Новостной обзор

Украина. Не прожить ей этот август без потерь
75
Хроники «хлебного перемирия»07 августа 2017
177
Хроники «хлебного перемирия»06 августа 2017
143
Хроники «хлебного перемирия»05 августа 2017
149
Хроники «хлебного перемирия»04 августа 2017
162

Лента новостей

19:03 17-08-2017
ЕС добился вывода из-под санкций части энергопроектов с участием России
17:34 17-08-2017
Далай-лама XIV: «У России есть потенциал стать ведущей нацией мира»
16:12 17-08-2017
Водитель BMW с документами майора СБУ сбил мотоциклистку, протаранил три авто и сбежал
16:08 17-08-2017
Украина сошла с ума: Ислямов готовит вооруженный мятеж в Крыму
16:05 17-08-2017
Министр обороны Украины заявил о готовности к вторжению России. Так оно ещё только будет?
14:55 17-08-2017
У берегов Испании спасли почти 600 нелегальных мигрантов
14:49 17-08-2017
В Голландии мужчина захватил заложницу в здании радиостанции 3FM
14:44 17-08-2017
Госдеп объявил конкурс на закупку нелетального оружия для Украины
12:35 17-08-2017
Особняк на Рублевке решили продать за биткоины
12:33 17-08-2017
Китай предложил России поучаствовать в строительстве новой АЭС
12:31 17-08-2017
Советник Трампа заявил, что США ведут экономическую войну с Китаем
12:25 17-08-2017
В Саудовской Аравии скончался второй за месяц принц
12:23 17-08-2017
Губернатор Виргинии призвал убрать памятники конфедератам
12:20 17-08-2017
Москва призвала проверить информацию о поставках Западом химоружия в Сирию
19:25 16-08-2017
Киев расследует, поставлялись ли украинские двигатели КНДР
Все новости

Теракт в Барселоне: первые лица Грузии выразили соболезнования

Азербайджанские вина и чай представят на выставке в Москве

ХК «Динамо-Минск» пополнился канадским нападающим

В Барселоне автомобиль сбил трех полицейских

Мэттис: США и Япония ответят единым фронтом на возможные угрозы КНДР

Архив публикаций

«    Август 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 



» » » Как вернуть культуру в школы?

Как вернуть культуру в школы?


Вспоминая работу в школе 30−20 лет назад, замечу, что при том уровне начитанности детей, при отсутствии компьютеров и прочих развлекательных электронных устройств школьникам предназначался меньший объем произведений литературы для изучения в классе.

После введения концентрического курса литературы количество предлагаемых произведений в каждом классе (параллели) для прочтения и понимания (или прохождения?) резко увеличился. Естественно, что для некоторых авторов и их произведений отводится, в лучшем случае, по 2 часа. Например, «Белые ночи»Ф.М.Достоевского в 9 классе. Если ученик захворал и 2−3 дня отсутствовал в школе, он вообще «проходит» мимо данного автора и произведения. Или, что часто бывает, не успел подготовиться к данному уроку (или двум) по уважительной или не очень причине. Получается, что меньше 3-х уроков на писателя и его произведение, даже одно, отводить никак нельзя. Ведь 3 урока — это уже неделя. И можно при пропущенной в школе неделе требовать отчета у ученика по самостоятельно проработанной теме. Кстати, по 2 учебных часа по программе отведено не только Достоевскому.

А что предлагает программа В.Я. Коровиной восьмиклассникам? И, как обычно, наскоком, быстро. Это рассказ И.Бунина «Кавказ». Неужели о любви после «Аси»И.Тургенева надо читать такое произведение? Ведь есть же, например, «Легкое дыхание».
В литературе ХХ века удивляет выбор авторов программы и учебников для 9 класса лирики А.Ахматовой, М.Цветаевой, Б.Пастернака. Такие «трудные» поэты! И такая духовная незрелость нынешних школьников! И еще «Матренин двор» А.Солженицына. Двадцать лет назад на уроках в 11 классе мы серьезно обсудили то, что «без праведника земля не стоит». Могут ли это воспринять девятиклассники? Думаю, нет.

Что же мы видим на уроках литературы? Если даже прочитывают заданное к уроку, «скользят» поверху, не вникая в произведение. Душа, по обыкновению, при чтении у современных школьников остается незатронутой. Остановиться, задуматься, перечитать… Это из области фантазии.

А что с традиционными авторами и произведениями? Как быть с классикой? Естественно, что при возросшем объеме произведений, начиная с древней литературы и кончая ХХ веком, уменьшается количество учебных часов на каждого автора. Но чем дальше во времени мы уходим от классической литературы и эпохи, когда она появилась, тем сложнее понять Пушкина, Лермонтова, Гоголя et cetera. Конечно, все чаще звучит мнение о том, что классика устарела и не нужна современным школьникам. И прежде всего об этом говорят «несчастные» родители, не имеющие времени и не желающие помогать детям в освоении не только нашей великой литературы, но и нашей культуры вообще. Наверное, мы, учителя литературы, пожинаем плоды своего же труда, когда многие родители нынешних учащихся, бравируя, заявляют детям, что сами не читали, например, «Войну и мир» Толстого и вполне обошлись без этого. Что с этим делать? И как «бороться» за русскую литературу? Или уже не надо? Или бесполезно?

К сожалению, новое поколение учителей, идущее нам на смену, тоже «выходит» из соответствующей среды. Уже почти не осталось в школе настоящих учителей-интеллигентов, которые не только «сеют разумное, доброе, вечное», но и сами собой представляют это. Такие учителя уходят из школы уже по возрасту или потому, что не освоили новых технологий. Сама обстановка в школе, как правило, не располагает к духовности. Никто не оценивает школу и учеников по духовному настрою, по культуре поведения. Только по оценкам, только формально!

Конечно, трудно в бездуховном российском обществе создавать оазисы культуры в школе. Тем более что нет указания сверху и нет потребности снизу. Очень грустно!

Как закончить размышления? Русская литература подскажет: «Кто виноват?» и «Что делать?». Пока «нет ответа», «хотя чудным звоном заливается колокольчик». Но нет оптимизма, как у Гоголя, потому что уже не сторонятся и не дают России «дорогу другие народы и государства».

АКТУАЛЬНО

Добавьте комментарий

  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Наверх