После введения концентрического курса литературы количество предлагаемых произведений в каждом классе (параллели) для прочтения и понимания (или прохождения?) резко увеличился. Естественно, что для некоторых авторов и их произведений отводится, в лучшем случае, по 2 часа. Например, «Белые ночи»Ф.М.Достоевского в 9 классе. Если ученик захворал и 2−3 дня отсутствовал в школе, он вообще «проходит» мимо данного автора и произведения. Или, что часто бывает, не успел подготовиться к данному уроку (или двум) по уважительной или не очень причине. Получается, что меньше 3-х уроков на писателя и его произведение, даже одно, отводить никак нельзя. Ведь 3 урока — это уже неделя. И можно при пропущенной в школе неделе требовать отчета у ученика по самостоятельно проработанной теме. Кстати, по 2 учебных часа по программе отведено не только Достоевскому.
В литературе ХХ века удивляет выбор авторов программы и учебников для 9 класса лирики А.Ахматовой, М.Цветаевой, Б.Пастернака. Такие «трудные» поэты! И такая духовная незрелость нынешних школьников! И еще «Матренин двор» А.Солженицына. Двадцать лет назад на уроках в 11 классе мы серьезно обсудили то, что «без праведника земля не стоит». Могут ли это воспринять девятиклассники? Думаю, нет.
Что же мы видим на уроках литературы? Если даже прочитывают заданное к уроку, «скользят» поверху, не вникая в произведение. Душа, по обыкновению, при чтении у современных школьников остается незатронутой. Остановиться, задуматься, перечитать… Это из области фантазии.
А что с традиционными авторами и произведениями? Как быть с классикой? Естественно, что при возросшем объеме произведений, начиная с древней литературы и кончая ХХ веком, уменьшается количество учебных часов на каждого автора. Но чем дальше во времени мы уходим от классической литературы и эпохи, когда она появилась, тем сложнее понять Пушкина, Лермонтова, Гоголя et cetera. Конечно, все чаще звучит мнение о том, что классика устарела и не нужна современным школьникам. И прежде всего об этом говорят «несчастные» родители, не имеющие времени и не желающие помогать детям в освоении не только нашей великой литературы, но и нашей культуры вообще. Наверное, мы, учителя литературы, пожинаем плоды своего же труда, когда многие родители нынешних учащихся, бравируя, заявляют детям, что сами не читали, например, «Войну и мир» Толстого и вполне обошлись без этого. Что с этим делать? И как «бороться» за русскую литературу? Или уже не надо? Или бесполезно?
К сожалению, новое поколение учителей, идущее нам на смену, тоже «выходит» из соответствующей среды. Уже почти не осталось в школе настоящих учителей-интеллигентов, которые не только «сеют разумное, доброе, вечное», но и сами собой представляют это. Такие учителя уходят из школы уже по возрасту или потому, что не освоили новых технологий. Сама обстановка в школе, как правило, не располагает к духовности. Никто не оценивает школу и учеников по духовному настрою, по культуре поведения. Только по оценкам, только формально!
Конечно, трудно в бездуховном российском обществе создавать оазисы культуры в школе. Тем более что нет указания сверху и нет потребности снизу. Очень грустно!