Лента новостей

18:11 20-01-2017
Харьковский мэр отказался переименовать проспект Героев Сталинграда
18:07 20-01-2017
Пьяные украинские солдаты угнали БМП и ранили сослуживцев из пулемета
14:50 20-01-2017
Американские СМИ узнали о расследовании связей команды Трампа с Россией
14:35 20-01-2017
Депутата Рады уличили в получении фальшивого диплома академика
13:45 20-01-2017
Roshen остановил деятельность своей фабрики в Липецке
09:38 20-01-2017
Клин
08:42 20-01-2017
Владимир Путин и Сергей Лавров не изменят политического курса
17:32 19-01-2017
«Кастрюльные» СМИ негодуют: в экс-Кировограде крещенские купания прошли под легендарный русский марш
16:08 19-01-2017
Дивизию, где служили Егоров и Кантария, полностью воссоздадут в этом году
15:59 19-01-2017
Жителя Вильнюса оштрафовали за прилюдную сушку советского флага
15:54 19-01-2017
Порошенко потребовал предоставить Украине безвиз в ближайшие недели
15:50 19-01-2017
Европе пригрозили экологической катастрофой из-за мусора во Львове
15:35 19-01-2017
Рада одобрила допуск иностранных военных на Украину
15:07 19-01-2017
Порошенко обвинил Россию в кибервойне против всего мира
09:28 19-01-2017
Байден призвал продолжить работу по противостоянию российскому влиянию в Европе
08:09 19-01-2017
Россия, Турция и Сирийская армия проводят масштабную операцию в Сирии
16:10 18-01-2017
Людьми не торгуем: Захарова отвергла «предложение» ЦРУ
14:01 18-01-2017
Телеканал RT начал вещание в ООН
13:43 18-01-2017
Между тем: Порошенко пообещал украинцам безвизовый режим со Швейцарией
13:36 18-01-2017
Заявления Путина стали одной из главных тем последнего при Обаме брифинга в Белом доме
09:52 18-01-2017
Аваков призвал пограничников приготовиться к захвату Донбасса в 2017 году
08:48 18-01-2017
Савченко: вернуть Донбасс можно только при временном отказе от Крыма
07:55 18-01-2017
Рост зарплат – критерий уровня жизни населения
22:39 17-01-2017
Порошенко окончательно сошел с ума и объявил себя мировым лидером
19:45 17-01-2017
Латвия исчерпала резерв: денег осталось на две пенсии
19:19 17-01-2017
Путин: «Люди, которые заказывают фальшивки против Трампа, хуже проституток»
18:25 17-01-2017
Президент Молдавии хочет разорвать соглашение с ЕС и начать движение в сторону Евразийского союза
13:59 17-01-2017
Лавров рассказал, как переодетые дипломаты США участвовали в митингах оппозиции
13:29 17-01-2017
Украина сменит «напоминающие об оккупации» названия портов и железных дорог
13:00 17-01-2017
Лавров рассказал о накладных бровях дипломатов США и переодевании в женщину
10:02 17-01-2017
Трамп в интервью The Times: «Снятие антироссийских санкций - то, от чего много людей выиграет»
09:09 17-01-2017
Высокий суд Лондона начнет слушания по долгу Украины перед Россией
05:48 17-01-2017
Крымский визит глав ДНР и ЛНР
05:46 17-01-2017
Запрещен импорт для нужд обороны и безопасности России
18:39 16-01-2017
МИД Франции назвал провокацией планы Трампа перенести посольство США в Иерусалим
18:36 16-01-2017
Байден сравнил путь Украины к демократии с полетом на Луну
18:04 16-01-2017
В турецком Диярбакыре прогремел взрыв
14:52 16-01-2017
Первый шаг к возвращению Пальмиры сделан
14:37 16-01-2017
Партия Яценюка требует исключить Савченко из комитета по нацбезопасности
14:35 16-01-2017
Война за янтарь: Под Житомиром неизвестные расстреляли толпу людей
14:31 16-01-2017
Байден сравнил евроинтеграцию Украины с полетом на Луну
12:49 16-01-2017
Байден одобрил срыв Минских соглашений украинской стороной
10:15 16-01-2017
Новые дивизии береговой обороны
10:14 16-01-2017
На Западной Украине новое обострение «янтарной войны» со стрельбой и захватом заложников
10:09 16-01-2017
Сирия: убийство переговорщика и молчание «мирового сообщества»
Все новости

Архив публикаций

«    Январь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru

» » » Отличие западных вероисповеданий от Православия

Отличие западных вероисповеданий от Православия

Существенное отличие западных вероисповеданий от православия не в отдельных догматах, а в общем воззрении на христианскую жизнь.

