«Томос» раздора

Политико-церковный сериал «Томос для Украины» продолжает увлекать праздную публику разнообразными поворотами сюжета, из драмы превращаясь в пошлый фарс. «Автокефалия для никого» – вот подходящее название текущей серии. Судите сами.

За последние две недели прозвучали несколько громких заявлений. Некоторые из них довольно оригинальны, другие неожиданно сюрреалистичны.

«Обмен нелюбезностями»

В интервью для «ВВС Украина» архиерей Константинопольской церкви архиепископ Тельмиский Иов (Геча), заявил, после отмены Синодом Константинопольского патриархата акта о передаче территории Украины под администрацию Русской церкви, УПЦ Московского патриархата больше не существует.

«Отменой акта 1686 отменена администрация Московской церковью Киевской митрополии и всех епархий в Украине… С канонической точки зрения это означает, что сегодня в Украине УПЦ МП больше не существует. Все архиереи теперь в Украине де-факто, согласно этому решению синода, являются архиереями Вселенского престола, и они теперь должны ждать директиву Вселенского патриархата о своей дальнейшей судьбе», - сказал представитель Вселенского патриархата.

Также он пояснил, что все иерархи украинских церквей, таким образом, имеют одинаковый статус и равные права для участия в соборе, который будет проведен под руководством Константинопольских представителей относительно украинской автокефалии. Стоит отметить, однако, что архиепископ Иов при этом не обладает статусом официального представителя Вселенского престола, и его комментарии являются юридически только его личной позицией.

Тем не менее, в Украинской православной церкви отреагировали на эту позицию в тот же день, 2 ноября. Заместитель главы Отдела внешних церковных связей УПЦ МП протоиерей Николай Данилевич иронично прокомментировал слова Гечи:

«В УПЦ точно уверены, что Константинополя 565 лет как не существует. Это исторический факт. Но, как кажется, на Фанаре этого до сих пор не заметили. А УПЦ существует. И это тоже исторический факт. И он очевиден. Поэтому такие заявления отдельных представителей Константинопольского патриархата похожи на какой-то канонический сюрреализм».

В том же интервью архиепископ Иов заявил, что автокефальный статус Русской православной церкви, так же, как и других стран - Греции, Сербии, Румынии, Польши, Албании, Болгарии, Грузии и Чехословакии, не был подтвержден Вселенскими соборами, и именно Константинополь дал им всем статус независимых. И в любой момент, следовательно, может отобрать.

«Как считают некоторые канонисты, поскольку эти новые автокефалии или новые патриархаты никогда не были подтверждены Вселенским собором, поскольку они были созданы Вселенским патриархатом, то в какой-то момент, если Вселенский патриархат посчитает это нужным, он может и отменить этот статус», - сообщил представитель Константинополя, которого нет.

В ответ на это, пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков пояснил «Интерфаксу»: «Преосвященный Иов не является официальным спикером Константинопольской православной церкви, и его выходящие за разумные рамки заявления ничем, кроме как личной злобой к Русской церкви, объяснить нельзя».

Если же это официальная позиция Варфоломея, то всем перечисленным поместным Церквям также следует приготовиться к оспариванию своего существования со стороны Вселенского патриархата.

На своей странице в социальной сети пресс-секретарь патриарха Кирилла написал: «Звучат очень тревожные заявления архиепископа Иова (Гечи). Мы серьезно обеспокоены состоянием его душевного и духовного здоровья. При необходимости мы готовы помочь собрату с лечением или с направлением его на обучение в одну из семинарий нашей Церкви».

Однако есть еще одно немаловажное заявление в том же интервью архиепископа Иова. Прямым текстом, без возможности как-то переиначить смысл сказанного, он особо отметил, что Синод Константинопольской Церкви не признал легитимными Киевский патриархат и УАПЦ. «Патриархов»-самозванцев хоть и вернули, точнее, ввернули «в лоно Вселенской церкви», но не в качестве предстоятелей церковных структур.

«Мы не признали Филарета и Макария как предстоятелей их Церквей, мы не сказали, что УПЦ КП или УАПЦ являются легитимными, потому что это было бы весьма нелогично: это означало бы, что мы признали две параллельные церковные структуры параллельно еще с третьей канонической структурой, которой был бы Московский Патриархат», – заявил архиепископ Иов.

