Переводная картинка
Вот вам воображаемая "переводная картинка". 1980 год. Пандемия нового коронавируса уносит сотни тысяч жизней, принуждает людей и целые страны к самоизоляции, ставит на долгую паузу экономику. В СССР отменяют московскую Олимпиаду, но социализированная медицина и централизованная система экономического планирования в целом держат удар. Народ объединяется перед лицом общей угрозы.
Противостояние между консерваторами и либералами в США резко обостряется, партия власти и оппозиция непримиримо враждуют между собой. В целом страна оказывается на грани гражданской войны. Некоторые штаты, прежде всего Калифорния и Техас, грозят отделением, а то и на самом деле пытаются отделиться.
Уроки истории
Нелепо, да? История не знает сослагательного наклонения. Но если ее нельзя изменить, то у нее можно и нужно учиться. И кто мне докажет, что в этой пародии нет сходства с нынешней реальной ситуацией в США?
Мне, конечно, и самому не верится, что США могут прекратить существование в своем нынешнем виде. Но стопроцентно исключить подобный сценарий в свете событий нынешнего года я уже не могу.
В той же Калифорнии реально сильны сепаратистские настроения: до трети населения поддерживает "мирное отделение" от США. Демократ-губернатор штата регулярно уподобляет его "национальному государству" (nation state; по-английски тут и "штат", и "страна" звучат едино) и настаивает на автономии во внутренней политике, а отчасти даже и во внешних связях. Пресса рассказывает, как консервативно настроенные калифорнийцы мигрируют в Техас и другие штаты под республиканским контролем: там, на их взгляд, поспокойнее, побольше закона и порядка. Раскол, разобщенность между гражданами страны углубляются даже чисто физически и географически.
С отставанием по фазе
В целом же я, собственно, просто хотел показать, что история не линейна и не детерминирована; это не марш к некой заранее предустановленной цели. "Конец истории" в виде глобального и вечного торжества либеральной демократии — такая же химера, как и "всемирно-историческая победа коммунизма", якобы предопределенная законами истмата. Ход исторического процесса зависит в том числе и от случайностей вроде внезапного появления коронавируса.
При этом я, с одной стороны, уверен, что в истории все или почти все взаимосвязано. И, в частности, нынешние пертурбации в Америке не случайно возникли после того, как сошел со сцены ее главный идеологический антагонист в лице СССР. По сути, Соединенные Штаты повторяют наше собственное недавнее "смутное время", просто с отставанием по фазе.
А с другой стороны, я совершенно не верю в то, будто историческим процессом можно управлять — даже изнутри, не говоря уже о некоем примитивном вмешательстве извне. Как бы ни хотелось сейчас многим американцам, напуганным происходящими в их стране переменами, убедить себя в том, будто это у них кто-то со стороны мутит воду.
Кто кого породил
Для меня также очевидно, что президент США Дональд Трамп — порождение и воплощение нынешней американской смуты, а не наоборот. Я не думаю, а просто знаю, что задолго до его прихода на политический Олимп за океаном нарастало ощущение неблагополучия — того, что с нелегкой руки президента-демократа Джимми Картера (как раз он проиграл в 1980 году республиканцу Рональду Рейгану) вошло в американский политический лексикон как malaise. Общее недовольство жизнью, неуверенность, именно что смута — только не политическая, а душевная. Или даже хандра, хоть Пушкин и считал ее чисто русской.
Вообще-то американцы по натуре оптимисты, и чувство это им принципиально чуждо. И к чести их надо сказать, что они не поддаются своей хандре, не мирятся с обстоятельствами, а пытаются с ними бороться. Одни как раз поэтому выбрали националиста, популиста и волюнтариста Трампа президентом страны, другие с ним непримиримо сражаются. Пока — идеологически. Но они же, прости господи, чуть ли не поголовно вооружены…
Разочарование в демократии
В январе нынешнего года в Кембриджском университете в Великобритании был учрежден новый Центр по изучению будущего демократии (Centre for the Future of Democracy). В докладе, приуроченном к этому событию, указывалось, что за последнюю четверть века среди граждан богатых развитых стран мира "разочарование в демократической политике возросло с трети до половины всех участников" профильных исследований.
