Ванечка


(одна школьная история из настоящей жизни).

- Мама, а мы можем уехать в другой город?
- Ванечка, о чем ты?
- Ну, в какой-нибудь такой город, где все, такие как мы.
- Ну, какой же это город, Ванечка? 

- Мама, это такой город, где все папы работают на стройке.
Лиза поставила яичницу перед сыном, нарезала хлеб и присела за стол напротив него. Ваня не начинал кушать. Он смотрел на мать огромными грустными и очень синими глазами.
- Что случилось, Ванечка? Тебя кто-то обижает? В школе? Да?

- Нет, мама, меня никто не обижает, - сказал Ваня, опустил взгляд, и отломал кусочек хлеба, для того, чтобы вымакать желток.
Квартира, в которой жили Перминовы, досталась отцу Вани по наследству. Это была маленькая однокомнатная гостинка, недалеко от станции метро «Святошино». Дом был очень старый, давно прослуживший больше, чем ему положено. Таких домов в Киеве много и, по всей видимости, еще не одно поколение детей будет играться в их грязных дворах, и не одно поколение родителей будет проклинать коммунальные службы за то, что в доме никогда не бывает горячей воды.

В школу Ваня ходил пешком. Она находилась совсем неподалеку, во дворах соседнего квартала, и идти туда не более пятнадцати минут. Но вот уже почти четыре месяца, всю первую и вторую четверть, Ваня тратил на дорогу в два раза больше. Он почти всегда, во все эти месяцы, опаздывал на первый урок. Причиной этих постоянных опозданий был Колька Горбатюк - самый главный мальчик в классе, который был лучше всех на физкультуре, нравился девчонкам и имел самый дорогой телефон самой последней модели. Появился он в школе только в этом году.
 
На первом уроке Первого сентября Светлана Ивановна, классный руководитель 5-б класса, представила Колю Горбатюка ученикам своего класса и сразу, буквально с первых недель занятий, Колька стал самым главным. Во вторую неделю занятий он подрался с Петькой Колмогоровым. Драка была честная, после уроков, за школой, один на один и в присутствии почти всех мальчишек класса. По общему признанию мальчишек, наблюдавших за дракой, Колька победил полной победой. Петька оказался слабее. Колька дрался по-настоящему, жестко и совсем в кровь разбил Петьке нос.

Сразу после этой драки вся внутренняя структура взаимоотношений в классе изменилась. Колька стал главным, и многие мальчики искали его дружбы, а девочки ждали от него внимания.

Взрослые всегда и неизменно, наблюдая за тем, как растут их дети, делают одну и ту же ошибку: всё, или почти всё, что происходит в жизни их детей, кажется им несерьезным и проходящим. Взрослые, прожив уже и детство, и юность, и большую часть своей взрослой жизни, слишком вживаются в то, что все пройдет, и уж тем более пройдет детство и юность. Переживания, волнения и трагедии своих детей они воспринимают как нечто несерьезное и, почти всегда, выслушивают их рассказы об их детской или юношеской жизни как бы по касательной, не очень погружаясь в тот круг жизни, которым живут дети. Именно это – недостаточное проникновение и сопереживание, т.е. недостаточное совместное проживание детских жизней взрослыми, и является главной причиной отсутствия взаимопонимания между родителями и их детьми. 

Дети вообще гораздо более чем взрослые живут настоящим. Для них будущее не имеет определяющего значения. Как только в ребенке проявляются первые признаки сознания и самосознания, он вдруг начинает обнаруживать вокруг себя огромный мир, который уже сейчас полон впечатлений и красок. Будущее начинает проявлять себя уже только в юности, и чем старше становится ребенок, тем он больше становится похожим на взрослых именно своим переживанием о том, а как же оно будет завтра – в будущем?

В одинадцать лет, в пятом классе школы Ваня именно так и воспринимал жизнь. Вернее он просто жил ею. Жизнью, центром которой была школа и все, что в ней происходило. Есть мама и папа, которые всегда были и всегда будут. Есть двор, и желание как можно дольше гулять на улице. Есть поход за грибами и рыбалка с отцом, но самое главное происходит в школе и это будет всегда, и ничего другого не будет, и ничто больше не является настолько важным, как то, что происходит сегодня в школе.

Ваня тоже был среди мальчишек, которые наблюдали за той знаменитой дракой. Он всем сердцем болел за Петьку. Они не то, чтобы дружили, но были приятелями. Колька же Ване не нравился. Он с первых дней своего появления в школе, все норовил Ваню толкнуть или посмеяться над ним.

Как только драка началась, как только Колька нанес первый сильный и прямой удар Пете в лицо, у Вани что-то похолодело внутри и все более схватывало холодом, по мере того, как Колька беспощадно бил Петю. Ваня и раньше видел драки, и сам принимал в них участие, но это было не так. Дрались портфелями, толкались, боролись, но чтобы вот так: прямо в лицо, и сильно, и кулаком, и локтем, и с такой злостью! Такое Ваня видел впервые.

Драка закончилась, когда Петя, не выдержав напора своего противника, просто упал на землю и, сжавшись в комок, спрятал измазанное кровью и слезами лицо, прикрывая его руками от ударов, которые Колька продолжал наносить с азартом и яростью. Никто из мальчиков не решился остановить его.
 
И когда Колька, уже перестав наносить удары, выпрямился над лежащим на земле Петей, то выражение его лица, искаженное злобой, руки, разведенные в стороны со сжатыми и выпачканными в кровь кулаками, весь его вид был так необычен и страшен, что мальчишки будто оцепенели. Никто ничего не говорил. Был слышен только плач поверженного Пети и тяжелое дыхание Кольки, который еще какое-то время оставался на месте, постепенно успокаиваясь.
 
Василий Александрович Волга

Вернуться назад