Любите Родину, мать вашу!


Хватит обращать внимание на "прекраснодушных" мечтателей, жаждущих железной рукой загнать Россию в "братскую" семью "цивилизованных" народов. Тем более, что никакой приличной семьи в Европах отродясь не наблюдалось. Грязная коммуналка с вечными сварами и войнами – вот что такое Европа.

И все призывы искать и находить родство с европейцами должны останавливаться уточняющими вопросами: С какими из них желаете породниться? Почему именно с ними?

Так же хватит слушать и тех, кто, бубня "да скифы мы, да азиаты мы", зовет слиться в экстазе со странами восходящих солнц и драконов. Они меж собой тоже не слишком ладят, да и впредь не собираются.

Можно вообще снять тему противостояния Запад-Восток, как ловушку ложного выбора, утверждением, что мы ни то, ни другое. Мы – третье. Мы – Север.

Почему? Потому что почти 60% территории России лежит в зоне вечной мерзлоты. И 90% нашего населения живет к северу от 50 с.ш., тогда как в той же Канаде, с которой нас любят сравнивать, 90% канадцев живет в приграничной зоне к югу от этой же широты.
Нечего к чужим одежкам примеряться. Они нам не по размеру.

Мы - не избушка на курьих ножках, чтобы вертеться туда-сюда, то к одному, то к другому краю разными местами поворачиваться.
И уж тем паче не гоже уподобляться Дидро, любившему говаривать, что «русские сгнили прежде, чем созрели».

Мыслить должно не центробежно, но - центростремительно. А для вящей уверенности в правильности принятого решения, цитировать не суетливого и поверхностного Дидро, а достойных уважения, основательных и вдумчивых, противников государства Российского. Например, господина Маккиндера, постулировавшего в 1919 году «… кто контролирует Хартленд (Heartland), тот командует Мировым островом. Кто контролирует Мировой остров, тот командует миром» (Х.Маккиндер. «Демократические идеалы и реальность» ).
Хартленд – это мы с вами, как бы мы внутри себя ни назывались – Российская Империя, СССР, Российская Федерация, для них – противников наших - всё едино. Недаром Маккиндера до сих пор любит и ценит господин Бжезинский. А все разговорчики среди «высоколобой» публики о том, что старина Хэлфорд «уже не торт» - это для нас с вами, дабы уши развесили и бдительность растеряли.
 
Ещё какой торт!

И наша земля им по-прежнему очень даже нравится. И чем дальше, тем больше. И мы для них – досадное препятствие, только по недоразумению или недосмотру провидения пока ещё занимающие так нужное этим уважаемым людям пространство.
Итак, первый вывод, который за нас любезно сделали наши закадычные враги: мы, именно мы – суть «осевое государство», и путь к овладению остальным миром лежит через наши березки и осины.

Что нам даёт это умозаключение? Правильную ориентацию мышления. Ищи ответы внутри себя, толковали древние мудрецы. Вот и поищем, не отвлекаясь на суетные и сиюминутные споры о том, кому нам следует подражать, кого догонять и перегонять.
Для начала зададимся вопросом. Если для англосаксов и им подобных овладеть Хартлендом за счастье, то почему же у нас, его населяющих, такая острая нехватка этого чувства?

Человек такое уникальное животное, что ему просто так есть-пить-размножаться быстро наскучивает. Ему цель подавай и смысл. Мечту. Сверхзадачу, если угодно. Ибо «не хлебом единым…». Так вот, у соседей наших такие мечты есть. О Хартленде, например.
А у нас нет. «Страна мечтателей, страна учёных» - помните такую песню? А страну? Нет её. Кончилась. Потому что мечтать разучилась.
 
И учиться – тоже.

Если жизнь человека теряет смысл, очень скоро теряется и сама жизнь. Это утверждение справедливо и по отношению к стране, в которой население влачит бессмысленное существование. Смысл жизни в масштабе страны - суть её национальная идея, утрата которой – смертный приговор государству.

Беда в том, что идею эту нельзя просто взять и придумать, словно какой-нибудь рекламный слоган. Получится ровно то, о чём предупреждал один хороший поэт, говоря, что «идея, брошенная в массы - это девка, брошенная в полк». Коль уж мы с вами живём в Хартленде, она должна лечь на сердце каждому. От Балтийска до Анадыря. От Новой Земли до Дербента. Или, если угодно, жить в каждом сердце и просто срезонировать, откликнуться на правильно подобранные слова магического заклинания.

И, что самое важное, этому резонансу не должны помешать никакие различия. Национальные, конфессиональные, половозрастные, статусные – любые. Включая мировоззренческую и психологическую пропасть между городскими и сельскими жителями, о которой нынешние вожди народов и политологи почему-то хором забыли. 

Миссия не выполнима? Да, если пытаться объять необъятное. Да, если учитывать поистине бесконечные нюансы и различия.
Выполнима, если идти от вороха частностей к общему. Вглубь. К сердцевине. К сердцу.