Причем авторы, по их словам, проанализировали "крупнейшее международное собрание данных о глобальном отношении к демократии, какое когда-либо составлялось". В их распоряжении имелись результаты 25 международных проектов, охвативших свыше 4 млн человек в 154 странах мира за период с 1995 года (а в отдельных случаях — и с 1970-х годов) по настоящее время.
Что касается конкретных стран, авторы указывали, что "во многих крупных демократических странах недовольство демократией достигло наивысших значений". Среди них названы были "Великобритания, Австралия, Бразилия, Мексика, а также США, где с 1990-х годов неудовлетворенность выросла на треть". Повторю, что использовались результаты, полученные до начала текущего года; нетрудно себе представить, в какую сторону их придется корректировать по его итогам.
Для меня все это не стало откровением, поскольку главным составителем кембриджского доклада оказался Роберто Фоа. Прежде он был мне известен как соавтор гарвардца Яши Маунка. Тот давно занимается данной темой, включая меняющееся отношение к демократии со стороны молодежи США, а я слежу со стороны за его трудами.
Невеселый праздник
В субботу 4 июля США отметили свой очередной день рождения. Язык не поворачивается сказать "отпраздновали": ни обстановка в стране, ни настроение людей к ликованию не располагают.
При мысли об этих делах они испытывают гнев и страх (соответственно 71% и 66%), а не надежду и гордость (46% и 17%).
В минорном и сварливом тоне выдержаны и комментарии в прессе. Один из ведущих обозревателей New York Times пишет о заслуженном "национальном унижении" Америки, переживающей "кризис духа". Спровоцирован тот пандемией, но в истоках своих восходит к национальной разобщенности.
Афроамериканка Келси Смут, аспирантка вирджинского исследовательского колледжа Уильяма и Мэри, объявляет со страниц Guardian, что вообще не отмечает 4 июля, поскольку "настоящий день независимости" — это 19 июня. Эта дата, неформально именуемая Juneteenth, — день освобождения рабов в Техасе и на всем Юге США.
Отпор "крайне левому фашизму"
На этом фоне президент США Дональд Трамп пытается взять на себя роль спасителя отечества. В День независимости он выступил у подножия горы Рашмор в Южной Дакоте, где в скале высечены скульптурные портреты четверых его знаменитых предшественников. Обещал защитить этот и другие мемориалы от надругательств и создать новый "национальный сад" американских героев, чтобы вернуть народу и прежде всего молодежи гордость за историю страны.
"Не заблуждайтесь: нынешняя левая культурная революция призвана опрокинуть [исходную] Американскую революцию”, приведшую к независимости, сказал Трамп. "Их цель — не улучшить Америку, их цель — положить Америке конец", — подчеркнул он, говоря о зачинщиках и участниках нынешних выступлений протеста.
Та же New York Times, главный рупор американских либералов, в своем комментарии напомнила, что "в стране бушует пандемия коронавируса", а кампания борьбы Трампа за переизбрание "спотыкается в ходе опросов". На таком фоне, по ее словам, президент решил "зажигательно перезапустить" эту самую кампанию и "провозгласил полномасштабную культурную войну против карикатурной версии левых сил, которые, по его описанию, творят беспредел и толкают страну к тоталитаризму". В выступлении Трампа действительно говорилось о разгуле в США "нового крайне левого фашизма".
Перспектива тревожна
В общем, как не раз уже отмечали наблюдатели, в США, по сути, продолжается идеологическая и политическая "гражданская война". Понятно, что с приближением ноябрьских всеобщих выборов накал страстей может только нарастать.