14 октября. Это был очень долгий день (заметки киевлянина)

Это был очень долгий день, полный не просто противоречивых, но и, казалось бы, несовместимых впечатлений. Впрочем, когда мне, как журналисту, пришла идея побывать на двух мероприятиях украинских национал-радикалов, да к тому же в день одного из самых своих любимых праздников – Покрова Пресвятой Богородицы, я понимал, что трудности неизбежны.

Утром была радость Божественной литургии. В храме тепло и торжественно. Свет широкими лучами льётся из окон, освещая алтарь.
 
Накануне были дожди, пасмурно, а сегодня сияет солнце. Золотая киевская осень. Иногда думаешь: за те беззакония, что творятся на нашей земле, будем лишены мы этой красоты и благолепия. Но Господь милостив. И в нынешнем году явил Свою любовь. Может быть, потому что мера Его терпения ещё не наполнилась. Может, ради молитв великих лаврских святых и неизвестных  молящихся киевлян. А может быть, значение того, что происходит здесь, в храме и вообще в Церкви, настолько важно и свято, что не хочет Бог из-за ничтожного, злобного мельтешения кучки обезумевших политиканов и обманутых ими несчастных, лишать Своих верных этой радости.

Попросив вместе со всеми Божью Матерь покрыть нашу землю и всех нас Своим чудесным Покровом, я вышел из храма. В первоначальном смысле церковь (ekklesia) – это собрание. Вот, значит, и отправился я совсем в иные «собрания».
 
14 октября партия «Свобода» Олега Тягныбока и гражданский корпус «Азов» Андрея Билецкого (первые скрытые, а вторые откровенные нацисты) решили провести свои мероприятия, посвящённые дню создания УПА, дню защитника Украины. Что-то ещё невнятно говорилось о 25-летии незалежности. И в самом конце среди поводов для празднования упоминалась «Покрова». Замечу, у ряда украинских писателей этот праздник пишется с маленькой буквы. Забегая вперёд, скажу, что в этот день ему уделялось совсем немного внимания, а выступавшие деятели и ораторы путались в названии, произносили «покрова» с ударением на последнем слоге.

Первое сборище (уж простите за резкость, но иначе мне трудно именовать сходку панов, лицом которых является артист Бенюк, прилюдно с дружками избивавший президента Первого национального телеканала) происходило в парке имени Т.Г.Шевченко. У памятника поэту. Напротив красного корпуса Киевского университета, основанного российским императором Николаем Первым.
 
Почётными членами университета были корифеи русской науки и культуры – Д.И.Менделеев, И.С.Тургенев, Н.Е.Жуковский. Здесь учились писатель М.А.Булгаков, философ Н.А.Бердяев, великий хирург, архиепископ и святой Русской Церкви святитель Лука Крымский. Но сегодня на Украине упоминать об этом не рекомендуется.

У входа в университетский парк стояли полицейские с собакой и «активисты» – юнцы в камуфляже, сурово зыркающие по сторонам.
 
Но никакой опасности собранию, с такой бдительностью охраняемому вооружёнными представителями власти, не наблюдалось.
 
Киевляне шли мимо, даже иногда отворачиваясь. За последние годы они насмотрелись в своём городе всякого. И от этого «всякого» давно устали.

Первыми в парке я встретил мальчишек и девчонок школьного возраста. Человек двадцать. По нашивкам и флагу я понял, что передо мной «Сокіл» – детская организация, состоящая при конторе Тягныбока. Они, как и положено детям, прыгали и резвились.
 
Правда, одеты были в военизированную форму, натужно и с ошибками общались на украинском и по команде начальства выкрикивали речёвки про Бандеру, который наведёт порядок, и про то, что «Свобода» сделает Украину вільною. Тут же рядом, на сидениях резных скамеек, я увидел, что какие-то креативные господа начертали текст шевченковского «Заповита» (як умру, то поховайте). И уставшие от подпрыгивания митингующие садились на бессмертные строки самыми неподходящими для этого частями тела.

Возможно, поэтому, возможно, потому, что у его подножия сгрудились ветераны УПА (у одного дедушки в руках был немецкий автомат, похожий на бутафорский) Великий Кобзарь на постаменте выглядел невесёлым и растерянным. Юный депутат Андрей Ильенко открыл собрание, предложил «братам і посестрам» исполнить национальный славень. Так теперь наиболее свидомые украинцы величают гимн.  

