Милосердие – источник силы солдата


Когда мы вспоминаем о милосердии, то в первую очередь связываем это понятие с добротой, благородством, справедливостью, щедростью души, открытыми сердцами, честью и честностью, с чистыми душами и бескорыстной помощью ближним. И, пожалуй, никак не согласуются с этим понятием картины пусков ракет, самолеты-бомбардировщики, сбрасывающие бомбы, взрывы и пожарища, гибель людей. Человеческий разум не может соединить войну и милосердие, до того это разные категории…

Однако всё зависит от того, в чьих руках находится оружие и боевая техника, какие задачи выполняют армии. По сути, вооруженные силы решают только две задачи. Первая – это защита своего Отечества, освобождение стран и народов от рабства. Такая война называется справедливой.
 
Вторую задачу – захватническую и грабительскую выполняют страны-агрессоры, ставящие своей конечной целью захват территорий, природных ресурсов и превращение населения в рабов. И эти войны, войны несправедливые, имеют уже другой цвет и оценку. Они несут горе и разруху миллионам людей для того, чтобы на крови беззаботно жил один процент населения земного шара. Одна армия отличается милосердием. Другая – ненавистью не только к вооруженному противнику, но и к мирному населению… 

Милосердие – это тот фундамент, на котором возникла христианская религия. Любовь к ближнему своему является главной из десяти христовых заповедей. Именно любовь, сострадание и помощь. По одной из версий христианство возникло тогда, когда человечество устало от жестокости, с какой было подавлено восстание Спартака. Народ, поднявший было голову, снова загоняли в рабство и беззаконие. В это время и появилась незаурядная личность Иисуса Христа, который доказал своей земной жизнью и мученической смертью, что люди дошли до последней черты, и дальше так жить нельзя. Главной заповедью сына Бога стала заповедь любви и милосердия к ближним своим.

Милосердие сродни гуманизму. Это сострадание и забота, доброжелательность и искреннее уважение. Оно является абсолютной противоположностью равнодушию, жестокости, насилию и злым помыслам. За две тысячи лет это понятие стало христианской традицией, и о нем размышляли многие великие философы и мыслители, писатели и поэты. Аристотель считал милосердие противоположным гневу, отожествлял его с сочувствием, жалостью, состраданием. И это должно быть без границ. Не может быть милосердие выборочным и осуществляться по расписанию. Только – с полной самоотдачей. Великий философ Томмазо Кампанелла в своем произведении «Город Солнца» писал: «коль позабудет мир моё - твоё, я верю - раем станет бытиё». Подразумевая под этими словами и милосердие абсолютно всех людей.

Человек может совершенствоваться только тогда, когда приобретёт полный набор человеческих качеств. Вечное стремление к совершенству неразрывно связано с воспитанием в любом человеке милосердия. Моральная теология ставит это качество на первое место. У апостола Павла получает развитие мысль о том, что в христианстве от человека требуется не скрупулезное соблюдение правил, нередко формальных, а праведность, покоящаяся на непосредственном движении души и зове сердца к милосердию. То есть, к потребности осуществлять благие дела непрестанно. 

Милосердие опосредовано служением. И этим оно возвышается над обычным подаянием, услугой, помощью. Христианство выражает это требованиями прощения обид, непротивления злу насилием и любви к врагам. Древнегреческий философ Сократ говорил о том, что каждый милосердный поступок – это ступень лестницы, ведущей к небесам. «Прекрасно там, где пребывает милосердие» - учит китайский философ Конфуций. А большой знаток собак Джек Лондон замечает, когда по-настоящему проявляется суть этого понятия: « Кость, брошенная собаке, не есть милосердие. Милосердие – это кость, поделенная с собакой, когда ты голоден не меньше её».

…Так как же милосердие связано с вооруженной борьбой, когда война уничтожает все вокруг ревущим огненным смерчем? Существует ли оно в армии и в сознании солдат? Да, милосердие есть и живет в поведении тех, кого называют защитниками Отечества. С древних времен оно является неотъемлемой чертой и традицией русской армии. Той армии, которая никогда не была завоевательницей, но всегда армией-освободительницей. Издревле в армии живет солдатский закон – против милосердия и меч бессилен. И эта черта даёт дополнительные силы нашим воинам.

Александр Невский после Ледового побоища в 1242 году отпустил всех пленных с одним условием: больше никогда не пытаться завоёвывать русские земли.
Пётр I поступил так же после Полтавской битвы в 1709 году.

Генералиссимус Александр Суворов перед тем, как даровать свободу пленным, всегда говорил им о том, почему нельзя воевать против России. Потому что славянские народы никогда не отдадут свои земли даже самым малым числом. Фельдмаршал Михаил Кутузов перед крупными сражениями всегда напоминал генералам: «А с пленными будьте милосердны вдвойне».

Русские полководцы Суворов и Кутузов вводили свои войска в Берлин и Париж. Но армии не оставались там завоевателями, а всегда возвращались на родную землю. Оставляя после себя добрую память европейцев о милосердии русского воинства. 

Тысячи примеров милосердного отношения к противнику хранит и история Великой Отечественной войны. Во время Сталинградской битвы, когда гитлеровцы оказались в котле, жертв могло бы быть намного больше. Но наше командование проявило максимум усилий для того, чтобы противник сложил оружие. Когда немецкий генерал-фельдмаршал Фридрих Паулюс осмыслил развитие событий, он даже поблагодарил наших полководцев за милосердие, несмотря на большие человеческие потери. Позже, находясь в заключении на территории мужского монастыря в Суздале, Паулюс полностью изменил своё мнение о советской армии и о фашизме. В результате, он стал первым министром обороны Германской Демократической Республики.

И навсегда запомнит немецкий народ отношение к ним армии, пришедшей с востока. Которой гитлеровская пропаганда пугала их, как ордой варваров. В Трептов-парке Берлина на пьедестале застыл Воин-освободитель с опущенным мечом, рассёкшим фашистскую свастику и со спасённой немецкой девочкой на руках. Это памятник милосердия советской армии, освободившей Европу от фашизма. После окончания войны Германию фактически оградили от голода, солдаты построили и восстановили сотни домов, сохранили и вернули культурные ценности.

Именно на традициях милосердия воспитывают солдат-новобранцев и будущих офицеров России. Ведь это неотъемлемая черта всего нашего многонационального народа.

Ульяна Ищенко
Вернуться назад