-2017
Около аэропорта Саутенд в Лондоне прогремел взрыв
14:56 16-08-2017
Депортированный из России «куликовец» смог вернуться туда на законных основаниях
10:51 16-08-2017
Савченко предложила управлять Украиной на принципах Гетманщины 17 века
10:49 16-08-2017
Сослуживец украинского диверсанта рассказал о подставе побратима влиятельным человеком
10:42 16-08-2017
США готовятся к войне. Сотни единиц бронетехники перебрасывают за границу
10:23 16-08-2017
В Киеве монумент в честь бойцов АТО украсили изображением из Diablo III
09:41 16-08-2017
Экс-глава ВМС Украины заявил о скорой смерти флота страны
09:20 16-08-2017
Нардеп ВРУ открыл огонь у здания детского сада в Киеве
09:06 16-08-2017
Общественники: Супрун отправляет тяжелобольных украинцев на тот свет
09:02 16-08-2017
Филарет заявил, что война послана жителям Донбасса за их неправильную жизнь
08:53 16-08-2017
Индийские СМИ нашли виновных в неудаче на танковом биатлоне: танки Т-90
Все новости

В США трех человек арестовали в связи с разрушением памятника конфедератам

СМИ: Вашингтон и Сеул могут изменить соглашения о баллистических ракетах

В секторе Газа террорист-смертник подорвался на границе с Египтом

Сенатор рассказал о плане по возвращению российских детей из Ирака

Компания Ryanair обвиняет власть Германии в сговоре с Air Berlin

Архив публикаций

«    Август 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 



Псалом 50

Дорогие друзья, мира вам! Давайте вспомним сегодня этот выдающийся памятник. Не литературы даже – памятник покаяния и стяжания благости – после даже страшнейшего из грехов. 

Каждый из нас может споткнуться и впасть в грех. Такое случается нередко. Но можно ли вернуться к благочестивой жизни после греха? Христос учит нас, что не только можно, а и непременно дóлжно. Господь есть Любовь, и Он никогда не оставляет чад своих, развернувших к Нему своё сердце. Этому учит и история о грешнике, осуждённом на распятие и покаявшемся на кресте; и притча о блудном сыне; и рассказ о мытаре и фарисее... 

Подождите, но при чём же здесь Пятидесятый псалом? Ведь он, как и вся Псалтирь, был написан до явления Христа – ещё в ветхозаветное время! 

Полагаю, этим он и интересен. Интересен тем, что предвосхитил своё время. Ведь в чём различие учений Ветхого и Нового завета? – А различие, безо всяких натяжек, эпохальное: если Ветхий завет зиждется на Десяти заповедях, несущих в своей основе идею причины и следствия («око за око») и неотвратимости воздаяния, – то Иисус в Нагорной проповеди утверждает примат Любви над логикой («А Я говорю вам: не противься злому...»), не отрицая при этом и прежних принципов: «Не нарушить пришёл Закон Я, но исполнить».

Другими словами, закон Любви, о котором пришёл возвестить Спаситель, возымел своё действие в истории Давида – ещё до явления Христа. И обусловило это искреннее сердечное покаяние великого грешника, царя и псалмопевца.

Пятидесятый псалом стоит особняком во всей Псалтири. Вот, что пишет о нёмпротоиерей Андрей Ткачёв:
 
«Псалом этот важен чрезвычайно. Его стихи вошли во святое святых литургии – в Евхаристический канон. Этот псалом читается в домашних молитвах, в чине утрени, в последовании третьего часа, в чине исповеди, в панихиде и всевозможных молебных пениях. Особенно в Великий пост слышны часто в церкви от лица молящихся произносимые слова: «Яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, во велицей милости Твоей!» Но главное – им, псалмом покаянным, утешают свою душу и укрепляют ослабевший и унывающий дух все, кто согрешил, кому тошно от содеянного; все, чьё сердце измучено тайными недугами.


Покаянием своим Давид ведёт нас к вере в Того, Кто пророчески назван Сыном Давидовым – к Господу Христу. Эта спасительная вера не бывает жива и действенна у тех, кто не кается, кто не прислушивается к тому, к чему призвал нас начавший проповедь Господь: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».
протоиерей Андрей Ткачёв, 24 января 2011 г.