Вот как-то так складывается византийская логика. Из двух не легитимных структур, а значит, раскольников, и одной «отмененной», на чью каноническую территорию забрались по-разбойничьи, надобно слепить «единую поместную церковь», которой и выдать «томос». Причем вопреки воле канонической Церкви и миллионов мирян, зато по просьбе светских властей государства, по конституции отделенного от церкви.

Всего-то и нужно, провести объединительный «всеукраинский собор».

Трудности вербовки

Как раз с проведением «собора» и заминка вышла. Для придания этому раскольничьему шабашу хоть какой-то правовой видимости, Фанар требует присутствия на нем представителей УПЦ МП.

По словам Филарета, в соборе готовы принять участие 10 иерархов от канонической церкви, наряду с 40 представителями «киевского патриархата» и 14 автокефалами Макария.

Однако, в открытую пока ни один из анонсированных десяти свое возможное присутствие не подтвердил. Имена Филарет не раскрывает, следовательно, проверить, есть ли такие намерения у ряда священников канонической церкви, не представляется возможным. Пока что только один митрополит Переяславский Александр Драбинко не исключает такой возможности для себя. Хотя уточняет, что лично он из УПЦ МП не вышел, решений таких не принимал и вообще, просто рассуждает теоретически. И это несмотря на то, что Драбинко – давний и открытый сторонник украинской автокефалии.

«Трудности с вербовкой» православных архиепископов в раскольничью структуру с туманными перспективами в целом состоят из вполне понятных факторов. Несмотря на явные «пряники», которые сулят перебежчикам, верующие священнослужители отлично понимают, что с них за это спросят там, где не помогут ни политические взгляды, ни полученные за предательство сребреники. А еще на этом свете грозит запрещение в службе, церковное отлучение, не говоря уже о вероятности наложения анафемы. РПЦ – самая многочисленная православная церковь в мире, и в возникшем противостоянии с Константинополем ее поддерживают практически все остальные поместные Церкви. С высокой долей вероятности, противостояние это может плохо закончиться для Вселенского патриархата, и тем более, для перебежчиков лично. Также вопрос, насколько поддержат своего епископа прихожане в его миграции в другую структуру.

Все прекрасно понимают, что возня с автокефалией, о которой так много разговоров, затеяна Петром Порошенко с единственной целью – как предвыборный проект, по мнению полит-советников, непременно добавляющий президенту одобрения электората в предвыборный год. Утверждение сомнительное, однако. Но факты свидетельствуют, что пока рейтинг действующего главкома чуть выше жирности кефира, и победить может с высокой долей вероятности, любой другой кандидат. Которому вся эта «томосятина» и даром не нужна. А если к власти придут политики, которые сменят вектор с националистического на прагматический, да еще и на «пророссийский», то и вовсе дело плохо для пособников раскола.

Так что с искомыми 10 архиереями канонической церкви Филарет может и пролететь. На всякий случай, в СМИ было заявлено, что кого попало из УПЦ МП на «Объединительный собор» еще и не пустят. Только тех, кто подписывал письмо к Варфоломею.

Правая рука Филарета, архиепископ Черниговский и Нежинский Евстратий (Зоря) сказал в интервью изданию «Главком»:

«...Представим себе, митрополит Онуфрий или митрополит Антоний, против автокефалии и об этом заявляют, таки придут на Собор. Они скажут, что хотят принять участие. Они же архиереи? Именно так. Из Украины? Да. Значит, скажут они, мы – члены Собора и мы против объединения, против автокефалии. Они не сами придут, а приведут 90 архиереев Московского патриархата. Именно поэтому мы подчеркиваем, что в Соборе принимают участие те архиереи, которые обратились к Вселенскому патриарху с просьбой предоставить Томос об автокефалии, а не все архиереи, которые являются православными и размещаются на территории Украины… для того, чтобы не превратить Собор в нечто противоположное тому, что задумывается».

