Европейский парламент отменил показ фильма российского режиссера Андрея Некрасова «Закон Магнитского – за кулисами» из-за обращения Уильяма Браудера и некоторых депутатов. Как пишет французское издание Causeur, из-за данного инцидента складывается ощущение, что нападки на Россию теперь считаются хорошим тоном, и в ЕС устанавливается единственно допустимый образ мышления.
Евросоюз – всезнайка. Он один знает, какой режим надлежит установить – либеральную демократию, рыночную экономику, правило сбалансированного бюджета (чего никто не соблюдает) и так далее. И это еще не все. Последние новости: только ЕС может решать, какие фильмы «рассказывают правду» о его друзьях и врагах. Его правду, скажем прямо. Ну а Россия – враг, это знает каждый. И даже худший враг, намного хуже Катара и Саудовской Аравии, внушающих бесконечное почтение, особенно Франции. Все, что касается России, должно быть обвинением в ее адрес. Совсем недавно об этом узнал российский режиссер Андрей Некрасов, снявший фильм «Закон Магнитского – за кулисами».
По итогам трехлетнего расследования режиссер пришел к выводу, что Россия невиновна перед Уильямом Браудером – американским инвестором, главой самого большого фонда зарубежных инвестиций в России (Hermitage Capital Management). Авантюра этого бизнесмена началась в 90-е, когда он обосновался в России. Десять лет он поддерживал Путина, потом выступил против него, обвинив в расхищении бюджетных средств, но снова примкнул к нему во время президентской кампании 2014 года*. Кроме того, сотрудник Браудера, российский адвокат Сергей Магнитский, предположительно обнаружил масштабные денежные злоупотребления со стороны государства. Попав в тюрьму, этот адвокат умер при подозрительных обстоятельствах. В адрес российского режима звучат обвинения, согласно которым Магнитский был избит и оставлен умирать без медицинской помощи.
Как следует из фильма Некрасова, Браудер фактически убедил западные власти, что Россия виновна в этом мошенничестве и в убийстве адвоката. В ходе работы режиссер пришел к выводу, что Россия невиновна и что Магнитский не был избит до смерти. Эта версия подрывает сложившееся в Европе представление о России. «Некрасов имеет смелость идти до конца в своей работе и демонстрировать ее, это свидетельствует о большой интеллектуальной честности», – оценивает работу режиссераЖан-Робер Равио, профессор-руссист в Университете Париж X – Нантер.
Показ документального фильма в Европарламенте был намечен на конец апреля. За несколько минут до начала сеанса Браудер и его адвокаты настояли на отмене показа. Ряд европейских депутатов, в том числе немец Эльмар Брок и литовец Петрас Ауштрявичюс, также открыто выступили против запланированного сеанса и не преминули донести это до всеобщего сведения. Угроза подать в суд за клевету возымела действие, и фильм сняли с программы. Картину финансировали многие телеканалы, в частности норвежские NRK и NFI, а также Arte. Знаменитый французско-немецкий канал должен был предложить его зрителям 3 мая, но исключил фильм из сетки вещания1. Западные СМИ обошли инцидент молчанием. Хотя раньше, в 2007 году, они расхваливали Некрасова, выпустившего обличающий Россию фильм о деле Литвиненко.
Напомним, Александр Литвиненко, бывший агент КГБ, бежавший в Англию, умер от отравления полонием. В своем докладе по итогам расследования британский судья Роберт Оуэн высказал подозрения о причастности к смерти Литвиненко Кремля. В том же году картина прошла отбор Каннского фестиваля. Французские СМИ освещали этот документальный фильм и выражали свое восхищение.
Некрасову даже посвящали хвалебные статьи. В случае с «Законом Магнитского» эфир молчит. Никто не возмущается внезапной отменой показа. Надо сказать, фильм противоречит западной правде. По словам Жан-Робера Равио, «на Западе существует политкорректность относительно того, что надлежит думать о российском руководстве и политической системе. Как только вы отдаляетесь от этих предпосылок, вы в некотором смысле "выходите за рамки”». Конечно, Путин не заслуживает лавров образцового демократа, но в глазах ЕС он идеальный объект для обвинений. А Некрасов до сих пор удовлетворял всем критериям образцового российского оппозиционера. Западные СМИ с гордостью несли знамя критика Путина.
ЕС – территория свободы. Неужели?
Из-за отмены показа фильма складывается ощущение, что нападки на Россию, заслуженные или нет, считаются хорошим тоном. Но самое главное – возникают опасения, что в ЕС устанавливается единственно допустимый образ мышления. «Информация подвергается цензуре, и, что еще хуже, начинается самая настоящая пропаганда», – отмечает Карин Беше-Головко, доктор российского права и приглашенный профессор МГУ.
