Порошенко и Филарэт: гордыня и неверие

22 мая Порошенко и Филарэт продолжили своё совместное нациестроительство на Украине.


Ранее мы сообщали, как на торжествах, посвящённых якобы 50-летнему пребыванию самозваного «патриарха Украины-Руси» на киевской кафедре, нынешний украинский президент пропел Филарэту славословия о его «жертвенном служении» «Богу и украинскому народу».

Рассказали и о том, сколько храмов было закрыто или «перепрофилировано» не просто во время этого служения (партии, правительству и компетентным органам), а благодаря ему. И как советская власть в тесной смычке с тов. Антоновым репрессировала священников – от приходских до епископов. Что же касается «родного украинского народа», то он устами своих светочей [народных депутатов] в первый же месяц незалежности дал оценку сегодняшнему «Моисею украинской нации». Двадцать шесть свидомых депутатов во главе с Вячеславом Чорновилом в первый же месяц украинской незалежности выступили с заявлением-предостережением: «Филарет правдами и неправдами ищет пути, быстро поменяв свои лозунги, чтобы заручиться поддержкой нового правительства… Наше депутатское сознание призывает провозгласить очевидный факт: митрополит Филарет (Денисенко) препятствует духовному возрождению Украины».

Мог ли не знать о том духовный преемник депутатов, авторов данного письма, Петр Порошенко, с начала двухтысячных пребывавший со многими из них в единых политических структурах? Мог ли не знать он, прихожанин канонической Церкви, возлагая, например, 9 мая цветы к Вечному огню не с предстоятелем УПЦ МП, а с главой самозваного «Киевского патриархата», кому на самом деле служит Денисенко, все годы незалежности ведущий войну с Сим Телом Христовым?

И верит ли сам отлучённый от Цервки Филарэт в осанну от «православного президента»? Как вообще могло случиться, что бывший местоблюститель патриаршего престола (1990) крупнейшей поместной церкви на Земле затем удостоился анафемы?

Как так вышло, что именно эта, казалось бы, несовместимая парочка (Порошенко и Денисенко) определяет «повестку дня» на Украине?

Так получилось, что торжества в честь анафемы с участием продавших душу диаволу самых что ни на есть народных артистов и хоров Украины объединили весь политический бомонд от президента, премьера, спикера, глав парламентских фракций, генпрокурора (лично и официально поздравивших «юбиляра») до глав ОГА (неявка одного из них была воспринята даже как демарш) как бы венчали всю череду майских праздников и, как ожидалось, должны были триумфально завершиться награждением «юбиляра» звездой Героя Украины.

Впрочем, давайте попробуем ответить на всё по порядку.

«Если бы мы хотели быть каноническими, не отходили бы от Москвы»

Церковное Предание не раз являло примеры того, что чем выше Господь возносит человека, тем круче падение, если тот (тем более, будучи монахом, епископом) оступится.

«Почему Филарет, бывший патриарший экзарх, человек, в общем-то, незаурядного ума, совершил страшнейший грех раскола?» – задаётся вопросом иеромонах игумен Варсонофий Подыма. И сам же отвечает: «Бес гордыни валил и не таких. Очень сильно хотелось ему надеть патриарший куколь».

Подобным образом рассуждает и ближайший помощник Филарета в бытность того Патриаршим Экзархом Украины, тогдашний викарий Киевской епархии и управляющий делами Украинского Экзархата митр. Ионафан: «Учители Церкви писали о том, что в основе всех грехов лежит гордыня. И я спрашиваю себя: "А где могла сформироваться гордыня у Филарета?” Ведь вырос он в бедной семье, полуголодным юношей пришел из Донбасса в Одесскую семинарию, затем учился в Московской академии.
 
Говорят, приняв монашеские обеты пожизненного безбрачия, полного послушания и всегдашней бедности, он поначалу даже спал в иноческой одежде и в сапогах, изнуряя плоть. И вдруг такая перемена образа жизни и действий! …Мне иногда приходила мысль: "А не на помпезных ли богослужениях в честь собственных именин с участием всех архиереев Украины росла непомерная гордыня и мания величия Филарета и зарождались его честолюбивые желания?” Ведь надо было видеть КАК он восходил на украшенный алтарный трон – седалище Киевских святителей во Владимирском соборе! У него была не поступь смиренного святителя, нет!
 
Это было шествие самой воплощённой гордыни! …Помню, как он, словно Патриарх, восседал на троне и следил, чтобы репортёры не упустили этот момент Литургии. И те изгибались в три погибели, чтобы взять в ракурс эту великолепную картину с Филаретом, восседающим в центре апсиды.