Можем попытаться, благо живем-то на его Земле. В «осевом государстве» Евразии, если помните. И не просто в осевом, а на самой оси.
 
На хребте. На Урале.

Знаете, каково значение самого слова Урал, сокровенный смысл этого имени? «Изначальное, распространяемое во все стороны». Вот так. Ни больше, ни меньше. (См. Новопашин С.А. «Священное пространство Урал» (2005).

Отсюда и ломоносовское предвидение, чем будет прирастать и богатеть Россия, и твардовские строчки про «опорный край державы». Один из них точно знал, что говорил, другой – остро чувствовал.

Поэтому идея, найденная и озвученная здесь, на Урале, может стать универсальным символом, смыслом и движетелем всей нашей евразийской цивилизации.

Отслеживая дискуссии, ведущиеся ныне по этому вопросу, я вижу, что многие, очень многие, возвращаются к верной, на первый взгляд, идее справедливости.

Она хороша, слов нет. И когда-то, в имперское время, когда за русским народом официально числилось его государствообразующее начало – так оно, зачастую, и было. Под защиту русских правителей, взывая к именно к нашему чувству справедливости, шли иные цари и народы. И - принимались, без оглядки на разнообразные геополитические соображения и, что тоже бывало, вопреки всякой государственной выгоде. Почитайте на досуге и до сих пор не утративший актуальности труд Н.Я.Данилевского «Россия и Европа». Да, было время, когда слова правитель и праведник ещё мыслились произошедшими от единого корня.

Теперь нет. Теперь ситуация гораздо сложнее. Сегодня в условиях агрессивной толерантности гордиться тем, что ты – русский, как некогда делал это великий Суворов, так же опасно, как открыто исповедовать приверженность к разнополой любви и семейным ценностям.

А задумывались ли вы, кстати говоря, о том, почему традиционный институт семьи и брака сегодня подвергается таким яростным нападкам? Как, например, заявила не так давно госпожа (или господин?) М.Гессен: «Ежику понятно, что гомосексуалисты имеют право на создание брачных союзов, однако я так же считаю не менее очевидным и то, что институт брака вообще не должен существовать… Борьбу за право геев вступать в супружеские отношения обычно сопровождает ложь о наших планах относительно института брака как такового уже после того, как мы достигнем цели.

Дело в том, что мы лжем, заявляя, что институт брака останется неизменным. Ведь это вранье. Институт брака ожидают перемены, и он должен измениться. И, повторюсь еще раз, он должен перестать существовать».

Как верно заметил по этому поводу политолог Олег Матвейчев, «что бы они нам ни говорили, их конечная цель — разрушение семьи. Чтобы успокоить естественный инстинкт самосохранения народа и каждого отдельного человека самые разрушительные идеи заворачиваются в весьма симпатичные обёртки. Ювенальная юстиция преподносится как забота общества о детях. Разрешение на однополые браки - как стремление к всеобщему равенству и отсутствию препятствий для «любящих сердец». Но на самом деле конечная цель всех этих «толерантных нововведений», идущих с запада, — разрушение института семьи как такового».

Здесь-то и кроется ответ на наш вопрос о национальной идее. Точнее – о цивилизационной идее.

Потому что в условиях глубокого кризиса, в котором погрязло наше общество, состоящее из большого числа народов и народностей, идея должна носить именно цивилизационный (= сверхнациональный) характер и обращаться, если угодно, к базовым архетипам, отвечающим за инстинкты выживания и самосохранения любого человека и народа в целом.

Таковых архетипов немного. Всего три. Бог не зря любит троицу.

Мать. Отец. Дети.

Мать сыра земля. Родина-мать.

Здесь самое время, как патриарху Гермогену, по-отечески подопнувшему на подвиг засидевшихся в Ярославле Минина с Пожарским, сказать:

Политологи и политтехнологи!

Берите и позиционируйте, пока не стало совсем поздно, Россию, как любящую мать. Мать всем своим детям-народам.

Беритесь за ум и находите нужные слова для каждого народа-дитяти неразумного, сообразно его мифам, сказкам и обычаям, о том, что мать – это святое. О том, что мать должно любить и беречь так же, как она защищает своих детей. И когда они под стол пешком ходят и шишки на лбу набивают, и когда в дурные компании по глупости и молодости лет попадают.

Не забудьте главное. Любят не мать вообще, а свою. И только через любовь к собственной матери к Петру может прийти понимание, что мама Павла – тоже, наверное, хороший человек. Иными словами, пробуждение в человеке любви к малой Родине – это единственный путь к научению любви к стране в целом. И никак не наоборот.

Ищите работающие образы и символы. Благо, тут есть из чего выбирать.

Экономисты!

