В конце марта мне удалось побывать в столице Италии. Признаюсь, Рим произвел на меня впечатление. Античность, Ренессанс, барокко — все это представлено здесь в изобилии.
Я, конечно же, ознакомился с некоторыми популярными достопримечательностями. Но писать о них не буду, так как для этого есть более интересные источники — путеводители. Мне же хотелось рассказать о различных аспектах обычной жизни города. Они, конечно же, бросаются в глаза туристам, но внимание на них, как правило, не заостряется.
Ни в каком другом городе мой нос не сталкивался так часто с запахом… мочи. Причем неважно, в центре ли города или ближе к периферии — везде можно столкнуться с этим. Так что, проходя иной раз мимо очередного пахучего места, я стал вдруг завидовать тем, кто страдает насморком.
И было далеко не очевидно, кто в данном случае был большим страдальцем — я, усиленно зажимавший свой нос, чтобы ничего не почувствовать, или же носитель насморка, шмыгающий носом в попытках хоть что-то им учуять.
Она отходит от северного края фасада здания терминала и тянется в сторону от него метров на сто. Огороженная, как и все древнеримские развалины, металлическим сетчатым забором, она не произвела на меня особого впечатления. Стена как стена, хотя и очень древняя.
Мысленно поставив галочку «Я тут был», решил вернуться в свой отель, воспользовавшись метрополитеном, благо это было очень удобно. Рядом был входной павильон, куда я и направился.
Правда, я сразу же обратил внимание на отсутствие входящих и выходящих пассажиров и тут же увидел разложенные в ряд у стены павильона пожитки и одеяла. Была даже одна палатка, у которой стоял характерной внешности мужчина. Все указывало на то, что это было лежбище мигрантов.
Какое это метро?! Это грязный общественный туалет для бесплатного пользования! Не желая возвращаться назад, я предпочел бежать вниз — в утробу подземелья. Мысленно костеря нынешние римские власти (мэром, по-моему, является какая-то женщина), я то и дело вспоминал одного древнеримского мужчину — императора Веспасиана.
Хороший был человек! Мало того что построил громадный Колизей, так еще додумался ввести плату за пользование общественным туалетом («Деньги не пахнут», — это его фраза), благодаря чему, как я полагаю, их стали чистить хотя бы иногда.
Лежбище мигрантов у входного павильона на станцию метро Термини
Город-космополит
Незаконные мигранты — бич современной Европы, особенно Италии. Об этом я уже писал в ряде публикаций, посвященных Мюнхену и городам Северной Италии. Однако Рим в контексте этой проблемы стоит несколько особняком.
В отличие от Милана, Бергамо или Вероны, где все-таки можно уловить неприязнь местных жителей к непрошеным гостям из Африки и Азии, в Риме, как мне показалось, к незаконным мигрантам относятся заметно терпимее. Может, я ошибаюсь, но здесь я не встретил в глазах людей неодобрительных взглядов или жестов в адрес темнокожих беженцев.
Допускаю, что причина этого — многовековая римская традиция. Столица Италии с эпохи Античности была городом-космополитом, чье население постоянно пополнялось чужеземцами. Нельзя быть столицей могучей многоплеменной империи и проводить политику жесткой ксенофобии по отношению к пришлым людям.
Лежбище мигрантов в одном из парков Рима, недалеко от развалин Золотого дворца Нерона
Хорошо это или плохо, сразу и не скажешь. Если рассуждать категориями европейских ценностей, примеряя на себя тогу западного политика или интеллектуала-гуманиста, то незаконных мигрантов следует принимать с распростертыми объятиями — в духе высказываний фрау Меркель трехгодичной давности («Добро пожаловать в Германию»).
Однако для простого европейца подобный гуманизм оборачивается определенными издержками, размер которых обратно пропорционален степени его толерантности.
Бездомные мигранты в Риме чаще всего ночуют в парках, под мостами, у вокзалов, вдоль железнодорожных путей. Но иногда спящего мигранта можно встретить прямо на тротуаре. И внешне это никого не смущает.
Иногда спящего мигранта можно встретить прямо на тротуаре (на фото — судя по внешности, выходец из Юго-Восточной Азии)
В Риме я часто задавался вопросом: неужели местные власти не способны принять действенных мер по решению данной проблемы? Конечно, ликвидировать проблему незаконной миграции ни римские власти, ни итальянские не способны — это глобальная проблема, выходящая за рамки их возможностей.
Но создать полноценную сеть ночлежек, а также навести элементарный порядок в парках и скверах, большинство из которых замусорено, я думаю, можно. Сейчас же они стали прибежищем мигрантов и местных бомжей, чьи сборища по вечерам многими воспринимаются как источник опасности.
Впрочем, иногда в римских парках встречаются нестандартные персонажи — молодые или не очень люди, ночующие в парках, но явно не бомжи. По всей вероятности, это малобюджетные туристы, путешествующие по различным странам в режиме автостопа и ночующие где придется.
Я как-то видел отдыхающего на траве старичка, бодро распевавшего на немецком языке какую-то песню. Дирижируя в такт правой рукой, он был явно доволен собой, а может быть, и Римом.
Конечно, социальное прозябание — это удел далеко не всех мигрантов в Риме. Очень многие из них находятся при деле. Чаще всего они чем-нибудь торгуют — причудливыми трансформирующимися изделиями из дерева, как нигерийцы, или же билетами на экскурсионные автобусы (я насчитал не менее шести компаний, осуществляющих в Риме городские автобусные туры по принципу Hop on Hop off), или, например, живописью аэрозольными красками с использованием трафаретов.
Довольно увлекательно наблюдать, как такой художник в течение нескольких минут быстрым движением рук, меняющих краски и трафареты, рисует многоцветную картину. И наиболее распространенным объектом такой живописи является Колизей. Художники разные, цвета их красок тоже разные, но сюжет преобладает один — древнее творение Веспасиана на фоне ночного или дневного неба.
Однако встречаются и те, кто, наплевав на собственное здоровье, с энтузиазмом заправского токсикомана погружается в творческий процесс, быстро выводя струями красок неизменный сюжет — Колизей на фоне неба.