В первом туре президентских выборов в Словакии победила Зузана Чапутова, ультралиберальный оппозиционный кандидат. Она набрала 40,6% и обошла кандидата от правящей партии "Курс - социальная демократия" и еврокомиссара Мароша Шефчовича (18,7%). На третьем месте правоконсервативный экс-председатель Верховного суда Штефан Гарабин (14,3%). Первые два кандидата вышли во второй тур, который пройдет 30 марта.
Чапутова, бывшая юристом и активистом-экологом, пришла в большую политику год назад. Она считается проевропейским политиком: Financial Times противопоставляет ее популистским тенденциям, особенно среди стран Вышеградской группы.
Ее позиция по ЛГБТ радикальна для Словакии (выступает за не только за расширение прав ЛГБТ, но и за то, чтобы разрешить однополым парам усыновлять детей). Она один из немногих политиков, поддерживающих участие страны в Глобальном пакте ООН по миграции. В рамках опроса кандидатов об отношении к России сказала, что рассматривает политику Владимира Путина как угрозу не только Словакии, но и Европе в целом.
Правоконсервативные СМИ перед выборами отмечали, что она ранее много лет работала в НКО, где крупнейшим донором был Фонд "Открытое общество" Джорджа Сороса.
Успех Чапутовой удивителен для Словакии. Никогда прежде оппозиционный политик не взлетал так высоко за столь короткое время и перед выборами - не возглавлял президентскую гонку. В конце января ее рейтинг был 9%, а последний опрос 1 марта давал ей уже больше 50%.
В словацких СМИ эксперты объясняют ее успех тем, что она уловила настроения электората, вызывает у него положительные эмоции, предстала в дебатах компетентной и естественной. А также - недовольством людей правящими политиками и коррупцией. Наконец, подчеркивается и роль юмористической группы в Facebook.
Европейские эксперты говорят об эффекте скандала с убийством журналиста-расследователя Яна Куцяка в прошлом году. Наконец, в ее пользу в конце февраля снялся другой оппозиционный кандидат Роберт Мистрик.
Transparency International Slovakia отмечала, что в отличие от 2014 года, когда основой кампании кандидата-победителя были билборды, результат этих выборов во многом определяется в интернете. Команда Чапутовой уже потратила на них в два с половиной раза больше (€163000), чем победитель в 2014 году.