Потом пошли речи и выступления. Выступил голова ОУН Богдан Червак, совмещающий нацистские убежения с руководством национальным радио и телевидением. Ещё один голова, на этот раз Конгресса украинских националистов, Степан Брацюнь читал вирши никому не ведомой «поэтки» и поразил заявлением, что УПА была «непереможной силой». Хоть бы одну «перемогу» назвал, так ведь нет их. Как крысы, вояки попрятались в свои схроны, едва только приблизились советские войска. Потом ветхий дедок с опереточным именем Теодор и по фамилии Дячун, увешанный значками, читал «десять заповедей украинского националиста». Затем ещё некий младший лейтенат Матвийчук заставил всех собравшихся повторять за ним вслух новый «декалог украинского державника». Лейтенант держался самоуверенно, собравшиеся (не обещанные 20 тысяч, но едва ли полторы тысячи набралось) послушно вторили.  После этого униат-капеллан совсем потряс слушателей, объявив, что «вояки», стреляющие в мирных жителей в ходе АТО, выполняют по отношению к Украине ту же миссию, что и Пресвятая Богородица.

Словом, как обычно, у этих убогих панов всё было скучно, косноязычно и однообразно. Я стоял в толпе прямо напротив памятника и «президиума», смотрел на развевающийся бандеровский чёрно-красный флаг с наклеенным на него ликом Спасителя и уже не в первый раз думал об их тотальной беспомощности и бездарности. Ничего же не умеют. Ни мероприятие провести, ни руководить (в местах, где они у власти, царит полный развал, а вонь от львовского мусора, который теперь развозят по другим городам, поскольку эти недоумки не знают, что с ним делать, накрывает несчастную Украину). Все выступления заканчивались криками: «Україна понад усе!», «Слава нації, смерть ворогам!»

Это выкрикивание было не только единственным, что они делали без косноязычия, но и своего рода взбадривающим средством, поскольку невыносимая монотонность выступлений вводила толпу в расслабленное состояние. И я даже вспомнил старый советский анекдот, как в украинском селе во время лекции председатель колхоза неожиданно прерывал лектора и командовал односельчанам: «Встати!» Потом приказывал садиться, и лекция продолжалась. А когда городской лектор потом спросил председателя, зачем он это делал, тот коротко пояснил: «Сплять, гадюки!»

И всё же нечто новое в этом унылом, провинциальном и в целом типичном свободовском шабаше прозвучало.

С обидой было высказано убеждение, что украинская держава, хотя уже существует, но украинским содержанием до сих пор не наполнена. Видимо, красноглазый Тягныбок и краснолицый Бенюк знают, как и чем её наполнить. С прозрачным намёком на действующую власть было заявлено: не дадим барыгам продать Украину! Ругали не только Россию, Путина и «предательский минский сговор», но и Государство Израиль с его президентом, который их оскорбил, напомнив, что украинские полицаи убивали в Бабьем Яру, и Польшу, почему-то упорно вспоминающую Волынскую резню. В этой связи прозвучало (как идейная новинка) заявление командира созданного в тот же день батальона карателей «Свобода». Этот ветеран т.н. АТО по-военному отчеканил: и Волынская резня, и антисемитские акции, и уничтожение венгров – всё это абсолютно справедливо и законно, поскольку совершалось украинцами на своей собственной земле.

Эту новую логику стоявшие вокруг тётки, завёрнутые в жовто-блакитные флаги, и дядечки «на пидпытку» встретили особыми аплодисментами. Ну и ещё активно поддержали идею возвращения к власти националистов – настоящих вместо нынешних ненастоящих. Итоговое выступление Тягныбока было пронизано этой нехитрой мыслью. Прозвучал плач на тему: «За что нас отстранили от народного пирога?», «Верните нам возможность всех учить и одновременно красть».

Каюсь, Тягныбока я не дослушал. Впереди меня ждала встреча с праздником гражданского корпуса «Азов» – явлением менее знакомым и сулившим хоть какие-то неожиданности. Однако пока перебирался на Печерск, к памятнику Родине-матери и музею Великой Отечественной войны (теперь он называется иначе), я всё ещё припоминал увиденное. Да, «Свобода» мало изменилась, это всё то же убогое сообщество, они, не будучи во власти, будут скатываться в свой маргинальный закуток. И никто из хозяев (западных и местных) не держал бы их теперь на плаву. Но они могут понадобиться. Как понадобились в 2014-м, чтобы обмануть и выгнать Януковича (кстати, раскрутившего их по совету великоразумных технологов). Собственно, свободовцы теперь и живут расчётом на то, что им предложат оказывать хоть какие-нибудь услуги.