Трудно также поверить, что режиссер Некрасов, открытый противник Путина, вдруг захотел угодить российскому лидеру своим документальным фильмом. Пока то, что он говорил, укладывалось в шаблон, он не встречал препятствий. Антикремлевское произведение – это борьба за свободу, а произведение, реабилитирующее Кремль, может удостоиться только презрения. По мнению Карин Беше-Головко, «достойно сожаления, что политические инстанции до такой степени предвзяты и ориентированы на идеологию.
Складывается впечатление, что мы вступаем в эпоху, когда цель оправдывает средства. Неважно, каковы эти средства, Россию нужно порицать, а справедливо или нет – это никого не интересует».
И при этом ЕС провозглашает себя гарантом свободы выражения мнения – в статье 11 Хартии об основных правах от 7 декабря 2000 года. Этот документ распространяется не только на 27 стран-участниц, но и на органы ЕС. И при этом Европарламент подчинился указаниям частных лиц, которые в принципе не имели права подвергать фильм цензуре. Что несколько портит образ пространства прав и свобод. «То, что эти органы защищают частные интересы и могут уступить давлению всего-навсего какого-то бизнесмена, заставляет задуматься о том, какова реальная власть органов ЕС», – рассуждает Карин Беше-Головко.
У ЕС есть все основания чувствовать угрозу со стороны великой русской державы, обозначающей свое присутствие повсюду на международной арене (в Иране, Сирии и так далее). Сам Евросоюз явно в упадке. Он переживает кризис доверия между народами и их властями. Россия, напротив, поднимает голову. «Политика российской "мягкой силы” приносит свои плоды: удалось склонить западное общественное мнение усомниться в словах западных лидеров, переживающих к тому же кризис легитимности. Аудитория российских СМИ (в частности телеканала RT) растет – как в США, так и в Великобритании и Германии», – объясняет Жан-Робер Равио.
Вдобавок ЕС погряз в идеологическом кризисе. «Разрушители» исторической и культурной идентичности и евроскептики, чье влияние сейчас усиливается, рвут Европу в разные стороны. Не будем забывать и о более страшной угрозе – угрозе терактов.
Кроме того, ЕС никак не может уладить миграционный кризис. Доверие к нему подорвано, в то время как «Россия заявляет о своих жизненно важных интересах и способна их защитить», – напоминает Карин Беше-Головко. ЕС вовсе не рад присутствию сильной России, демонстрирующей – иногда чрезмерно – свой новый образ. Поэтому ЕС использует подручные средства: вводит экономические санкции (разоряя европейских крестьян), подвергает цензуре деятеля искусства, чтобы избежать разговоров о собственной слабости. Мнение, которое разделяет Беше-Головко: «Россия играет роль объединяющего врага. Враг должен быть плохим, демонизированным, тогда он позволяет подняться над внутренними конфликтами и сплотиться для общей борьбы. Сегодня дела Евросоюза обстоят плохо, его неспособность урегулировать кризисы побуждает многие страны отдаляться и даже говорить о выходе. Поэтому нужно отвлечь внимание». Некрасов показал, что независим от Путина, но чужд манихейству. Серьезность репортажа он поставил выше своих собственных претензий к российскому лидеру. Он не мог выражать свое мнение в России. Теперь не сможет в ЕС. Европа не перестает разочаровывать.
В Европарламенте в среду должны были провести премьерный показ фильма-расследования о Сергее Магнитском. Должны были, но не показали. Режиссера Андрея Некрасова и вообще всех, кто работал над лентой, обвинили в пророссийский пропаганде. Причем сделал это лично Уильям Браудер — сооснователь инвестиционного фонда Hermitage Capital, который отправил организаторам показа письмо с вполне конкретными угрозами. Пообещал затаскать их по судам. Почему так встревожился, догадаться несложно.
Озвученная в фильме точка зрения, причем с конкретными фактами и доказательствами, радикально отличается от выводов самого Браудера. Человека, который когда-то назвал Россию, "страной без государства".
В Европарламенте настороженно восприняли саму идею показа фильма Андрея Некрасова, ведь он полностью разрушает образ Уильяма Браудера как героя и обличителя коррупции. Правда о России и деле Сергея Магнитского стала настоящим шоком для Европы, которая сама остановилась в шаге от жестких санкций из-за гибели Сергея Магнитского. Фильм – красноречивая иллюстрация того, что бывает, если слушать не только международного афериста Уильяма Браудера, но и другую сторону, аргументы которой до сегодняшнего дня Запад настойчиво игнорировал.
