Зачем гражданам аграрной супердержавы физика и геометрия?


Министерство образования и науки Украины представило на общественное обсуждение проект типового учебного плана для 10-11 классов, который предполагает практически полное исключение из обязательной программы (инвариантной составляющей) точных и естественных наук.
Проект опубликован на сайте министерства.

Стоит отметить, что документ предполагает прежде всего существенное сокращение инвариантной (т.е. обязательной для всех учебных заведений) составляющей учебного плана и увеличение вариативной. Если раньше на инвариантную составляющую приходилось 29,5 учебных часа в неделю, а на вариативную — 8,5 часов, то теперь инвариантная составляющая для 10 класса будет насчитывать 20,5 часов, а вариативная — 17,5. По идее, это должно позволить учебным заведениям более гибко подходить к конструированию учебной программы.

Зачем гражданам аграрной супердержавы физика и геометрия?


Бросается в глаза, что из инвариантной части исчезли такие предметы, как физика, химия, биология, география, информатика: все эти предметы вынесены в вариативную составляющую учебного плана. Что же касается алгебры и геометрии, на которые раньше в учебных планах выделялось 4 часа в неделю в 10-м классе и 5 часов — в 11-м, то теперь вместо них будет объединённый курс «Математика», на изучение которого в инвариативной части программы отводится 3 часа в неделю.
 
Основы естественных наук школьникам будут преподавать в рамках объединённого курса «Человек и природа», на изучение которого отводится 3 часа в неделю. Также объединяют в один курс историю Украины и всемирную историю (в сумме — 2 часа в неделю против 2,5 часов на два предмета в сумме ранее), а также украинскую и мировую литературу (тоже два часа в сумме против четырёх часов ранее). Зато увеличивается время на занятия физкультурой: 3 часа в неделю вместо двух. 

Остальную учебную программу школы могут формировать по своему усмотрению в рамках вариативной составляющей, в рамках которой предусмотрено изучение в том числе физики, химии, географии, экологии, дополнительные часы на изучение алгебры и геометрии и т.п. Однако если раньше все без исключения школьники 10-х (к примеру) классов уделяли точным и естественным наукам по крайней мере 13 часов в неделю (и это количество могло быть увеличено за счёт вариативной составляющей), то теперь речь идёт лишь о 5 часах в неделю. 

В целом, реформа не создаст особых проблем в изучении точных и естественных наук в школах и классах с углублённым изучением этих предметов. Однако при этом изучение предметов естественнонаучного цикла в классах и школах гуманитарной направленности будет сведено к абсолютному минимуму. 
 
Таймер


Если честно, такие штуки пугают меня даже побольше, чем Бандера и прочие Петлюры. Потому что в общем и целом вот нынешнее поколение демократов-декоммунизаторов в своё время на отличненько получили дозу советской школьной пропаганды, побывали и пионерами, и комсомольцами, а многие и членами КПСС. Т.е. вот эта промывка мозгов через школу - она работает далеко не всегда. И кстати сегодня мы тоже это видим (но об этом надо подробнее; как нибудь в другой раз).

В конечном итоге, на такие волнующие политические темы человек кучу всего сам может почитать-посмотреть, благо интернет запретить невозможно.
А вот если будущего человека не научить второму закону ньютона или таблице менделеева, то это уже необратимый какбы процесс. В рамках самообразования он никогда не полезет смотреть, что такое ньютоновская жидкость или диссипативная сила и чем она отличается от диссипативной - у взрослого человека просто нет времени на такие вещи. И когда потом его ребёнок спросит его, почему небо голубое и где в розетке плюс, а где минус, поциент сможет только шлёпать губами.

Короче, образование превращают в машину по производству гуманитариев, и это печально.

С другой стороны, оно и логично! Зачем гражданам аграрной супердержавы физика и геометрия? Да и география (с учётом последних тенденций в экономике) вряд ли пригодится.

Юрий Ткачёв

Вернуться назад