Введение
 
Кто хочет узнать истинное существо католичества, протестантства или православия, тот должен обратиться не к теоретическому их учению, а к их понятию о жизни, к их учению, именно, о личном спасении, в котором (учении) это понятие ясно выражено, — тот должен опросить каждое из вероисповеданий, в чем оно полагает смысл жизни человека, его высшее благо.
 
Догмат о filioque, несомненно, касается краеугольного камня нашей веры, — но выразил ли он, этот догмат, все католичество, и можно ли думать, что с устранением его западное христианство пойдет на примирение с нами? Устранен будет только один из многочисленных пунктов разногласия, только одним из многочисленных поводов к пререканиям будет меньше, а разделение не ослабеет нисколько. Ведь, не от filioque католичество, а наоборот.

Догмат о папстве, конечно, составляет основную пружину, так сказать, душу католичества, но, опять-таки, не от папства произошло извращенное католическое жизнепонимание, а от этого последнего — папство. Иначе не объяснить, почему и каким образом папа нашел и находит себе в западном мире столько покорных, фанатически преданных ему слуг и стольких безгласных последователей.
Точно так же не вследствие отвержения таинств и церковного предания и не вследствие преувеличенного понятия о падшей природе человека, протестанты пришли к своему призрачному, фиктивному спасению, а, наоборот, исказивши самое понятие о жизни, они должны были последовательно исказить и все церковное устройство и учение.

Предположим, что все ошибки в учении и устройстве будут исправлены, искаженное понятие о жизни докажет, что эти исправления только на словах, чрез несколько времени протестанты должны будут создать на место устраненных новые искажения, новые ошибки.
Точно так же и православие узнается не из его теоретического учения. Отвлеченные положения и формулы по самой своей отвлеченности одинаково неудобопонятны, неудобопредставимы для человека, будут ли они католическими или православными. Разве прямая логическая нелепость обнаружит несостоятельность инославной системы?
 
Как выражение именно объективно данной истины, православие всего более и глубже познается там, где оно всего непосредственнее соприкасается с этой объективной истиной, с областью действительного бытия: в своем описании действительной жизни человека, в своем определении жизнецели и основанном на этом последнем учении о личном спасении.

Только окончательно усвоивши себе православное учение о жизни, можно вполне (не логикой только) убедиться в непреложной, безусловной истинности православия, — можно понять, наглядно уразуметь эту истинность. После же этого получат свой глубокий, полножизненный смысл и все те теоретические положения, все те догматы, которые раньше казались лишь безразличными метафизическими тонкостями. Все это будет одно и то же, единое по духу и идее, учение об истинной жизни, только на этот раз жизнь рассматривается не для человека, а в своей объективной данности, сама в себе.

В этих азбучных истинах пришлось убедиться на деле и мне при написании моего сочинения. К вопросу о личном спасении я приступил на первых порах с интересом чисто теоретическим. Мне хотелось выяснить себе вопрос этот, просто как темный, запутанный пункт вероучения, трудно поддающийся определению. Как точнее выразить наше учение о спасении? Что православному нельзя говорить так, как говорят католики, это известно; что ему еще менее можно говорить так, как говорят протестанты, это тоже выше всякого сомнения, — но как он должен говорить?

Значение святоотеческих писаний для уяснения православного учения о спасении

Чтобы дать себе отчет в этом, я стал читать творения свв. Отцов Церкви. Читал я их не только потому, что принимал их, так сказать, канонический авторитет, не только в качестве обязательного для всякого христианина церковного предания. Моя мысль была несколько иная: я искал в творениях свв. Отцов описания и разъяснения жизни по Христу, или истинной, должной жизни.

