Новостной обзор

Ночная сводка, 13 декабря
221
Хроники «школьного перемирия» 12.12. 2017
93
Обстановка на временно оккупированной ВСУ территории Донбасса
71
Ще не вмерла? 12.12.2017
59
Мечты о бездотационном бюджете и массовая казнь X века: Крым за неделю
62

Лента новостей

11:47 13-12-2017
Украина решила провести экологическую экспертизу строительства Крымского моста
08:54 13-12-2017
МОК аннулировал результат женской сборной России по хоккею на ОИ-2014 в Сочи
20:37 12-12-2017
Путин «глазами» японских СМИ
20:36 12-12-2017
Путин «глазами» японских СМИ
16:34 12-12-2017
Украина объявила об аресте четырех тысяч предприятий в Крыму
13:45 12-12-2017
В Москве предотвратили готовившийся на Новый год теракт
13:19 12-12-2017
ГП потребовала заблокировать сайты «нежелательных» организаций
13:14 12-12-2017
Обстановка на временно оккупированной ВСУ территории Донбасса
13:04 12-12-2017
Ще не вмерла? 12.12.2017
08:54 12-12-2017
Статус Иерусалима — предмет палестино-израильских переговоров: Путин
08:50 12-12-2017
Прокуратура Украины обжалует освобождение Саакашвили
08:46 12-12-2017
Турчинов давал приказ применять оружие в Крыму в 2014 году: Яценюк
08:43 12-12-2017
На дорогах России появятся новые знаки и таблички
08:39 12-12-2017
Трамп распорядился возобновить полеты на Луну
08:33 12-12-2017
Во Львове погиб военный инструктор из США
Все новости

В Тбилиси ограбили филиал «Банка Грузии»

«Желаем мира евреям» — поздравления первых лиц Грузии с Ханукой

Чиновник отдыхает за границей, а в Хатаинском районе продали парк

ВС Армении вновь используют пулеметы

Центробанк АР огласил курс маната на 13 декабря

Архив публикаций

«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031



» » » Как вернуть культуру в школы?

Как вернуть культуру в школы?


Вспоминая работу в школе 30−20 лет назад, замечу, что при том уровне начитанности детей, при отсутствии компьютеров и прочих развлекательных электронных устройств школьникам предназначался меньший объем произведений литературы для изучения в классе.

После введения концентрического курса литературы количество предлагаемых произведений в каждом классе (параллели) для прочтения и понимания (или прохождения?) резко увеличился. Естественно, что для некоторых авторов и их произведений отводится, в лучшем случае, по 2 часа. Например, «Белые ночи»Ф.М.Достоевского в 9 классе. Если ученик захворал и 2−3 дня отсутствовал в школе, он вообще «проходит» мимо данного автора и произведения. Или, что часто бывает, не успел подготовиться к данному уроку (или двум) по уважительной или не очень причине. Получается, что меньше 3-х уроков на писателя и его произведение, даже одно, отводить никак нельзя. Ведь 3 урока — это уже неделя. И можно при пропущенной в школе неделе требовать отчета у ученика по самостоятельно проработанной теме. Кстати, по 2 учебных часа по программе отведено не только Достоевскому.

А что предлагает программа В.Я. Коровиной восьмиклассникам? И, как обычно, наскоком, быстро. Это рассказ И.Бунина «Кавказ». Неужели о любви после «Аси»И.Тургенева надо читать такое произведение? Ведь есть же, например, «Легкое дыхание».
В литературе ХХ века удивляет выбор авторов программы и учебников для 9 класса лирики А.Ахматовой, М.Цветаевой, Б.Пастернака. Такие «трудные» поэты! И такая духовная незрелость нынешних школьников! И еще «Матренин двор» А.Солженицына. Двадцать лет назад на уроках в 11 классе мы серьезно обсудили то, что «без праведника земля не стоит». Могут ли это воспринять девятиклассники? Думаю, нет.

Что же мы видим на уроках литературы? Если даже прочитывают заданное к уроку, «скользят» поверху, не вникая в произведение. Душа, по обыкновению, при чтении у современных школьников остается незатронутой. Остановиться, задуматься, перечитать… Это из области фантазии.

А что с традиционными авторами и произведениями? Как быть с классикой? Естественно, что при возросшем объеме произведений, начиная с древней литературы и кончая ХХ веком, уменьшается количество учебных часов на каждого автора. Но чем дальше во времени мы уходим от классической литературы и эпохи, когда она появилась, тем сложнее понять Пушкина, Лермонтова, Гоголя et cetera. Конечно, все чаще звучит мнение о том, что классика устарела и не нужна современным школьникам. И прежде всего об этом говорят «несчастные» родители, не имеющие времени и не желающие помогать детям в освоении не только нашей великой литературы, но и нашей культуры вообще. Наверное, мы, учителя литературы, пожинаем плоды своего же труда, когда многие родители нынешних учащихся, бравируя, заявляют детям, что сами не читали, например, «Войну и мир» Толстого и вполне обошлись без этого. Что с этим делать? И как «бороться» за русскую литературу? Или уже не надо? Или бесполезно?

К сожалению, новое поколение учителей, идущее нам на смену, тоже «выходит» из соответствующей среды. Уже почти не осталось в школе настоящих учителей-интеллигентов, которые не только «сеют разумное, доброе, вечное», но и сами собой представляют это. Такие учителя уходят из школы уже по возрасту или потому, что не освоили новых технологий. Сама обстановка в школе, как правило, не располагает к духовности. Никто не оценивает школу и учеников по духовному настрою, по культуре поведения. Только по оценкам, только формально!

Конечно, трудно в бездуховном российском обществе создавать оазисы культуры в школе. Тем более что нет указания сверху и нет потребности снизу. Очень грустно!

Как закончить размышления? Русская литература подскажет: «Кто виноват?» и «Что делать?». Пока «нет ответа», «хотя чудным звоном заливается колокольчик». Но нет оптимизма, как у Гоголя, потому что уже не сторонятся и не дают России «дорогу другие народы и государства».

АКТУАЛЬНО

Добавьте комментарий

  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Наверх