На фоне Путина

Среди тридцати кандидатов в президенты Российской Федерации есть, пожалуй, только один, заинтересованный в максимально удачной кампании соперников. И это действующий президент РФ.

Его реальные задачи в нынешней кампании не то что противоположны задачам других кандидатов — они им вообще перпендикулярны. С фигурой, программой, внутренней и внешней политикой кандидата В.В. Путина граждане России и так уже более-менее знакомы. Те, кто родился в начале президентства В.В. Путина, через год поступят в университеты или пойдут в армию.

На данном фоне В.В. Путину проводить феерическую революционную кампанию столь же уместно, как очередному канцлеру ФРГ, заходящему на очередной срок. Человек, в известном смысле построивший нынешний извод российского государства, всегда найдет, что еще достроить и докрутить в столь крупном проекте. При этом в ситуации, когда три четверти граждан, включая две трети молодёжи, устойчиво этого человека поддерживают — за данный проект ему даже не придётся особенно сражаться. На кампанию В.В. Путин скорее вынужденно отвлекается, чем её проводит.

Но, как отметили уже все — превращение предвыборной гонки в одинокое выступление перед гражданами В.В. Путина, стоящего с указкой и на гигантской доске показывающего, сколько уже сделано и сколько нужно доделать, чревато низкой явкой. И с честью оживлявший пейзаж тридцать лет, а ныне находящийся на восьмом десятке Жириновский В.В., почти наверняка заходящий на свою последнюю кампанию, тут помочь не в состоянии.

Так что мы видим, как в 2017-м году парк кандидатов в президенты резко расширен и обогащён.

Но тут есть один нюанс. Казалось бы, кандидатов более трех десятков. Например, есть кандидат в президенты РФ от Монархической партии России — между прочим, екатеринбургская живая достопримечательность. Есть кандидат от партии «Человек, справедливость, ответственность», о существовании которой вы только что услышали. Кого-то выдвинула даже «Партия Социальных Реформ – Прибыль от Природных ресурсов – Народу», о существовании которой вы забудете к концу этого текста. И так далее.

Но встаёт вопрос. А каковы, собственно говоря, реалистические планы этих взрослых мужчин и женщин на фоне кандидата В.В. Путина? Чем они мотивированы — и мотивированы ли достаточно?

Зачем они нужны в интересах пресловутой явки — как раз понятно. Судя по частоте, например, с которой на центральных телеканалах замелькал Павел Николаевич Грудинин — он будет представлять «партию гневных комментариев в соцсетях».

Менее очевидно, зачем это всё самому кандидату Грудинину, в течение 57 лет политической карьеры не строившему. При всем этом кандидат Грудинин не то чтобы сильно напрягается и поражает оригинальностью идей. Всё как в соцсетях: деньги надо бы отдавать пенсионерам и матерям, а воров-олигархов посадить. Позиция всем хорошо известная, со своими достоинствами и недостатками — и с примерно очевидным потолком симпатий.

Еще меньше напрягается предыдущая «кандидатка в сенсации» Ксения Анатольевна Собчак, из которой два месяца делали кандидата против всех — и получили на выходе два процента потенциальных голосов. Выдавать карту долгов государств мира за карту экономик мира (на которой Россия крошечная, а Испания огромная), публиковать программу, которую даже в пересказе никто не стал читать — всё это называется «халтурить».

Совсем не напрягся спринтер кампании Алексей Анатольевич Навальный. Он уже при выдвижении безусловно знал, что его тут же задвинут, и поэтому все силы явно были брошены на копирование самой сцены выдвижения с американских образцов — для последующих фото- и видеоотчётов перед главными потребителями его ивент-продукта.

Что касается всех остальных кандидатов в президенты Российской Федерации — то, боюсь, максимально честно на условиях анонимности выразился один из них (вы его не знаете, да и вообще мало кто знает):

– Теперь начали на ток-шоу каждую неделю приглашать, а раньше-то хорошо если раз в год звали.

Иными словами — в подавляющем большинстве своем выдвиженцы беспокоятся вовсе не за итоговые результаты в бюллетенях. Их волнует не то, что произойдёт 18 марта, а в куда большей степени — сколько раз и на каком уровне они успеют медийно мелькнуть до этой даты. То есть повышают себе цитируемость и охват, которые затем можно будет во что-нибудь конвертировать.

Что ж. С учётом того, что даже директору рыбозавода в наше тяжёлое время приходится притворяться медиа-работником, чтобы пробраться в эфир и реализовать на фоне В.В. Путина свои давние идеи — этих людей можно понять.

ВИКТОР МАРАХОВСКИЙ
Вернуться назад