Придут представители самой многочисленной украинской церкви и испортят людям праздник своим большинством. Нет уж, объединяться только согласно купленным билетам и выданным ролям. Так считает «железный Филарет».

«Террариум томосеков»

У основных участников «Объединительного собора» пока все хуже идут дела с этим самым объединением. Договариваться с «дедушкой украинского раскольничества» практически невозможно. Он считает, что все уже решил единолично и ни на какие уступки идти не собирается.

«Патриарх» автокефалов Макарий неоднократно жаловался в прессе, что его мнение, как предстоятеля одной из объединяющихся структур, Филарета нисколько не интересует. Тот требует, чтобы было все по его – название, устав, правила. Практически, объединение Денисенко видит в простом подчинении структуры Макария, так сказать, в поглощении, без всяких преференций и разграничений сфер влияния. Макария это, понятное дело, не устраивает.

Навязывая устав филаретовской организации автокефалам, им даже не считают нужным его показать и дать ознакомиться. При выборе «подарка» Варфоломею, власти не сочли возможным оспорить отказ Филарета и отобрали даруемую церковь именно у Макария, хотя это был единственный кафедральный собор УАПЦ. Таким образом, автокефалам указывают на полное подчинение «киевскому патриархату».

С чем те, соответственно, не соглашаются и апеллируют своей большей историчностью, ведь УАПЦ насчитывает аж целых сто лет «истории», а КП – только 27. Впрочем, как уже говорилось выше, обе все равно не признаны церквями, что и подтвердил недавно представитель Варфоломея.

Попытки объединения двух раскольничьих украинствующих организаций ведутся с 2015 года, и все безуспешно. В главной степени из-за несговорчивости Филарета. У автокефалов слишком малочисленная паства, и поэтому филаретовцы с ними особо не считаются. Но сейчас ситуация поменялась, так как Константинополь требует присутствия в создаваемой поместной церкви именно представителей трех украинских церквей. Без них «томоса» не выдадут. И Макарий это отлично понимает, ожидая принципиального изменения отношения Филарета.

Пока вся эта афера обернулась для УАПЦ сплошными потерями. С ними по прежнему не считаются, Макарий однозначно не будет рассматриваться как кандидатура на пост патриарха, мало того, его фактически понизили в должности до простого священника, которым он был до наложения запрещения РПЦ. Так выходит из формулировки «возвращения в лоно церкви» от Варфоломея. И собор кафедральный, единственный, Андреевскую церковь, просто так отобрали.

Единственное, что может сделать в ответ объегоренный бывший «патриарх», так это тянуть с собором, на котором без него ничего не решится. И пытаться выбить за это хоть какие-то «печеньки».

Филарет, в свою очередь, тормозит созыв собора еще больше. Единственным патриархом будущей церкви он повсеместно провозглашает себя, рассказывая, что это уже дело решенное, и альтернативы он не видит. Спорить с ним не рискуют даже представители украинского правительства, как правило, соглашаясь со всем сказанным.

При том, очевидно, что никого, кроме самого Филарета, его кандидатура не устраивает – ни автокефалов, ни возможных кандидатов в перебежчики от московского патриархата, ни самого Варфоломея. Не хотят давать «томос» Мишке Денисенко, и все тут. Поэтому, строго говоря, он и украинских «князьков» не устраивает. Порошенко и компании нужно максимально быстро решить вопросы, до выборов полгода осталось.

Вселенский патриарх, заваривший всю кашу, по поводу кандидатур молчит, однозначно только давая понять, что это будет не Филарет, и не Макарий. Управляющий делами УПЦ Московского патриархата, митрополит Бориспольский и Броварской Антоний сообщил прессе, что с Фанара прислали даже некое письмо «Киевскому патриархату» и УАПЦ, в котором прямо указано на невозможность участвовать в выборе нового предстоятеля для обоих бывших «патриархов»-раскольников..

«Произойдет или не произойдет это собрание так называемых иерархов, сказать трудно, потому что таких попыток уже было несколько в нашей недавней истории. Тут можно вспомнить слова избасни Крылова: "А вы, друзья, как ни садитесь". Но, возможно, для реализации уже конкретных указаний их заставят собраться»,- отметил управляющий делами УПЦ.