Что же такого натворил царь Давид, и за что ему пришлось так горячо покаяться? – Вот, как описывает известную историю Мария Городова:

Преступление

«Однажды под вечер,.. – начинает рассказ о грехопадении Давида Библия, – он прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива». Давид послал слуг разведать, кто она. Оказалось, что это Вирсавия – жена Урии Хеттеянина, храброго воина, находившегося в то время в войске царского военачальника Иоава, осаждавшем аммонитян (соседнее племя, воевавшее с Израилем). Казалось бы, известие о том, что Вирсавия замужем, должно было охладить пыл Давида, но, по-видимому, он уже отвык хоть в чём-нибудь отказывать себе. «Давид послал слуг взять её; и она пришла к нему, и он спал с нею».

Через некоторое время Вирсавия сообщает царю о своей беременности. И вот здесь-то и начинает разворачиваться та самая «цепочка грехов», когда один нераскаянный грех неизбежно влечёт за собою другой. Ребёнок, родившийся у женщины, муж которой воевал вдали от дома, стал бы прямым доказательством прелюбодеяния. А по закону Моисея, за это обоих виновников преступления ждала смерть – побиение камнями. Поэтому Давид решается на хитрость: он вызывает Урию в Иерусалим якобы для того, чтобы узнать последние новости о ходе военных действий. Настоящая цель царя проста: после свидания законного мужа с женой рождение ребёнка уже не вызвало бы никаких вопросов.

Урия приезжает и проводит в столице двое суток. Но домой, к красавице жене он, как ни странно, даже не заходит – так и ночует у ворот царского дворца вместе с другими войнами. Разгадка такого странного поведения – в его честном и прямом характере: он солдат, в стране идёт война, его товарищи воюют и погибают вдали от своих семей. И он считает для себя невозможным и постыдным в такое время идти в свой дом, чтобы там «и есть, и пить, и спать со своею женою». Поэтому «цепочка греха» продолжает разворачиваться: узнав, что его план провалился, Давид решается на убийство... С ничего не подозревающим Урией он отправляет своему военачальнику Иоаву письмо, в котором просит послать этого воина на самый опасный участок фронта и сделать так, чтобы Урия в какой-то момент остался один на один с многочисленными врагами. Таким образом, расчётливый Давид пытается придать убийству вид случайности, от которой на войне никто не застрахован. Иоав исполняет роковой приказ...

Узнав о гибели мужа, Вирсавия, как сказано в Библии, «плакала о нём», но, когда закончились обычные семь дней оплакивания, Давид забрал её к себе и женился на ней. Вскоре Вирсавия родила сына. Казалось бы, если не брать в расчёт смерть честного солдата Урии, всё, в конце концов, устроилось на редкость удачно. И Давиду даже могло показаться, что он неподсуден, что совершённые им преступления забыты, да, собственно, никто так ни о чём и не узнал. Обычное дело – властьимущие умеют скрывать и не такие вещи. Однако история грехопадения царя Давида заканчивается в Библии чеканной фразой: «И было это дело, которое сделал Давид, зло в очах Господа». Пройдёт совсем немного времени, и, как гром среди ясного неба, прозвучат слова, которые напомнят царю и о Высшей власти, и о Высшем суде.

Покаяние

Уже следующая глава 2-й Книги Царств начинается с того, что по повелению Господа к царю приходит всё тот же пророк Нафан, некогда принёсший ему Божие благословение, и рассказывает ему притчу.

«В одном городе жили два человека – богатый и бедный. У богатого было много крупного и мелкого скота, а у бедного – ничего, кроме одной овечки, которую он купил ещё маленькою, выкормил её, и она росла вместе с его детьми, и ела от его хлеба, и пила из его чаши, и на груди у него спала, и была для него как дочь. Однажды к богатому человеку пришёл странник, и богатый пожалел взять из своих овец для того, чтобы приготовить обед для странника, а взял единственную овечку бедняка и приготовил её...»

