Несмотря на пятилетние усилия украинской власти выхолостить народную память о Великой Победе в 1945-м, киевляне вышли на улицы города с благодарностью к солдатам той войны. И даже запрет на использование георгиевской ленты и повсеместно продающиеся маки не внесли дисбаланса в оценку настроения широких народных масс.
Пожелание «не дай тебе бог жить во времена перемен» годится для спокойных лет. А для таких, как сейчас, перемены — очень интересный материал для наблюдения и выводов. Особенно, если вывод обнадеживающий, несмотря на времена.
С утра 9 мая на ухоженной территории Бабьего Яра было немноголюдно. Надо признаться, что его объекты мало настраивают на торжество — они все посвящены мученической смерти сотен тысяч людей: евреев, цыган, подпольщиков, военнопленных, активистов украинских националистических организаций. Судя по свежим цветам, больше внимания памятники получили именно 8 мая. Но и 9-го то тут, то там отдельные граждане самостоятельно возлагали скромные букеты.
Две седые пожилые женщины подошли к памятнику угнанным на работы в Германию украинцам. На нем написано, что 3 миллиона (!) человек, принудительно покинули родину, многие из них не вернулись, все натерпелись и хлебнули горя на чужбине. Не думается в таких случаях, что идея примирения с супостатом пустит глубокие корни.
Ввиду отсутствия военного парада в центре столицы, основные мероприятия этих дней проходят на всем протяжении улицы Лаврской, которая протянулась от завода Арсенал до монумента «Родина-мать».
На выходе из станции метро Арсенальная граждан встречали коробейницы с красными маками по 10 гривень за штуку (25 рублей).
Торговля шла не бойко, основной людской поток уже шел в метро. Совсем не редкими в руках прохожих были портреты военных лет — видимо, акция «Бессмертный полк» состоялась, а ее участники не собирались прятать лица своих славных предков даже по окончании шествия.
Особым маркером общественного настроения в День Победы в последние годы стало поклонение памятнику Леонида Быкова в роли «Маэстро» Титаренко. Установленный в стороне от официального комплекса мемориальных сооружений, на повороте спуска от площади Славы на Парковую аллею, он, тем не менее, выгодно расположен на отроге высокого холма, с которого открывается панорама левобережья Днепра.
В последние годы к нему идут не по сценарию, а по велению души — постамент памятника традиционно усыпан цветами. Здесь нет корзин с лентами от официальных лиц государства, но скромные тюльпаны, сирень, ландыши, гвоздики покрывают его практически до пояса. С памятником фотографируются, военные отдают честь, здесь же самодеятельные музыканты под гитару исполняют «Смуглянку». Поистине лакмусов памятник, если можно так выразится, получился. Или общий знаменатель всенародной памяти.
Прямо посередине аллеи группа горластых молодцов, среди которых выделялся лидер радикальной организации С14 Евгений Карась, окружила кого-то и обвиняла во всех тяжких на государственном языке: «Что ты ватный праздник снимаешь? Почему ты вчера не снимал украинский праздник? Почему ты в Мариуполе в 14-м не снимал, в Дебальцево, в Иловайске?…». А на реплику из толпы, видимо, в защиту обвиняемого, послышалось: «Это не люди. Это российские журналисты!»
Неподалеку сотрудник так называемой полиции диалога объяснял непонятливой старушке особенности текущего исторического момента: «Понимаете, это и да, и нет. И праздник, и день жалости. Пятьдесят на пятьдесят. С одной стороны — день победы. Но от него, все-таки, попахивает ватой — Россия использует его для рекламы русского мира. А с другой стороны — и да, и нет». Такой интересный диалог получается в современной Украине — все как бы с другой стороны.
«Споемте, друзья, ведь завтра в поход, уйдем в предрассветный туман… Прощай, любимый город, уходим завтра в море!..» — пела группа женщин в десяти метрах, держа в руках портреты, по всей видимости, своих славных предков. Но было ясно, что никуда они из своего города не уйдут, а останутся вместе с памятью о подвиге, передавая ее из поколения в поколение.
Бюсты выдающихся военачальников на аллее от вечного огня к улице Лаврской тоже не оставались без цветов. И среди них — Сидору Ковпаку, дважды герою Советского Союза, прославленному командиру партизанских армий. Относительно неподалеку располагается улица его имени, с которой в 2016 году была демонтирована мемориальная доска. Но имя улице оставили, как и бюст герою. А у подножия памятника летчику Ивану Кожедубу цветов было столько, что некоторые приходилось класть на бронзовые голенища сапог. И становилось понятно — память не демонтировать.
Далее, за парком и комплексом строений Киево-Печерской лавры, начинается территория Музея истории Украины во Второй мировой войне (бывшего Музея Великой Отечественной войны). Там уже расположилась сцена, на которой шел официальный концерт под лозунгом «Помним. Побеждаем». А сам Музей по случаю такого дня был открыт для бесплатного посещения. Однако рассказ о содержимом этого музея заслуживает отдельного повествования. Не менее оптимистичного, что особенно приятно.
На главной улице столицы — Крещатике — к вечеру было дождливо и пусто, несмотря на традиционное перекрытие его для проезда автотранспорта в угоду праздношатающейся публике. О празднике уже ничего не говорило. Вдоль здания Главпочтамта протянулась выставка про ГУЛАГ. Было видно, что власть продолжает воспитывать у своих граждан комплекс жертвы. Но, как показывает ситуация за рамками официоза — праздник скорее да, чем нет.
И это радует, потому что люди отмечают подвиг героев от чистого сердца. И это вселяет оптимизм по поводу празднования следующего Дня Победы — ведь в 2020 году исполняется 75 лет со дня капитуляции гитлеровской Германии. А внуки и правнуки солдат-победителей капитулировать в Киеве не собираются.