«Больше не звучит гордо»


Почему многие молодые учителя меняют профессию

После двух лет в школе более половины учителей переходят в другие профессиональные сферы, по данным Министерства образования Красноярского края. Молодые педагоги рассказали «Русской планете», почему они выбрали другую работу, а старшие коллеги прокомментировали их слова.

«Нас воспринимают как обсуживающий персонал»

Невысокая зарплата молодых учителей — не причина для увольнения. Поступая в педагогический вуз, они знали, что их ждет.
– Я реалист, и понимаю — профессия учителя в нашей стране не самая прибыльная. Да в принципе, и в любой другой сфере вчерашний выпускник не может сразу хорошо зарабатывать, — говорит корреспонденту РП Кристина Денисенко, в недавнем прошлом — преподаватель иностранных языков. — Две моих подруги окончили вузы одновременно со мной.
 
Одна — юрист, и до сих пор не может найти работу даже на 20 тыс. рублей, получает 15. Вторая — экономист, и зарабатывает еще меньше, 12 тыс. На таком фоне мои 23 тыс. рублей выглядели неплохо: 13 тыс. оклада, плюс еще 50% как молодому специалисту. Плюс выплаты из стимулирующего фонда, возможность брать дополнительные часы, репетиторство. К тому же перспективы повышения есть — нужно лишь получить разряд, заработать стаж. А после 25 лет работы к этому еще и пенсия добавляется. В общем, вполне нормальные деньги.

Конечно, учителя хотели бы получать больше. Но уйти их заставляют нематериальные факторы. И первый из них — изменившееся отношение к профессии учителя.

– Когда я сама была школьницей, то после уроков родители интересовались, хорошо ли я себя вела. А сейчас спрашивают: «Понравилось тебе в школе? Хорошо ли себя вел учитель?», — рассказывает корреспонденту РП София Кутихина, в прошлом — преподаватель литературы и русского языка. — Отношение к педагогам изменилось. Слово «учитель» больше не звучит гордо. Нас воспринимают как обслуживающий персонал, который обязан нянчиться с ребенком, что бы он ни делал, как бы себя ни вел.
 
Родители меня просто затерроризировали. Некоторые врывались в класс и прямо на уроке, перед детьми, начинали на меня кричать, угрожать, если им что-то не нравилось. Другие вылавливали меня после школы. Могли в супермаркете остановить и скандалить: мол, почему я поставила их ребенку плохую отметку или сделала замечание. Я тоже человек, и не хочу, чтобы мне устраивали выволочки. Поэтому и ушла, хотя у меня «красный» диплом, и я с детства хотела стать учителем. Я перестала ощущать гордость за свою профессию.

«Сплошная бюрократия и постоянный прессинг»

– Сегодня учитель обязан знать, что происходит с детьми все время, даже после школы, в выходные и праздники, на летних каникулах. Постоянно проверять, что с ними, — жалуется Кристина Денисенко. — Мне как классному руководителю директор школы сделала выговор и лишила премии за то, что один из моих учеников напился, подрался в субботу в клубе и попал в полицию. Это я, видите ли, не доработала, что он так поступил. Не родители, которые не объяснили ему, что пить и драться — это плохо, а именно я. Я до дрожи боялась любых экскурсий и походов, потому что понимала — если с кем-то из детей случится что-то, то я сяду в тюрьму. Ответственность огромная! А сегодня за классное руководство почти ничего не платят. Причем отказаться от обязанностей нельзя.

Уволившихся молодых педагогов не устраивало, что меньше всего они занимались тем, к чему готовились в вузе — учили любимому предмету. Львиная доля времени уходила на планы к урокам, характеристики учеников, отчеты.

– Вы даже не представляете, сколько бумажек нужно оформить, чтобы например, сходить с учениками в кино, — продолжает Кристина Денисенко. — Перед этим нужно провести с детьми инструктаж о правилах поведения. Потом подписать его в приемной. Если это не твой класс, нужно вложить еще один экземпляр в его папку для проверки. А после всей этой волокиты будет выговор, если не придет запланированное число детей. И так на каждом шагу — сплошная бюрократия и постоянный прессинг со стороны администрации.

«Мало дать зарплату и жилье»

Специалисты в сфере школьного образования говорят, что естественная ротация кадров неизбежна в любом профессиональном коллективе. Но признают: ситуация, когда не менее половины молодых учителей уже в первые два года решают сменить профессию, далека от нормы.

– Все разговоры о том, как удержать молодых специалистов в школе, схожи: участники обсуждения предлагают дать им хорошую зарплату и жилье, и ожидают, что после этого проблема решится сама собой. Не согласен с такой точкой зрения, — говорит корреспонденту РП Андрей Лысенко, эксперт Центра мониторинга качества образования. — Да, учителям платят мало, а молодым — еще меньше. Да, они слишком много работают за эти деньги. Но это не основные причины, которые заставляют начинающих уйти из педагогики. На мой взгляд, сегодня есть ряд не менее насущных проблем, требующих решения, чем низкий уровень зарплаты. Одна из первоочередных — повысить уровень ученической культуры, поднять престиж профессии учителя. Одномоментно сделать это невозможно, но зато вполне реально создать психологически комфортную атмосферу в каждой отдельной школе. Вторая задача — дать учителям возможность заниматься творчеством, а не бумажной работой, расти в профессиональном плане. Нужно подумать и о том, чтобы развести обязанности «предметника» и классного руководителя. Не менее важно также понизить тревожность в педагогическом сообществе из-за непрерывного потока реформ.


Андрей Лысенко и сам когда-то был молодым учителем. И сейчас не уверен, что остался бы в школе в случае проблем, которые выпали нынешним педагогам. Даже опытным учителям в современной школе приходится нелегко. И уж тем более — вчерашним ученикам, которым необходимо время на адаптацию к профессии.

– Почему-то в больницах понимают, что молодому специалисту нужно дать возможность адаптироваться, а в школах — нет, — говорит корреспонденту РП Елена Силантьева, кандидат педагогических наук, в прошлом — директор школы. — В медицине существует такой институт как интернатура, нечто подобное нужно ввести и в школах, сформировать в них систему наставничества, кураторства. Начинающих педагогов нужно освободить от дополнительных нагрузок, а наставники должны помочь им быстро освоить работу с документацией, выстроить отношения с коллективом, войти в профессию. И конечно, для этого нужно разгрузить опытных педагогов, иначе у них просто не будет времени работать с молодыми сотрудниками. Молодые учителя — это будущее всей отрасли

Aleksandr Bukanjov
Вернуться назад