Псалом 50

Дорогие друзья, мира вам! Давайте вспомним сегодня этот выдающийся памятник. Не литературы даже – памятник покаяния и стяжания благости – после даже страшнейшего из грехов. 

Каждый из нас может споткнуться и впасть в грех. Такое случается нередко. Но можно ли вернуться к благочестивой жизни после греха? Христос учит нас, что не только можно, а и непременно дóлжно. Господь есть Любовь, и Он никогда не оставляет чад своих, развернувших к Нему своё сердце. Этому учит и история о грешнике, осуждённом на распятие и покаявшемся на кресте; и притча о блудном сыне; и рассказ о мытаре и фарисее... 

Подождите, но при чём же здесь Пятидесятый псалом? Ведь он, как и вся Псалтирь, был написан до явления Христа – ещё в ветхозаветное время! 

Полагаю, этим он и интересен. Интересен тем, что предвосхитил своё время. Ведь в чём различие учений Ветхого и Нового завета? – А различие, безо всяких натяжек, эпохальное: если Ветхий завет зиждется на Десяти заповедях, несущих в своей основе идею причины и следствия («око за око») и неотвратимости воздаяния, – то Иисус в Нагорной проповеди утверждает примат Любви над логикой («А Я говорю вам: не противься злому...»), не отрицая при этом и прежних принципов: «Не нарушить пришёл Закон Я, но исполнить».

Другими словами, закон Любви, о котором пришёл возвестить Спаситель, возымел своё действие в истории Давида – ещё до явления Христа. И обусловило это искреннее сердечное покаяние великого грешника, царя и псалмопевца.

Пятидесятый псалом стоит особняком во всей Псалтири. Вот, что пишет о нёмпротоиерей Андрей Ткачёв:
 
«Псалом этот важен чрезвычайно. Его стихи вошли во святое святых литургии – в Евхаристический канон. Этот псалом читается в домашних молитвах, в чине утрени, в последовании третьего часа, в чине исповеди, в панихиде и всевозможных молебных пениях. Особенно в Великий пост слышны часто в церкви от лица молящихся произносимые слова: «Яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, во велицей милости Твоей!» Но главное – им, псалмом покаянным, утешают свою душу и укрепляют ослабевший и унывающий дух все, кто согрешил, кому тошно от содеянного; все, чьё сердце измучено тайными недугами.


Покаянием своим Давид ведёт нас к вере в Того, Кто пророчески назван Сыном Давидовым – к Господу Христу. Эта спасительная вера не бывает жива и действенна у тех, кто не кается, кто не прислушивается к тому, к чему призвал нас начавший проповедь Господь: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».
протоиерей Андрей Ткачёв, 24 января 2011 г.



Что же такого натворил царь Давид, и за что ему пришлось так горячо покаяться? – Вот, как описывает известную историю Мария Городова:

Преступление

«Однажды под вечер,.. – начинает рассказ о грехопадении Давида Библия, – он прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива». Давид послал слуг разведать, кто она. Оказалось, что это Вирсавия – жена Урии Хеттеянина, храброго воина, находившегося в то время в войске царского военачальника Иоава, осаждавшем аммонитян (соседнее племя, воевавшее с Израилем). Казалось бы, известие о том, что Вирсавия замужем, должно было охладить пыл Давида, но, по-видимому, он уже отвык хоть в чём-нибудь отказывать себе. «Давид послал слуг взять её; и она пришла к нему, и он спал с нею».

Через некоторое время Вирсавия сообщает царю о своей беременности. И вот здесь-то и начинает разворачиваться та самая «цепочка грехов», когда один нераскаянный грех неизбежно влечёт за собою другой. Ребёнок, родившийся у женщины, муж которой воевал вдали от дома, стал бы прямым доказательством прелюбодеяния. А по закону Моисея, за это обоих виновников преступления ждала смерть – побиение камнями. Поэтому Давид решается на хитрость: он вызывает Урию в Иерусалим якобы для того, чтобы узнать последние новости о ходе военных действий. Настоящая цель царя проста: после свидания законного мужа с женой рождение ребёнка уже не вызвало бы никаких вопросов.

Урия приезжает и проводит в столице двое суток. Но домой, к красавице жене он, как ни странно, даже не заходит – так и ночует у ворот царского дворца вместе с другими войнами. Разгадка такого странного поведения – в его честном и прямом характере: он солдат, в стране идёт война, его товарищи воюют и погибают вдали от своих семей. И он считает для себя невозможным и постыдным в такое время идти в свой дом, чтобы там «и есть, и пить, и спать со своею женою». Поэтому «цепочка греха» продолжает разворачиваться: узнав, что его план провалился, Давид решается на убийство... С ничего не подозревающим Урией он отправляет своему военачальнику Иоаву письмо, в котором просит послать этого воина на самый опасный участок фронта и сделать так, чтобы Урия в какой-то момент остался один на один с многочисленными врагами. Таким образом, расчётливый Давид пытается придать убийству вид случайности, от которой на войне никто не застрахован. Иоав исполняет роковой приказ...