Потом весь украинский епископат приносил ему поздравления. Наместники монастырей, игуменьи и настоятели приходов выстраивались в длинную очередь с цветами и подношениями. В тот день он выступал с длиннющей проповедью. Формально рассказывал о жизни святого Филарета Милостивого, но слушая его, можно было подумать, что он говорит не столько о подвигах и заслугах древнего праведника, сколько о себе самом, отождествляя себя с ним и читая себе хвалебный акафист. Полагаю, постепенно в его душу проникал дух греховной гордыни и превозношения…

Экзарх всегда был очень ласков и предупредителен к представителям высшей власти (что видно по нехарактерному выражению его лица на фото с сильными мира сего. – Д.С.), но для «своих» был всегда строгим и неприступным. Вот характерная деталь. Алтарь Владимирского собора большой, но в нём во время вечернего богослужения (а это четыре часа) полулежа сидел только он один, а у престола не дыша стоял служащий священник. Все остальные ютились в тесной ризнице... не смея войти в просторный алтарь».
 
Не случайно потому в тот катастрофический для Патриаршего Экзарха Украины час, когда его не избрали Патриархом Московским, он прошипел управляющему делами экзархата: «Вы видите, владыка, последнего Патриарха единой Русской Церкви. Они сделали ошибку». «Вне всякого сомнения, – уверен управляющий делами, – именно тогда, на Поместном соборе в уме Филарета возникла и созрела мысль об отторжении украинских епархий от лона Русской Православной Церкви. Неуемная гордыня – это та змея, которая всегда жалила тело Церкви расколами и ересями. Теперь же – в образе филаретовской УПЦ-КП».

И всё же мог ли пусть и поражённый гордыней иерарх не понимать, что обрекает себя на вечные муки, когда нарушал клятву, данную пред Крестом на Евангелии (о том, что освободит Киевскую кафедру для новоизбранного Собором митрополита Киевского)? Когда, уводя с собой души в раскол, преступал с десяток Апостольских правил и канонов Вселенских соборов.

Тот же игумен Варсонофий не исключает, что Филарет никогда в Бога не верил: «Мне вспоминается случай, рассказанный Евграфом Дулуманом, который сидел с Филаретом Денисенко за одной партой в семинарии, но потом, испугавшись хрущёвских гонений, переметнулся в лагерь атеистов: "Спрашиваю у него, зачем, мол, так усердствуешь в своём служении? Всё равно скоро религии конец". А он отвечает: "На мой век дураков хватит".

Да и не вяжется с образом изнуряющего плоть инока другие воспоминания, поведанные автору одним священником: «Довелось мне как-то в конце 90-х на престольном празднике за праздничным столом сидеть в присутствии двоих маститых архиереев, учившихся в МДА вместе с г-ном Денисенко. И вспоминали владыки, один мило улыбаясь, другой по-детски открыто смеясь, как они с еще одним [ко времени разговора уже покойным] архиереем делали по молодости Мишане "темную" за его подличанье.
 
Недолго владыки предавались этим воспоминаниям: настоятель храма душевно попросил сменить тему ввиду уже произнесенных на Денисенко прещений, экскоммуник и анафем. И, разумеется, тема явно диссонировала с торжественным поводом праздничного собрания и застолья… А утверждающие, что г-н Денисенко якобы был хорош как правящий архиерей до лета 1992 г., а тут вдруг стал просто омерзителен, крепко перегибают палку. Просто в какой-то момент личные человеческие качества товарища превзошли крайнюю меру долготерпения Господнего. Вот и...»

Вот и лишил Господь разума? А как же иначе воспринимать совсем недавние его речи: «Нас так называемая неканоничность не беспокоит. Церковь в нынешнем состоянии может существовать не только десятилетия, но и столетия… Если бы мы хотели больше всего быть каноническими, то не отходили бы от Москвы». И не потому ли «монах» и «патриарх» преспокойно закусывал коньячок бужениной в Великий пост на приёме в честь инаугурации Януковича (которого сам же за неделю до выборов называл неминуемым злом для Украины), что церковный постникакого отношения к Денисенко не имеет.

Хотя неверие абсолютным ведь не бывает. Как и вера, наверное (иначе мы сдвигали бы горы только словами "перейди отсюда туда"). С той же т.н. неканоничностью находили и просветления, бывало. В одно из них Филарет решил «перевысвятить» «епископат» своей «церкви». И главное, что и «епископы» сии понимали, что липовые они, раз соглашались. Доходило, правда, до смешного. Сам Филарет, не будучи тогда ещё во главе «Киевского патриархата» (таковым он станет лишь в 1995-м, когда загонит в гроб «патриарха Романюка»), вынужден был поминать Патриарха Московского Алексия … на лжехиротонии этого самого Романюка!
Один знакомый епископ, знающий Филарета с 80-х, приводил такие его слова, сказанные, правда, в 90-е: «Я уже понимаю, что ада мне не избежать, так поживу по-райски хоть на земле».

«Сука православная» как показатель «набожности»

А верующий ли «православный президент», если характеризует «дело жизни» Филарэта» как «жертвенное служение Богу»? Не мог Порошенко [с 2002 г. член межфракционного депутатского объединения в поддержку канонической Украинской Православной Церкви (единственный от Блока Ющенко), прихожанин «самого миссионерского» киевского монастыря, удостоившийся ношения стихаря] не знать, что «причащение» у униатов и филарэтовцев влечёт за собой отлучение от Церкви вслед за тем же Филарэтом.
Так чем было для него хождение в храм – спасительной верой или не более чем непременным атрибутом «истинно украинского» политика?