Второе мероприятие вызвало у меня не только иронию, но и боль. Находиться на нём киевлянину, в семье которого на фронтах Великой Отечественной погибло четверо мужчин, а часть семьи была расстреляна в тылу немцами и украинскими полицаями, было крайне тяжело. Если читатели сих строк не бывали в Киеве или приезжали давно, напомню, что на большом пространстве над Днепром вокруг музея, который теперь называется «Музей истории Украины во Второй мировой войне», стоят родные «Катюши», орудия ЗИС-3 образца 1942 года, танки Т-34-85 образца 1944 года, множество военной техники советского периода. Часть из этих экспонатов находится в небрежении, часть ещё сохранилась. И когда у подножия памятника, который при жизни начинал строить сам Евгений Вучетич, среди этих с детства знакомых по фильмам и книгам знаков воинской доблести я увидел всё те же флаги бандеровцев, «Правого сектора» и сине-жёлтые флаги с трезубцем гражданского корпуса «Азов», что тут скрывать, было не по себе.

Тем временем погода стала портиться. Огромное небо над Днепром сделалось тёмно-серым, налетел холодный ветер. Тут я заметил, что публика здесь совсем другая. На широкой площадке перед памятником и музеем, как на школьной линейке, выстраивались небольшие колонны. В колоннах – в подавляющем большинстве молодёжь. Студенты, учащиеся колледжей (бывших ПТУ). Возраст 17-20 лет. Общий смех, часто ругань, стреляние сигарет и весёлое пускание дыма на ветру.

Кстати, ещё одна характерная и тяжёлая деталь. Рядом с памятником Родине-матери находится аллея памяти советских городов-героев. На гранитных обелисках – названия городов: Одесса, Тула, Новороссийск, Севастополь… И на каждом обелиске – Звезда Героя.

Большая группа молодых людей, криками и улюлюканием встречавшая подходившие колонны таких же юнцов, пристроилась между памятными знаками городов Минска и Бреста. Громко смеялись, бросали окурки, а одна девица, запинаясь так же, как «соколы Тягныбока», пыталась прочесть явно незнакомое название:

 – Брет… Брест..ская крепость.

И тут я вспомнил, что гражданский корпус «Азов» есть молодёжное ответвление полка «Азов» – подразделения карателей, основу которого составили неонацисты «Социал-национальной ассамблеи» и «Патриота Украины», возглавляемые Андреем Билецким по прозвищу Белый вождь. Их с момента основания поддержали Коломойский и Аваков. И нужно сказать, что воспитание молодёжи в нацистском духе как главная цель «гражданского корпуса» ими преследуется неукоснительно. У них уже есть лагеря для самых маленьких (7-9 лет). И этим, пожалуй, они отвратительней и опасней тягныбоковцев.

Хотя сбор был назначен на 17.00, ничего не начиналось. Прошло полчаса, час. Небольшие компании с экзотической символикой всё подходили. Несколько групп несли чёрные транспаранты и флаги с черепами, напоминавшие об СС и какой-то средневековой мистике. Людей в военной форме и взрослых было немного. Особняком стояло человек тридцать с флагом «Правого сектора».
 
Остальные – цивильная молодёжь с флагами «Азова». Правда, и тут по команде кричали про смерть ворогам и славили нацию. Но скорее, чтоб не замёрзнуть. Вечерело и становилось холодно. Кто-то проверял усиливающую аппаратуру, но в неё ничего не говорили.

Я стал ходить среди шеренг, пытаясь понять, почему не начинают. И тут только, зайдя в тыл крайней колонне, понял, в чём дело. На бетонной площадке лежали заготовленные факелы и петарды. Ещё ничего не горело и не стреляло. Но ясно было, что здесь лишь место сбора, что всё начнётся с наступлением темноты и что не только ради своих «убеждений», но и ради возможности пройтись в огненном шествии по центру Киева (круто, прикольно) и собралось большинство этих юнцов.

Их маршрут я приблизительно знал. Конечная цель –  Софийская площадь. После марша они должны были явиться туда, где стоит София Киевская, построенная почти тысячу лет назад Ярославом Мудрым в честь победы над печенегами (и где скоро хотят проводить «Евровидение» с поющими извращенцами). Туда, где стоит памятник Богдану Хмельницкому. Что ж, похоже, и сегодня наш Киев захвачен врагами. Только враги эти пострашнее печенегов и татар. Тем нужно было наше земное богатство. Новым завоевателям нужны наши души и души наших детей.