Автор фильма "Закон Магнитского" Андрей Некрасов, кажется, еще не осознал, что показ фильма в Европарламенте отменили. Удара от Уильяма Браудера документалисты ждали, но не такой силы. Бывший глава Hermitage Capital угрожал запретить показ. Ведь в нем он не герой, разоблачитель коррупции, а мошенник, который уводил налоги из России. Это, собственно, российский суд давно доказал.
"Шок, что здесь можно сказать", — сказала адвокат Наталья Весельницкая.
Об отмене показа до последнего не знал даже персонал Европарламента, продолжал и продолжал приводить в зал гостей. Впрочем, мало кто из них удивился тому, что произошло. О хитрости и даре убеждения Браудера ходят легенды. Причину для отмены нашли формальную. Якобы, кто-то из героев официально в последний момент передумал и не хочет, чтобы публично показывали его лицо. Кто надавил на этого человека, понятно.
Документалист Андрей Некрасов уехал из России много лет назад, он давний критик российской власти. И этот фильм начал снимать по истории, рассказанной Уильямом Браудером. Но, изучив документы, понял, что бывший глава инвестиционной компании откровенно врет. "Андрей выяснил, что Сергей Магнитский никакого расследования не проводил", — отметила адвокат Наталья Весельницкая.
Фильм "Закон Магнитского. За кулисами" поделен на две части. Первая — художественная — реконструкции событий, снятые по сценарию и со слов Браудера. Там есть и застенки в современной Москве, похожие на казематы 1937 года, и избиение бухгалтера Сергея Магнитского в камере группой охранников в масках, отчего, якобы, он и умер.
Десятки раз слова, которые говорил Браудер Некрасову в интервью, расходились с документами и фактами. Этим противоречиям и лжи Браудера посвящена вторая — главная — часть фильма. Здесь уже нет актеров, только реальные персонажи: родственники Сергея Магнитского, следователи, адвокаты, свидетели.
Здесь множество интервью с фигурантами списка Магнитского, дискриминационного закона, который Уильям Браудер не без помощи денег и лоббистских компаний умудрился продавить в Конгрессе США. Снят и бывший следователь Павел Карпов, который занимался расследованием махинаций фонда Уильяма Браудера.
Фильм не покажут. Все, кто в Европе сомневался в чистоплотности Браудера, разочарованы. На Западе бывший финансист пытается представить себя жертвой российских властей. Якобы, у него украли компании, разрушили инвестиционный фонд и убили юриста Сергея Магнитского.
На самом деле, Hermitage Capital в 1990-х годах стал машиной по скупке акций российских гигантов и выводу их за рубеж. Браудер не заплатил налогов в России на полмиллиарда рублей, за что был заочно осужден на 9 лет колонии.
"Следователь, этот кабинет и лампа. Знаменитый образ, когда лампа светит вам в лицо. Этот художественный образ вышел из того, что мы слышим из уст Уильяма Браудера", — сказал режиссер Андрей Некрасов.
Именно за налоговые преступления арестовали Сергея Магнитского в 2008 году. Браудер с большой частью команды был тогда уже в Лондоне, а Магнитского сделал крайним, оставил в Москве "подчищать хвосты". Стоило главе Hermitage Capital заплатить неуплаченные налоги, и Магнитского, вероятно, бы не держали под стражей.
Но Браудер вместо руки помощи своему бухгалтеру решил разыграть другую карту — начал PR -кампанию о том, что Магнитский, якобы, раскрыл схему кражи полицейскими и судьями из бюджета налогов на 230 миллионов долларов. Обвинил в этом тех, кто как раз и расследовал махинации Hermitage Capital. В 2009 году страдающий тяжелым заболеванием Сергей Магнитский умер в тюрьме. Тогда Браудер стал требовать санкций против России и признания фонда Hermitage Capital жертвой российской власти.
"Я открыл то, что его версия событий, как минимум, не верна. Я не могу сказать, что ошибочна, потому что я не верю, что это ошибка. У него было очень много шансов", — отметил режиссер Андрей Некрасов.
Ни один суд никогда не называл смерть Магнитского убийством, но Браудер называет. Он внушил Западу, что борется с коррупцией. На самом деле он пытается замести следы своих преступлений, и фильм Некрасова этому красноречивая иллюстрация.
Телевизионная премьера должна была состояться на общественном европейском канале АРТЕ 3 мая, но и она под угрозой. А Браудер прилетает в Брюссель — завтра обещает пресс-конференцию, на которую, правда, пригласил только приближенных.
Юристы Браудера угрожают, заявляя, что всем, кто будет распространять фильм, вчинят иски. Международный аферист, как видно, европейских чиновников умеет убеждать. Шокирующая правда о преступлениях Браудера Брюсселю пока не выгодна