Новостной обзор

Хроника специальной военной операции на утро: 19 апреля 2024
72
Самые актуальные новости Казахстана на утро: 19 апреля 2024
72
Самые актуальные новости Белоруссии на утро: 19 апреля 2024
77
Николаев: Дайджест за 18.04.2024 от николаевских граждан
93
Новости новых субъектов РФ: 18 апреля 2024
105
Главные события ближнего зарубежья: 18 апреля 2024
98
Молдавия: главные новости к этому часу: 18 апреля 2024
92

Лента новостей

20:44 18-04-2024
В бундестаге призвали позволить Украине нанести удар по Минобороны России
18:21 18-04-2024
Киев запросил экстренные поставки электроэнергии из Румынии, Польши и Словакии
17:50 18-04-2024
Украинское правительство хочет интегрировать западные языки в общество
17:45 18-04-2024
Соратница Трампа предложила каждому конгрессмену, кто поддержит новый пакет помощи Украине, вступить в ВСУ
14:51 18-04-2024
Джонсон назвал Россию, Китай и Иран осью зла и заявил о необходимой помощи Украине
14:21 18-04-2024
160 украинских детей, которых считали вывезенными в РФ, нашлись в Германии
12:10 18-04-2024
Премьер-министр Катара заявил о стремлении пересмотреть посредничество между ХАМАС и Израилем
12:05 18-04-2024
Россия ужесточает миграционную политику
11:26 18-04-2024
ЕС платит за импорт газа в четыре раза больше, чем США и Китай
11:05 18-04-2024
Казахстан хочет отсудить у западных нефтяных гигантов $150 миллиардов
08:29 18-04-2024
Президент Ирана: Наша операция была ограниченной
06:39 18-04-2024
Франция стала главным покупателем российского газа среди европейских стран
21:16 17-04-2024
Новый законопроект Конгресса США предписывает президенту договориться с Киевом о возврате денег
20:36 17-04-2024
На Украине новый способ «списывания» уголовных дел
18:49 17-04-2024
Столтенберг призвал страны НАТО отправить Киеву дополнительные системы ПВО
18:43 17-04-2024
Урсула фон дер Ляйен выразила желание руководить европейским ВПК
Все новости

ВосходИнфо » Аналитика / Прогнозы » Социум » Как вернуть культуру в школы?

Как вернуть культуру в школы?


Вспоминая работу в школе 30−20 лет назад, замечу, что при том уровне начитанности детей, при отсутствии компьютеров и прочих развлекательных электронных устройств школьникам предназначался меньший объем произведений литературы для изучения в классе.

После введения концентрического курса литературы количество предлагаемых произведений в каждом классе (параллели) для прочтения и понимания (или прохождения?) резко увеличился. Естественно, что для некоторых авторов и их произведений отводится, в лучшем случае, по 2 часа. Например, «Белые ночи»Ф.М.Достоевского в 9 классе. Если ученик захворал и 2−3 дня отсутствовал в школе, он вообще «проходит» мимо данного автора и произведения. Или, что часто бывает, не успел подготовиться к данному уроку (или двум) по уважительной или не очень причине. Получается, что меньше 3-х уроков на писателя и его произведение, даже одно, отводить никак нельзя. Ведь 3 урока — это уже неделя. И можно при пропущенной в школе неделе требовать отчета у ученика по самостоятельно проработанной теме. Кстати, по 2 учебных часа по программе отведено не только Достоевскому.

А что предлагает программа В.Я. Коровиной восьмиклассникам? И, как обычно, наскоком, быстро. Это рассказ И.Бунина «Кавказ». Неужели о любви после «Аси»И.Тургенева надо читать такое произведение? Ведь есть же, например, «Легкое дыхание».
В литературе ХХ века удивляет выбор авторов программы и учебников для 9 класса лирики А.Ахматовой, М.Цветаевой, Б.Пастернака. Такие «трудные» поэты! И такая духовная незрелость нынешних школьников! И еще «Матренин двор» А.Солженицына. Двадцать лет назад на уроках в 11 классе мы серьезно обсудили то, что «без праведника земля не стоит». Могут ли это воспринять девятиклассники? Думаю, нет.

Что же мы видим на уроках литературы? Если даже прочитывают заданное к уроку, «скользят» поверху, не вникая в произведение. Душа, по обыкновению, при чтении у современных школьников остается незатронутой. Остановиться, задуматься, перечитать… Это из области фантазии.

А что с традиционными авторами и произведениями? Как быть с классикой? Естественно, что при возросшем объеме произведений, начиная с древней литературы и кончая ХХ веком, уменьшается количество учебных часов на каждого автора. Но чем дальше во времени мы уходим от классической литературы и эпохи, когда она появилась, тем сложнее понять Пушкина, Лермонтова, Гоголя et cetera. Конечно, все чаще звучит мнение о том, что классика устарела и не нужна современным школьникам. И прежде всего об этом говорят «несчастные» родители, не имеющие времени и не желающие помогать детям в освоении не только нашей великой литературы, но и нашей культуры вообще. Наверное, мы, учителя литературы, пожинаем плоды своего же труда, когда многие родители нынешних учащихся, бравируя, заявляют детям, что сами не читали, например, «Войну и мир» Толстого и вполне обошлись без этого. Что с этим делать? И как «бороться» за русскую литературу? Или уже не надо? Или бесполезно?

К сожалению, новое поколение учителей, идущее нам на смену, тоже «выходит» из соответствующей среды. Уже почти не осталось в школе настоящих учителей-интеллигентов, которые не только «сеют разумное, доброе, вечное», но и сами собой представляют это. Такие учителя уходят из школы уже по возрасту или потому, что не освоили новых технологий. Сама обстановка в школе, как правило, не располагает к духовности. Никто не оценивает школу и учеников по духовному настрою, по культуре поведения. Только по оценкам, только формально!

Конечно, трудно в бездуховном российском обществе создавать оазисы культуры в школе. Тем более что нет указания сверху и нет потребности снизу. Очень грустно!

Как закончить размышления? Русская литература подскажет: «Кто виноват?» и «Что делать?». Пока «нет ответа», «хотя чудным звоном заливается колокольчик». Но нет оптимизма, как у Гоголя, потому что уже не сторонятся и не дают России «дорогу другие народы и государства».

26-03-2016, 11:06
Робот написал научно-фантастический роман
7-05-2016, 14:11
«Лишний материал» - власти Украины решили упростить школьную программу
3-03-2016, 14:30
По одесской школе разгуливал педофил – участник АТО

Добавьте комментарий

  • Смайлы и люди
    Животные и природа
    Еда и напитки
    Активность
    Путешествия и места
    Предметы
    Символы
    Флаги
Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Наверх