Мы знаем, что Иисус Христос принес нам прежде и главнее всего новую жизнь и научил ей Апостолов, и что дело церковного предания — не учение только передавать, но передавать из рода в род именно эту зачавшуюся с Христом жизнь, передавать именно то, что не передается никаким словом, никаким письменем, а лишь непосредственным общением личностей.

Теоретическое учение только обобщает и возводит в систему это учение о жизни. Поэтому Апостолы и выбирали своими преемниками и заместителями людей, именно наиболее преуспевших, наиболее сознательно и прочно усвоивших себе возвещенную им жизнь Христову.
Поэтому и Отцами Церкви признаются не те из церковных писателей, которые были наиболее учены, наиболее начитанны в церковной литературе.
 
Отцами Церкви признаются писатели святые, т.е. воплотившие в себе ту жизнь Христову, хранить и распространять которую Церковь получила себе в удел. Если же так, то составить себе правильное понятие о православии можно не разбором его основоположительного, отвлеченного учения, а именно наблюдением над этой реальной жизнью по Христу, которая хранится в Православной Церкви. А так как признанными носителями, воплотителями этой жизни, этого жизненного предания были свв. Отцы, в писаниях своих подробно толкующие эту жизнь, — то естественно к ним для наблюдений и обратиться. Я так и сделал.

Противоположность христианского святоотеческого мировоззрения мировоззрению юридическому, западному
Чем больше я читал свв. Отцов, тем для меня становилось все яснее и яснее, что я вращаюсь в совершенно особом мире, в кругу понятий, далеко не похожем на наш.

Я стал понимать, что разность православия и инославия заключается не в каких-нибудь частных недомолвках и неточностях, а прямо в самом корне, в принципе, что православие и инославие противоположны между собой так же, как противоположны себялюбие, жизнь по стихиям мира, ветхий человек — и самоотверженная любовь, жизнь по Христу, человек обновленный.

Предо мной встали два совершенно отличных, не сводимых одно на другое, мировоззрения: правовое и нравственное, христианское. Первое я назвал правовым, потому что лучшим выражением этого мировоззрения служит западный правовой строй, в котором личность и ее нравственное достоинство пропадают и остаются только отдельные правовые единицы и отношения между ними. Бог понимается главным образом Первопричиной и Владыкой мира, замкнутым в Своей абсолютности, отношения Его к человеку подобны отношениям царя к подчиненному и совсем не похожи на нравственный союз.

Точно так же и человек представляется в его отдельности: он живет для себя и только одной внешней стороной своего бытия соприкасается с жизнью общего, только пользуется этим общим; даже и Бог с точки зрения человека является только средством к достижению благополучия. Началом жизни, следовательно, признается себялюбие, а общим признаком бытия — взаимная отчужденность всего живущего.

Между тем, по мысли свв. Отцов, бытие и жизнь в собственном смысле принадлежат только Богу, который и носит название «Сый», — все же остальное, все тварное существует и живет исключительно своим причастием этой истинной жизни Божией, этой вожделенной Красоте, по словам св. Василия Великого.

Бог, следовательно, связан со Своим творением не одним абсолютным «да будет», Бог в прямом смысле служит средоточием жизни, без которого тварь так же немыслима в своем настоящем существовании, как и необъяснима в своем происхождении. Переводя это метафизическое положение на язык нравственной жизни, получим правило: никто не может и не должен жить для себя, смысл жизни каждого частного бытия — в Боге, что практически значит: в исполнении Его воли.

«Я пришел не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца». Основным началом жизни каждого признается, таким образом, уже не себялюбие, а «любовь истины» (2Сол.2,10).

Верный этому закону, человек в своих отношениях к Богу, миру и к людям, руководится уже не себялюбивой жаждой бытия (выводом отсюда была бы борьба за существование), а бескорыстным алканием и жажданием правды, как высшего закона, которому он и приносит в жертву свое бытие. В правовом жизнепонимании искали счастия, здесь ищут истины.
 
Там нравственное добро — святость — считалось средством к достижению блаженства, здесь истинное бытие и приписывается только одному нравственному добру, воплощенному в Боге, — и блаженство человека, следовательно, считается тождественным со святостью.

1. Правовое жизнепонимание в католичестве и протестантстве
 
 
 

АКТУАЛЬНО

Добавьте комментарий

  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Наверх