По-видимому, Давид, любивший разбирать судебные тяжбы, решил, что это как раз одно из таких дел, которое пророк повергает к его ногам для вынесения справедливого решения. Выслушав Нафана, он пришёл в негодование и воскликнул: «Да живёт Господь! Смерти достоин такой человек!» И тут же огласил свой приговор: за овечку богач должен заплатить вчетверо – за то, что совершил бесчестный поступок, и за то, что не имел сострадания! И тогда, как гром среди ясного неба, раздались слова пророка: «Ты и есть тот человек, который сделал это!»

Притча – это только форма, которую избрал Бог, чтобы через Своего пророка попытаться разбудить у царя совесть. И это удалось. Перед онемевшим Давидом раскрылась бездна совершенного им преступления, а Нафан продолжал его обличать: «Урию Хеттеянина ты поразил мечом; жену его взял себе в жёны, а его ты убил мечом аммонитян!» И дальше – как приговор: «Так говорит Господь: не отступит меч от дома твоего навеки, за то, что ты пренебрёг Меня и взял жену Урии Хеттеянина, и то, что ты сделал тайно, Я сделаю пред всем Израилем и пред солнцем».

Надо отдать Давиду должное: при желании царь мог бы заставить обличителя замолчать, но Давид был потрясён, в словах пророка он услышал голос Бога. Он смог увидеть свой грех со стороны, он взглянул на себя «очами Господа», и, сокрушённый открывшейся перед ним преступной сутью своих поступков, воскликнул: «Согрешил я пред Господом!» И Господь простил Давида. Пророк Нафан тут же возвестил: «Господь снял с тебя грех твой; ты не умрёшь».

Так неужели одной фразы достаточно, чтобы Бог сменил гнев на милость? Ответ находится в строках пятидесятого псалма: «...всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.» (Пс. 50.18-19).

По Закону Моисея, в жертву за грех необходимо было принести животное. Самой пышной и торжественной жертвой была так называемая «жертва всесожжения». Ритуал был расписан до мелочей. И в истории ветхозаветного Израиля, да и в истории христианства часто случалось, что за этими внешними ритуалами и обрядами забывалось главное: покаяние должно идти из сердца, только в этом случае внешние действия будут иметь смысл. Именно об этом и говорит Давид в покаянном псалме. Не жертва нужна Богу, а сердце, исполненное искренним покаянием и смирением.

Предсказанные пророком бедствия, которые навлёк на себя своим грехом Давид, не заставили ждать: царство потрясли мятежи и восстания, одно из которых возглавил его сын Авессалом. Давиду даже пришлось на время бежать из Иерусалима, да и вообще борьба многочисленных детей Давида между собой едва не погубила государство, поэтому, состарившись, царь по настоянию пророка Нафана провозгласил своим преемником сына от Вирсавии Соломона. Кроме него у Давида и Вирсавии было ещё трое сыновей: Шива, Шовава и Нафан, имя которого значится в родословной Спасителя.

Каяться Давид продолжал всю жизнь, как всю жизнь продолжал ощущать последствия своего греха, принесшие несчастья не только ему самому, но и всему государству. Однако, его обращение и покаяние с самого момента пророческого обличения было окончательным и бесповоротным.

* * *
(1) В конец, псалом Давиду, внегда внити к нему Нафану пророку, (2) егда вниде к Вирсавии, жене Уриеве, 50
(3) Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое.
(4) Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя:
(5) Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну.
(6) Тебе Единому согреших, и лукавое пред Тобою сотворих: яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши, внегда судити Ти.
(7) Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя.
(8) Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси.
(9) Окропиши мя иссопом, и очищуся: омыеши мя, и паче снега убелюся.
(10) Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя.
(11) Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти.
(12) Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.
(13) Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.
(14) Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя.
(15) Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся.
(16) Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего: возрадуется язык мой правде Твоей.
(17) Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою.
(18) Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши.
(19) Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.
(20) Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския.
(21) Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая: тогда возложат на олтарь Твой тельцы.
* * *



Да любите друг друга!

АКТУАЛЬНО

Добавьте комментарий

  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Наверх