«Ритуальный акт»

Так как проведение собора откладывается на неопределенный срок из-за конфликта интересов сторон, основной интересант «томоса», Петр Порошенко сделал внезапный «ход конем». Во время визита в Стамбул 3 ноября, он встретился с Варфоломеем и подписал с ним некое соглашение. Президент светского по конституции государства и патриарх иностранной церкви договорились о нижеследующем.

«Соглашение, которое мы сегодня подписали… создает все условия для того, чтобы процесс предоставления, точнее подготовки к Собору, процесс предоставления Томоса был проведен абсолютно в четком соответствии с канонами Православной Церкви», - сообщил Петр Порошенко журналистам.

И в своем Facebook пояснил: «Это соглашение о сотрудничестве в создании независимой православной Церкви в Украине, Вселенский Патриарх предоставляет Томос, признавая независимость украинской Церкви, ивручает его избранному на Соборе Предстоятелю».

И не важно, что даты собора и томоса, как и кандидатура предстоятеля, весьма туманны и неопределенны. Главное – не выпадать из телевизора.

Для Варфоломея данное соглашение зафиксировало передачу Андреевской церкви для миссии Вселенского патриархата, фактически – посольства Фанара в Киеве.

По высокопарному заявлению Порошенко, предоставление «томоса» означает признание Константинопольским патриархатом «независимости украинской церкви». И ничего, что несуществующий Константинополь признает независимость несуществующей церкви. «Нас это огорчит, но не остановит», как говорится в одном анекдоте.

По голым фактам пока выходит, что не признавая две раскольнические церкви и объявив больше не существующей каноническую Украинскую православную, Константинопольский патриархат заходит на теперь «свободную» территорию, становясь в ней единственной легитимной православной церковью. На уже готовые церкви, монастыри, святыни, имущество и ценности, в конце концов. И паству не менее 15 миллионов. Хорошая сделка. Что взамен? А пообещать туземцам бусики (зачеркнуто) томос. Когда-нибудь потом. Если договорятся между собой. Но это не точно, главное периодически обновлять обещалки.

«На дурака не нужен нож. Ему пообещай, и делай с ним, что хошь!». Пока велено верить в то, что вот-вот, буквально «на Андрея», к 13 декабря, дадут автокефалию. Об этом восторженно вещает всякому желающему митрополит «Киевского патриархата» Михаил Зинкевич. На самом деле, к празднику апостола Андрея Первозванного всего лишь собираются передать Андреевскую церковь представителям Варфоломея. Порошенко уже приказал в срочном порядке сделать в ней ремонт.

За чей счет? Вопрос риторический. Кому выгодно? Тем более, не вопрос.

«Карманный патриарх»

Чем похвастаться миллиардеру в кругу других миллиардеров? Яхты, дорогие игрушки, самолеты, заводы и пароходы – все это скучно и есть у каждого. А вот собственный патриарх – это уже изюминка. Это как бы представитель Бога в собственном подчинении. Для президента, устроившего в собственной стране гражданскую войну, наживающегося пятый год на крови, смертях, слезах и разрушенных жизнях, собственный «карманный патриарх» – штука весьма в хозяйстве полезная. Авось, «отмажет»?

Есть и собственная кандидатура у пана президента. Единую поместную православную украинскую церковь (ЕППУЦ), возможно, возглавит действующий архиерей УПЦ МП митрополит Винницкий Симеон (Шостацкий). Об этом написал вFacebook журналист Станислав Речинский, бывший пресс-секретарь главы УПЦ МП митрополита Киевского Владимира (Сабодана), ныне советник главы МВД Украины Арсена Авакова.

«Все в семью, все в семью. И Церковь тоже. Это я о том, что Порошенко лоббирует в США и перед Вселенским Патриархом назначение на главу Единой Поместной Церкви не Филарета. А своего карманного Винницкого митрополита УПЦ МП Симеона. Он его еще после смерти митрополита Владимира пытался лоббировать на его место»,- пишет он.

