НАБУ против НФ
Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ) возбудило дела сразу против двух министров, представляющих «Народный фронт» — министра инфраструктуры Владимира Омеляна и министра юстиции Павла Петренко.
Безусловно, в квоте НФ фигура номер один — не они, а глава МВД Арсен Аваков, однако, по ряду причин, нападать на него прямо нельзя (это делалась через сына, но дело о рюкзаках окончилось соглашением).
Петренко — один из сравнительно системных политиков, представляющих силовую составляющую НФ.
Вопрос с НАБУ остается неопределенным. Ряд экспертов (Елена Дьяченко, Александр Юрчук) полагают, что НАБУ работает в интересах США и своих собственных. Но неправильно было бы забывать о недавнем конфликте между НАБУ и САП, который был инспирирован и разрешен Банковой, причем оба руководителя антикоррупционных структур побывали в кабинете президента и явно что-то для себя оттуда вынесли. Возможно — не только в памяти.
Так что использование президентом НАБУ против партнеров — вполне вероятно. А если его и не было, то он все равно в выигрыше.
Новый глава Конституционного Суда Станислав Шевчук отказался закрывать дело, связанное с полномочиями Национальной полиции.
Заведено оно было еще в связи с представлением прежней омбудсмена Валерии Лутковской относительно конституционности положений закона о Нацполиции относительно сбора биометрических данных. Действующие законы о защите персональных данных и о Нацполиции не предполагают ответственных за нарушение политики безопасности сбора и хранения этих данных.
Новый омбудсмен, представительница НФ Людмила Денисова попыталась представление отозвать, но… КС ей не дал этого сделать.
Опять же, не факт, что президент является игроком в этом конфликте. Елена Дьяченко обращает внимание на то, что КС остается относительно автономным органом (во всяком случае, связываемая с Банковой кандидатура главы была судом отвергнута). Тем не менее, это довольно сильный удар по НФ, направленный, к тому же, против Авакова. И, объективно, позиция КСУ усиливает президента.
В самом по себе противостоянии президента и НФ ничего нового нет — торг за условия объединения идет уже давно. Однако, осеннее усиление давления на НФ выглядит как какая-то новация — вроде бы ничего не предвещало усиления конфликта.
Как представляется, это — просто несколько задержавшийся в связи отпускным сезоном удар со стороны президента. Ответ на вызовы, которые прозвучали еще в прошлом политическом сезоне.
Во-первых, это блокирование НФ формирования состава Центризбиркома, нужного президенту.
На самом деле, со стороны НФ, скорее всего, имеет место дипломатическая игра — восстановление отношений с Тимошенко вряд ли возможно (слишком велико взаимное недоверие), своих кандидатов на президентские выборы и шансов на безболезненное прохождение в парламент отдельным списком у «фронтовиков» нет. В общем, альтернатива сотрудничеству с БПП отсутствует. Тем не менее, у президента есть основания опасаться «зрады» (тем более, что в случае с ЦИК она действительно имела место).
Есть и другая версия — Порошенко НФ просто уже не нужен.
В ходе избирательной кампании он выбрал позиционирование в качестве крайне правого игрока и НФ более не нужен. Радикальнее президента должны быть только совсем уж маргинальные политические силы и кандидаты.