Узнав о гибели мужа, Вирсавия, как сказано в Библии, «плакала о нём», но, когда закончились обычные семь дней оплакивания, Давид забрал её к себе и женился на ней. Вскоре Вирсавия родила сына. Казалось бы, если не брать в расчёт смерть честного солдата Урии, всё, в конце концов, устроилось на редкость удачно. И Давиду даже могло показаться, что он неподсуден, что совершённые им преступления забыты, да, собственно, никто так ни о чём и не узнал. Обычное дело – властьимущие умеют скрывать и не такие вещи. Однако история грехопадения царя Давида заканчивается в Библии чеканной фразой: «И было это дело, которое сделал Давид, зло в очах Господа». Пройдёт совсем немного времени, и, как гром среди ясного неба, прозвучат слова, которые напомнят царю и о Высшей власти, и о Высшем суде.

Покаяние

Уже следующая глава 2-й Книги Царств начинается с того, что по повелению Господа к царю приходит всё тот же пророк Нафан, некогда принёсший ему Божие благословение, и рассказывает ему притчу.

«В одном городе жили два человека – богатый и бедный. У богатого было много крупного и мелкого скота, а у бедного – ничего, кроме одной овечки, которую он купил ещё маленькою, выкормил её, и она росла вместе с его детьми, и ела от его хлеба, и пила из его чаши, и на груди у него спала, и была для него как дочь. Однажды к богатому человеку пришёл странник, и богатый пожалел взять из своих овец для того, чтобы приготовить обед для странника, а взял единственную овечку бедняка и приготовил её...»

По-видимому, Давид, любивший разбирать судебные тяжбы, решил, что это как раз одно из таких дел, которое пророк повергает к его ногам для вынесения справедливого решения. Выслушав Нафана, он пришёл в негодование и воскликнул: «Да живёт Господь! Смерти достоин такой человек!» И тут же огласил свой приговор: за овечку богач должен заплатить вчетверо – за то, что совершил бесчестный поступок, и за то, что не имел сострадания! И тогда, как гром среди ясного неба, раздались слова пророка: «Ты и есть тот человек, который сделал это!»

Притча – это только форма, которую избрал Бог, чтобы через Своего пророка попытаться разбудить у царя совесть. И это удалось. Перед онемевшим Давидом раскрылась бездна совершенного им преступления, а Нафан продолжал его обличать: «Урию Хеттеянина ты поразил мечом; жену его взял себе в жёны, а его ты убил мечом аммонитян!» И дальше – как приговор: «Так говорит Господь: не отступит меч от дома твоего навеки, за то, что ты пренебрёг Меня и взял жену Урии Хеттеянина, и то, что ты сделал тайно, Я сделаю пред всем Израилем и пред солнцем».

Надо отдать Давиду должное: при желании царь мог бы заставить обличителя замолчать, но Давид был потрясён, в словах пророка он услышал голос Бога. Он смог увидеть свой грех со стороны, он взглянул на себя «очами Господа», и, сокрушённый открывшейся перед ним преступной сутью своих поступков, воскликнул: «Согрешил я пред Господом!» И Господь простил Давида. Пророк Нафан тут же возвестил: «Господь снял с тебя грех твой; ты не умрёшь».

Так неужели одной фразы достаточно, чтобы Бог сменил гнев на милость? Ответ находится в строках пятидесятого псалма: «...всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.» (Пс. 50.18-19).

По Закону Моисея, в жертву за грех необходимо было принести животное. Самой пышной и торжественной жертвой была так называемая «жертва всесожжения». Ритуал был расписан до мелочей. И в истории ветхозаветного Израиля, да и в истории христианства часто случалось, что за этими внешними ритуалами и обрядами забывалось главное: покаяние должно идти из сердца, только в этом случае внешние действия будут иметь смысл. Именно об этом и говорит Давид в покаянном псалме. Не жертва нужна Богу, а сердце, исполненное искренним покаянием и смирением.

Предсказанные пророком бедствия, которые навлёк на себя своим грехом Давид, не заставили ждать: царство потрясли мятежи и восстания, одно из которых возглавил его сын Авессалом. Давиду даже пришлось на время бежать из Иерусалима, да и вообще борьба многочисленных детей Давида между собой едва не погубила государство, поэтому, состарившись, царь по настоянию пророка Нафана провозгласил своим преемником сына от Вирсавии Соломона. Кроме него у Давида и Вирсавии было ещё трое сыновей: Шива, Шовава и Нафан, имя которого значится в родословной Спасителя.

Каяться Давид продолжал всю жизнь, как всю жизнь продолжал ощущать последствия своего греха, принесшие несчастья не только ему самому, но и всему государству. Однако, его обращение и покаяние с самого момента пророческого обличения было окончательным и бесповоротным.

* * *
(1) В конец, псалом Давиду, внегда внити к нему Нафану пророку, (2) егда вниде к Вирсавии, жене Уриеве, 50
(3) Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое.
(4) Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя:
(5) Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну.
(6) Тебе Единому согреших, и лукавое пред Тобою сотворих: яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши, внегда судити Ти.
(7) Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя.
(8) Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси.
(9) Окропиши мя иссопом, и очищуся: омыеши мя, и паче снега убелюся.
(10) Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя.
(11) Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти.
(12) Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.
(13) Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.
(14) Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя.
(15) Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся.
(16) Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего: возрадуется язык мой правде Твоей.
(17) Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою.
(18) Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши.
(19) Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.
(20) Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския.
(21) Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая: тогда возложат на олтарь Твой тельцы.
* * *



Да любите друг друга!
Вернуться назад