Мотивирующая роль налоговой системы, изменение ставки рефинансирования, длинные кредиты для модернизации производств и прочая, прочая, прочая – это, безусловно, важные вещи. Но для возрождения духа народа нужно, прежде всего, преодолеть его катастрофическое отчуждениe от процесса и результата труда. Грубо говоря, каждый должен видеть «во имя какой великой цели он тут горбатится». А более великую цель нежели благополучие собственной семьи и детей – трудно себе представить. Обеспечьте солдату хороший тыл и он возьмёт для вас все командные высоты в нужном районе и в нужное время. Иди, сынок, трудись или воюй, - должна сказать Родина-мать, - А я тут присмотрю за твоей женой и внуками, не беспокойся.

Поэтому возьмитесь-ка за калькуляторы и просчитайте, прежде всего, во что обойдется это самое тыловое обеспечение в виде потребного количества детских садов и школ. А так же в виде должного – тут самое уместное слово – справедливого уровня оплаты труда воспитателей и учителей.

И не забудьте, что матерей-домохозяек тоже пора причислить к людям труда, коль уж спохватились и снова обратили на этих людей внимание, ибо они создают самый ценный ресурс на свете – растят и воспитывают детей – будущих граждан и тружеников. Очень дефицитный по нынешним временам ресурс!

Никаких, унижающих смысл материнства, нищенских пособий по уходу быть не должно. Полноценная, ещё раз повторюсь – справедливая, оплата тяжелого ежедневного труда – вот что немедленно сработает на престиж Родины-матери.

Тем, кто в этом месте начнёт рассказывать мне про нехватку денег в бюджетах всех уровней для подобных перерасчётов, поведаю одну историю, рассказанную ещё в начале века господином Степашиным – бывшим руководителем счётной палаты РФ. Рассказ назывался примерно так: «Отчёт счётной палаты об эффективности использования собираемых налогов».

Так вот, господа, правда жизни состоит в том, что при недофинансировании всего и вся, что только можно себе представить, одновременно имело место быть тупое складирование денежек в виде самого что ни на есть мёртвого груза на счетах всяких разных министерств и ведомств. Причём, в таких масштабах, которые здравомыслящему человеку и представить сложно. Не думаю, что за прошедшие десять лет ситуация кардинальным образом поменялась.

Есть деньги в стране, есть.

Можно и допечатать немножко, безо всякого инфляционного ущерба, ибо монетизация экономики тоже далеко не на должном уровне находится. Да не мне об этом рассказывать. Те экономисты, что думают иначе, чем господин Кудрин, об этом прекрасно знают.
Можно и из Фонда Будущих Поколений взять – поскольку как раз о них тут речь и идёт.

Воля только нужна дабы с умом их распределять и тратить. А вот воля – это уже, как ни крути, атрибут отцовский. Властный атрибут.
Помните, как в мифах и сказках у всех народов дело обстоит? Мать – Земля. Отец – Небо. Мать - Гея, отец – Зевс. И т.п. – в разнообразных вариациях.

А кто у нас царь? Не в смысле фамилии-династии, а в смысле функции и предназначения. Наместник Бога на Земле-матушке. Отец земной.

Уточню на берегу – я говорю об устойчивых, архетипических вещах, живущих в подсознании каждого человека, будь он хоть десять раз демократ и двадцать - либерал. Как говорят люди воевавшие: «в окопах атеистов нет». И лозунги «За Веру, Царя и Отечество!» или «За Родину! За Сталина!» - суть обращение к архетипам, которое подсознание уравнивает с посылом «За Мать и Отца!».

Так что я тут не о возрождении религиозном или реставрации монархии толкую.

Попытки претендовать на доверие матери-земли и детей-народов от имени партий и правительств – суть лукавство и иллюзия, которыми эти самые партии и правительства могут разве что тешить свое обострённое самолюбие. И не более того.

Доверие всегда должно быть персонифицировано. Особенно в периоды смуты и кризисов. Его в принципе не может быть к абстрактному государству, какой-либо партии или движению. Более того, настоящее доверие возникает только тогда, когда правитель строго соблюдает обязательства на него возложенные, публично жертвуя при этом своими собственными интересами.

Доверие - это такая тонкая штука, которая существует только при условии совпадения взаимных ожиданий, как говаривал мудрый Ортега-и-Гассет.

Поэт Александр Денисов рассказывал мне, что его тёща до сих пор вспоминает, как в юности она выступала в гимнастической массовке на стадионе Динамо перед самим Сталиным: во время выступления вдруг закрапал дождик, но представление продолжалось. Тогда Сталин вышел из-под козырька, где сидел, под дождь, что вызвало бурю восторга у зрителей и юных спортсменов. Но тем дело не кончилось, Сталин и картуз свой снял, да так и стоял с непокрытой головой, пока капал дождик.

И по сию пору тёща (женщина, мать) уверена, что Сталин был народным вождём, каких нет, не было и не будет.

А вид принимающих военный парад в положении сидя разных там сердюковых иже с ним только поспособствовал укреплению её веры.

Это - к слову о взаимности ожиданий. И – о напряжённом ожидании этой самой взаимности...

С безотцовщиной пора кончать.

Любовь спасёт мир, говорил Фёдор Михайлович.

Взаимная, уточню я. Между матерью, отцом и детьми.
 
Александр Безуглов
Вернуться назад