Среди православных Киева Пётр Алексеевич давно известен как один из благотворителей Ионинской обители. Известность эта, впрочем, явно незаслуженная. Как рассказывают в самой общине, просто когда Порошенко увидел электоральные успехи «регионалов», включая Янковича, в результате поддержки ими Церкви, также решил выбрать популярный киевский монастырь, но куда не ходят «конкуренты» из политикума. Подключил к пиару карманный «5 канал», показывающий его хозяина на пасхальных богослужениях в Ионинском. В этом, пожалуй, и заключался основной род благотворительности миллиардера. Разве что…

Лет пять назад в одном из храмов мне показали весьма прелюбопытную икону. Необычность её состояла в двойном предназначении. Кроме помощи в молитве образ выполнял и побочную задачу – закрывал на боковой стене табличку с благодарностью храмоукрасителю.

Дело в том, что когда храм только закладывался, побывал на его месте Пётр Алексеевич и пообещал, что станет спонсором строительства. С тем и… пропал. А храм успешно возводился людьми, хорошо знавшими цену слов сего раба Божьего. И вот когда Порошенко увидел тот красавец-собор, то решил профинансировать хотя бы иконостас. Но с условием – чтобы рядом красовалась табличка с именем спонсора. Только имя это у многих ассоциируется с тем же «5 каналом», который для пиара своего «глубоко верующего» хозяина зарабатывал рекламой средств «яркого оргазма», «незабываемого секса», «невероятных приключении в кровати», «быстрого восстановление для повторных сексуальных подвигов» и т.п. «благочестий». Вот и решила община табличку иконой прикрыть.

Собственно, на монастырь благотворитель сей не так много и давал, в отличие, скажем, от ушедшего из большой политики Геннадия Васильева и Вадима Новинского, который оплачивает почти все социальные и молодежные проекты Ионинского.

Не случайно ли, как только Порошенко-политик достиг вершины, сразу же с майдана поскакал «причащаться» к униатам?
А Новинского обозвал «сукой православной». Тогда и вспомнилось, что и в УПЦ МП Пётр Алексеевич как-то больше тёрся рядом со сторонниками «канонической автокефалии». В то же время его телеканал занимался информобеспечением «Киевского патриархата»…

Вот ещё штришок к «православности» Петра Алексеевича. В рамках предвыборного тура 2014 г. тогдашний кандидат в президенты красовался на экране с чётками. Но откладывал их в сторону в те критические моменты, когда нужно было отвечать на сложные вопросы избирателей, хотя у истинных молитвенников как раз всё должно быть наоборот. В том же туре из его уст впервые слетело обещание всячески способствовать созданию т.н. Единой поместной украинской церкви. И по странному стечению обстоятельств особо приближённый к Порошенко митрополит Винницкий (а какой же ещё!) Симеон рассматривался с победой евромайдана как кандидат на пост Предстоятеля УПЦ МП и – в дальнейшем – «единой поместной». Так что если и возлюбил сей раб Божий Господа своего, то любовь у него «с интересом».

Не случайно метался Порошенко в кулуарах первого постмайданного заседания Синода УПЦ МП, на котором епископат всё же устоял с Божией помощью пред давлением победителей (шли всего лишь третьи сутки после путча, и с Лавры только сняли осаду «самообороны Майдана»), избрав местоблюстителем киевской митрополичьей кафедры сторонника церковного единства митрополита Онуфрия.

«Молитвенность» свою, кстати, главный выгодополучатель майдана продемонстрировал и той же «самообороне», когда, забывшись, залился смехом на «панихиде» Филарэта по «Небесной сотне».

И всё же не исключено, что и у Петра Алексеевича, как и у Михаила Антоновича, случаются богобоязненные просветы (кое-кто в Киевской митрополии УПЦ МП даже поведал автору, что Порошенко в душе остался православным, но вынужден лобызаться с Денисенко и Шевчуком по настоянию заокеанских кураторов).

Как бы там ни было, а ожидаемого Героя Украины Филарэт к своему юбилею не получил. Информированные источники сообщили, что «ряд политиков и представителей интеллигенции обратились к президенту с предложением отметить Святейшего Патриарха Филарета к 50-летию его архиерейского служения на Киевской кафедре, но Администрация президента до последнего тянула с этим решением». И вот уже вечером после торжественной академии «стало известно, что звезда героя не будет присуждена».
Несправедливо. Ибо кто, как не филарэты с порошенками, – «истинные» герои Украины!

22 мая Порошенко принял участие в «панихиде» Филарэта в связи с 155-летием перезахоронения праха Тараса Шевченко. 

Дмитрий СКВОРЦОВ 
Вернуться назад