Демократия... О ней говорят все участники политического процесса. Практически все к ней стремятся, но каждый видит её по-своему...
Однако, на этом фоне надо понять, что демократия в настоящее время в значительной степени трансформировало своё первоначальное содержание. В западных общественных системах формат реализации демократической составляющей посредством персонального выбора кандидатов остался, но содержание претерпело значительные изменения. Выбор в конечном счёте стал абсолютно лимитирован в узких пределах предложения, сформированного власть предержащими.
В любой западной стране электорат осуществляет выбор между двумя основными политическими силами. По сути выбор как таковой настолько сужен, что фактически приведён к абсолютно запланированному результату.
В условиях лимита выбора первостепенное значение приобретает финансирование: у кого больше фондов и финансирования, у того больше возможностей электорального охвата со всеми вытекающими последствиями.
То есть, то что западный мир именует демократическим выбором и пропагандирует как наиболее совершенную форму реализации властных отношений в своей основе являются товарно-денежными отношениями, где предметом торга является власть как таковая.
Электорату - "хлеба и зрелищ" в виде различного рода социальных программ; участвующим в гонках соперникам - власть. И эта власть, всегда находится в руках разных, но обладателей серьёзных финансовых ресурсов. То есть, предельно ограниченного круга лиц.
Таким образом, можно вполне определённо утверждать, что на уровне высшей государственной власти имеет место, по сути, иллюзия демократии. Выбор осуществляется между узким жёстко лимитированным кругом политических сил с соответствующим масштабом экономической составляющей.
Надо понять, что демократия в западном понимании, за которую ратуют некоторые представители различного рода политических сил, имеет достаточно приемлемую форму реализации. Подчёркиваю форму реализации. Процесс выбора реализуется абсолютно формально, так как возможные расклады уже просчитаны.
Этот процесс совершенно моделируем заинтересованными во власти силами: и те, кто уже имеет власть, и те, у кого была власть в предшествующий период, и те, кто мобилизовал достаточный объём ресурсов для предъявления претензий на власть. Фактически реализуется иллюзия выбора, так как высшая власть "разыгрывается" между двумя, максимум тремя, основными коллективными политическими игроками.
В своей основе все политические программы идентичны, так как они жёстко сопряжены с действующими политическими кланами, имеющими такого же уровня абсолютно переплетающиеся экономические и финансовые интересы и возможности. Эти политические программы направлены на развитие страны с разницей лишь, так скажем, в акцентах. Пункты политических программ всегда носят декларативный характер и мало имеют отношения к реальной политике. Программа в данном случае работает как шаблон, своего рода матрица для последующей оценки.
Однако, и это принципиально, в западных демократиях совершенно не важно представитель какой политической партии придёт к власти, важно, что он также рьяно будет защищать интересы своей страны. Ясно, что будет иметь влияние его субъективность. Но эта субъективность всегда будет лимитирована параметрами жизненно важных национальных интересов страны.
И поэтому электоральный процесс по своей сути представляет собой выбор на основе личностных предпочтений, которые может какой-либо кандидат срезонировать у конкретного гражданина в электоральный период.
Случайный человек в действующих политических системах западных демократий к власти не придёт. Это всегда будет человек, либо взращенный внутри политического клана, либо человек отшлифованный и заточенный политическим кланом под свои интересы. Других в системе нет. Более того, даже те политические лидеры, кто в какой-то момент выходят за пределы интересов страны и политических кланов страны: и соперничающего, и даже своего, лишаются властных полномочий. Конфликт и противоречия между основными политическими силами всегда находятся в контролируемой зоне. И это принципиальный момент.
Фактически выбор осуществляется между оптимальным соотношением личностных показателей кандидатов и предлагаемых акцентов политических программ государственного развития. То есть, в рамках политического процесса определяется персона, которая будет наиболее подходящей для реализации поставленных задач и достижения поставленных целей.
Иными словами, демократия в западном понимании достаточно иллюзорна с точки зрения политического выбора, распределения высшей власти, но в то же время она достаточно осязаема с точки зрения личностных показателей предполагаемых кандидатов, которые действительно проходят настоящий отбор в соответствующей конкуренции. И именно этот совокупный момент определения личности, которая будет представлять политическую силу, её персонифицировать и реализовывать, и является определяющим с точки зрения политической конкуренции.
В дальнейшем, при понижении уровня власти этот личностный показатель по мере снижения заинтересованности политической составляющей приобретает всё большее значение. И на уровне власти, близком к народу, наиболее близком к народу, демократический выбор по личностным показателям формирует предпосылки прямого влияния народа на этот уровень власти.
Но, для того чтобы выйти на этот уровень общественного развития с вышеописанной иллюзией демократического выбора, власть предержащим в развивающихся государствах необходимо развивать любые общественные институты внутри страны с точки зрения государственности и любви к Родине. Иных мотивирующих предпосылок для расцвета страны просто не существует. Какова ни была бы форма реализации власти, содержание государственности и патриотизма должно быть определяющим.
И это принципиально...