Признаюсь, смотреть на факельное шествие охоты не было. Но… Я решил двигаться к Софийской площади в расчёте погреться где-нибудь в кафе, а потом перехватить шествие «Азова». Уходя, я глянул на золотые купола нашей лавры, стоящей совсем близко.
 
Она была всё той же – спокойной и вечной. И хотя из толпы, как карканье воронов, вылетали вопли «про славу нации», ветер уносил их и развеивал над золотом церквей. Вид лавры вернул мне душевный покой. Я вспомнил: там, в ней – те, кто молился и молится за нас. А эти, кричащие… Ну это не навсегда.

На Софийской площади ещё никого не было. У памятника Богдану Хмельницкому фотографировались туристы. Я двинулся на Михайловскую площадь (благо это всего в двух шагах). Там возле памятника равноапостольной княгине Ольге, возле Михайловского Златоверхого собора, ныне захваченного раскольниками из «киевского патриархата», ещё кучковались «свободовцы». На пустой сцене – лозунг «Слава героям!». То ли начиналась, то ли заканчивалась художественная часть. Я это понял при виде идущих мне навстречу двух фольклорных «дядькив» в шароварах, сильно выпивших, с деревянными саблями. Но на такую самодеятельность сил и времени уже не было. Я отправился искать факелоносцев. И вскоре нашёл их. 

Тут уж точно ничего нового я не увидел. Хлопанье петард, сопровождаемое девичьим визгом, юноши, в свете факелов кажущиеся себе значительными. Здесь не было ещё фанатизма гитлерюгенда. Но желание быть, как все, быть крутым с факелом, поддерживать воинственные «идеи», несомненно, присутствовало. Их было, наверное, несколько тысяч. По выговору, многие не киевляне.
 
Кричалки почти те же, что и у «Свободы». И хотя на фоне тёмного неба всё это выглядело несколько пугающе (на желание подростков заявить о себе всё и рассчитано), я подумал о другом. Ведь если убрать тех, кто ими манипулирует и за ними прячется, остановить поток грязи и лжи из телевизора, который на них изливается, стали бы они нормальными пацанами и девчонками.

Да, они ещё кричали «До биса Новороссию!» (вряд ли зная, где она находится на карте). С важным видом витийствовали о продажности политиков, раздавая интервью услужливым корреспондентам. Снова (а где взять новое?) вопили "Кто не скачет – тот москаль!". Во время шествия много говорил сам Белый вождь Билецкий, не считающий себя нацистом, поскольку его партия не национал-социалистическая, как у Гитлера, а социал-национальная. Не вмер Данило, його болячка задавила, как говорят в наших краях.

Так вот, оказалось, всё это мероприятие есть «Марш нации». И к тому же сегодня «Азов» отмечает создание своей собственной политической силы – партии «Национальный корпус». Откуда у них деньги, 39-летний нацист и расист Билецкий не рассказывает.
 
Говорит, мол, бизнесмены мелкие и средние жертвуют. Хотя есть сведения о том, что Билецкий тесно связан с Аваковым, и они вместе что-то мутят. Ещё, слушая Билецкого, я вспомнил, что этот молодой человек стал недавно киевлянином, поскольку приобрёл в столице квартиру стоимостью до 4 миллионов гривен. А злые языки сообщают, что сделка происходила как раз в те дни, когда побратимы Билецкого погибали под Иловайском.

Что ж, пожалуй, будем заканчивать. Финал этого файер-шоу наступил где-то в девять вечера. На Софийскую площадь факелоносцы всё же явились. И там с грузовика, служившего сценой, очередные ветераны т.н. АТО теперь уже от имени «Азова» обещали навести такой порядок в стране, который не может навести нынешняя власть. Словом, это мы уже где-то слышали.

Мой вывод, возможно, не поразит читателя оригинальностью. Вопреки массированным атакам пропаганды, и в прошлом, и особенно за последние два-три года радикализм, обновлённый нацизм не вошёл в народную среду. И киевляне, и жители других городов Украины не поддерживают его. Он по-прежнему удел кучки оболваненных и им сочувствующих. И если бы не поддержка крайнего национализма и нацистской идеологии властью (гражданской, военной, судебной), если бы не  западные кураторы, управляющие этой властью, коричневая жижа, разлитая по лицу нашей земли, могла бы быть стёрта быстро и легко. Так вытирают тонкий налёт грязи, прилипший к чему-то важному и дорогому. Верю, так и случится, поскольку Покров Пресвятой Богородицы никуда не исчез, пребывает над нашей землёй и поныне.                                                            
 
Автор: Андрей Саенко
Вернуться назад