И действительно, в 2014 году именно Симеону как кандидату на пост предстоятеля УПЦ оказали поддержку не только президентские медиа, но и канал Коломойского 1+1, выдав сюжет с манипуляциями о других кандидатах, как о «запроданцах Москвы», а Симеона изобразив положительно, с уверениями, что он будет поддержан «украинским православным обществом».

В заслуги кандидату было поставлено то, что он вопреки церковным канонам проводит службы на украинском языке. Тогда медийная поддержка не помогла.

Но уже в сентябре этого года СМИ снова вспомнили о любимом иерархе президента. В связи с его визитом в США сразу после отъезда оттуда Филарета, и встречей с бывшим вице-президентом СШАДжо Байденом. Это выглядело как типичные «смотрины» у кураторов. Альтернатива несговорчивому Филарету в лоббируемой американскими «друзьями» будущей церкви.

«По данным украинских церковных журналистов, в теневой структуре УПЦ МП митрополит Симеон принадлежит к «автокефалистской» группировке иерархов, где лидером является викарий Киевской епархии митрополит Переяслав-Хмельницкий Александр (Драбинко), «серый кардинал» УПЦ МП», - пишет издание «EADaily».

«Легализовать неканонические структуры путем создания параллельной юрисдикции было бы идеологически легче, если бы процесс возглавил митрополит канонической УПЦ-МП. Но на подобные инициативы УПЦ МП, полагаю, так же бы отреагировала отлучением такого архиерея от церкви», - комментирует украинский эксперт по церковным вопросам Андрей Видишенко.
 

Кому все это нужно?

Явно не украинским гражданам, согласно опросам, из которых почти три четверти, 72% понятия не имеют, что такое «томос» и почему вокруг этого так много разговоров. То есть, на электоральную поддержку усилия президента никакого влияния не окажут. И даже наоборот, для подавляющего большинства, около 13 миллионов православных, кандидатура Порошенко становится только все более неприемлемой из-за этих действий.

Люди и без того раздражены непрекращающейся войной, стремительным ростом цен на продукцию первой необходимости и повышающимися тарифами, недоступностью медицины и насильственной украинизацией. Миллионы граждан вынуждены искать работу за пределами страны, абсолютное большинство понимает отсутствие долгосрочных перспектив экономического роста. И нападки на верующих в такой ситуации, нагнетание страха в обществе, давление на сферу духовности только повышает градус напряженности и точно не прибавляет симпатии к действующему президенту.

Скорее всего, понимает это и сам Порошенко, для которого основной целью становится получить гарантии дальнейшего безбедного существования на украденные миллиарды где-нибудь в укромном и уютном месте на земле. Для этого нужно качественно выполнить поставленные американскими кураторами задачи, одной из основных среди них есть максимально возможная дискредитация православия. Отрыв от России, разумеется, тоже. Но ведь одно без другого невозможно.

Русская православная церковь традиционна и ортодоксальна, она является серьезным препятствием для реализации многих процессов, навязываемых миру «западными ценностями». Разврат, содомия, легализация убийств через аборты и эвтаназию, разрушение моральных устоев, однополые браки, массовые изъятия детей из семей, в целом, расчеловечивание общества – всему этому сильно препятствует православный уклад, формируемый и поддерживаемый Церковью. Пока есть РПЦ, будет стоять и Россия, независимо от того, сколько еще религиозных конфессий в ней существует. Враги России это прекрасно понимают.

Отрывом миллионов украинских православных от Русской церкви, выполняется часть общей задачи – ослабление РПЦ и попытка дискредитации ее руководства. Благодаря наглому и лживому вмешательству подконтрольного американским структурам Варфоломея в «украинский вопрос», беспрецедентному рейдерскому вторжению на каноническую территорию РПЦ, развивается сценарий православного раскола среди всех мировых поместных Церквей. Даже при условии «падения Константинополя», если все другие церкви примут решение отказаться от евхаристического общения с Вселенским престолом и объявят его раскольническим, то при умелом раздувании конфликта еще долго отголоски его будут использоваться для продолжения дискредитации и раскола в мировом православии.


Что же сказать на это? «Если Бог за нас, кто против нас?» - Послание к Римлянам святого апостола Павла, 8:31.

 

 

Наталка Nik

Вернуться назад