Новостной обзор

Новороссия сегодня
89
Хроники «новогоднего перемирия» 19.02. 2018
39
Итоги недели. Мюнхенский пшик, грузинский исход и наполовину пустой стакан
61
Ночная сводка, 19 февраля
111
Ночная сводка, 18 февраля
218

Лента новостей

13:26 19-02-2018
Расстрелянное Прощеное воскресенье: Пятеро убитых
12:16 19-02-2018
Неприкасаемых не будет: Владимир Путин рассказал о новой реальности борьбы с коррупцией
12:06 19-02-2018
У православных наступает Великий пост
11:33 18-02-2018
Глава МИД ФРГ поддержал инициативу Путина о вводе миротворцев на Донбасс
21:13 17-02-2018
Грудинину нет дела до обманутых дольщиков
14:25 17-02-2018
Киевские власти разрешили вывешивать бандеровский флаг по праздникам
14:17 17-02-2018
Столичная полиция задержала 20 обманутых пайщиков ЗАО «Совхоза им. Ленина»
20:20 16-02-2018
Рамзан Кадыров: «желаю Путину как можно дольше оставаться главой государства»
19:34 16-02-2018
Унижения России продолжаются: МОК запретил российским спортсменам демонстрировать медали
18:41 16-02-2018
Президент РФ о главном векторе развитии страны
13:49 16-02-2018
Турчинов объяснил, почему Украина не может объявить войну России
13:42 16-02-2018
США готовят террористов в Сирии – в руки журналистов попала уникальная карта с расположением тренировочных баз
08:15 16-02-2018
Стрелок из Флориды предстал перед судом
17:33 15-02-2018
Медицина «по-новому»: спасибо Владимиру Владимировичу
17:32 15-02-2018
КПРФ выдала Грудинину волчий билет
Все новости

Как Беларусь сама потеряла медаль, которую украли накануне

Ели блины и голосовали: чем занимались кандидаты в день выборов

Путь к звездам по версии Илона Маска – мнения ученых Молдовы и Израиля

Владыка Шио: не прощенная обида — заноза в нашем сердце

О возрождении армянских карасов, «воровстве» из Нахичевани и реактивных МиГах

Архив публикаций

«    Февраль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728 



» » » Как вернуть культуру в школы?

Как вернуть культуру в школы?


Вспоминая работу в школе 30−20 лет назад, замечу, что при том уровне начитанности детей, при отсутствии компьютеров и прочих развлекательных электронных устройств школьникам предназначался меньший объем произведений литературы для изучения в классе.

После введения концентрического курса литературы количество предлагаемых произведений в каждом классе (параллели) для прочтения и понимания (или прохождения?) резко увеличился. Естественно, что для некоторых авторов и их произведений отводится, в лучшем случае, по 2 часа. Например, «Белые ночи»Ф.М.Достоевского в 9 классе. Если ученик захворал и 2−3 дня отсутствовал в школе, он вообще «проходит» мимо данного автора и произведения. Или, что часто бывает, не успел подготовиться к данному уроку (или двум) по уважительной или не очень причине. Получается, что меньше 3-х уроков на писателя и его произведение, даже одно, отводить никак нельзя. Ведь 3 урока — это уже неделя. И можно при пропущенной в школе неделе требовать отчета у ученика по самостоятельно проработанной теме. Кстати, по 2 учебных часа по программе отведено не только Достоевскому.

А что предлагает программа В.Я. Коровиной восьмиклассникам? И, как обычно, наскоком, быстро. Это рассказ И.Бунина «Кавказ». Неужели о любви после «Аси»И.Тургенева надо читать такое произведение? Ведь есть же, например, «Легкое дыхание».
В литературе ХХ века удивляет выбор авторов программы и учебников для 9 класса лирики А.Ахматовой, М.Цветаевой, Б.Пастернака. Такие «трудные» поэты! И такая духовная незрелость нынешних школьников! И еще «Матренин двор» А.Солженицына. Двадцать лет назад на уроках в 11 классе мы серьезно обсудили то, что «без праведника земля не стоит». Могут ли это воспринять девятиклассники? Думаю, нет.

Что же мы видим на уроках литературы? Если даже прочитывают заданное к уроку, «скользят» поверху, не вникая в произведение. Душа, по обыкновению, при чтении у современных школьников остается незатронутой. Остановиться, задуматься, перечитать… Это из области фантазии.

А что с традиционными авторами и произведениями? Как быть с классикой? Естественно, что при возросшем объеме произведений, начиная с древней литературы и кончая ХХ веком, уменьшается количество учебных часов на каждого автора. Но чем дальше во времени мы уходим от классической литературы и эпохи, когда она появилась, тем сложнее понять Пушкина, Лермонтова, Гоголя et cetera. Конечно, все чаще звучит мнение о том, что классика устарела и не нужна современным школьникам. И прежде всего об этом говорят «несчастные» родители, не имеющие времени и не желающие помогать детям в освоении не только нашей великой литературы, но и нашей культуры вообще. Наверное, мы, учителя литературы, пожинаем плоды своего же труда, когда многие родители нынешних учащихся, бравируя, заявляют детям, что сами не читали, например, «Войну и мир» Толстого и вполне обошлись без этого. Что с этим делать? И как «бороться» за русскую литературу? Или уже не надо? Или бесполезно?

К сожалению, новое поколение учителей, идущее нам на смену, тоже «выходит» из соответствующей среды. Уже почти не осталось в школе настоящих учителей-интеллигентов, которые не только «сеют разумное, доброе, вечное», но и сами собой представляют это. Такие учителя уходят из школы уже по возрасту или потому, что не освоили новых технологий. Сама обстановка в школе, как правило, не располагает к духовности. Никто не оценивает школу и учеников по духовному настрою, по культуре поведения. Только по оценкам, только формально!

Конечно, трудно в бездуховном российском обществе создавать оазисы культуры в школе. Тем более что нет указания сверху и нет потребности снизу. Очень грустно!

Как закончить размышления? Русская литература подскажет: «Кто виноват?» и «Что делать?». Пока «нет ответа», «хотя чудным звоном заливается колокольчик». Но нет оптимизма, как у Гоголя, потому что уже не сторонятся и не дают России «дорогу другие народы и государства».

АКТУАЛЬНО

Добавьте комментарий

  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Наверх