Прошедшие отставки и назначения еще долго будут рассматриваться под лупой всеми заинтересованными и интересующимися лицами. Ракурсы для исследований возможны самые разные: от борьбы «башен Кремля» до ведомственного происхождения назначенцев. Разумеется, не остался без внимания прямо-таки бросающийся в глаза феномен больших карьерных успехов выходцев из спецслужб, и особенно из личной охраны главы государства.
Толкования данные назначения также получили разнообразные, однако очевидно, что на интерпретации самым непосредственным образом в большинстве случаев влияли политические убеждения наблюдателей. Там, где лоялисты увидели укрепление властной иерархии и перевод ее в более дисциплинирующе-мобилизующий режим, оппозиция разглядела последние судороги режима, назначающего на посты исключительно на основе проверенной личной преданности.
Однако стоит взглянуть на реализованные кадровые изменения с более абстрактной точки зрения, свободной от сиюминутных аргументов, которые сами зачастую являются домыслами и предположениями.
В качестве точки отсчета для данной статьи выбран возраст фигурантов.
В это табличке сведена воедино информация об свежеиспеченных отставниках и назначенцах.
Для начала нельзя не обратить внимание на омоложение руководящего корпуса. Простейшие вычисления показывают, что средний возраст в колонке «Покинул» – 56,3 года, а в «Назначен» - 52,3 года. Причем и первая цифра выглядит абсолютно достойно и не дает оснований говорить о каких-то геронтократических проблемах в российской власти.
Из четырех отставников старше 60 лет двое не получили новых назначений, то есть по сути отправлены на пенсию. Да и должность полпреда в СКФО для 66-летнего Олега Белавенцева выглядит скорее соблюдением бюрократического этикета. Отставка в никуда первого (и теперь уже единственного) полпреда Крымского федерального округа выглядела бы опалой, а такого впечатления явно стремились избежать. В результате О.Белавенцев получил равноценное назначение. Единственным реально важнейшим кадровым назначением для «пенсионера» стал пост главы ФТС для 63-летнего Владимир Булавина.
Остальные назначенцы существенно моложе и находятся в возрасте, который можно назвать расцветом для управленцев (около 50 лет), за единственным исключением в виде «юного» 39-летнего врио главы Севастополя.
Итак, какие выводы можно сделать из данных фактов?
Во-первых, в российской власти работают здоровые механизмы ротации и обновления правящей элиты. Геронтократия и перекрытие управленческих карьерных лифтов позднесоветского периода, которые сыграли свою роль в гибели СССР, современной России не грозят.
Во-вторых, прямо сейчас активно начался процесс вывода на политическую и управленческую авансцену нового поколения российской элиты, которая была выращена за последние годы в недрах отечественной бюрократической системы и до сих пор находилась на вторых-третьих ролях.
Именно с этим связано массовое появление новых, ранее совершенно неизвестных широкой публике (и даже экспертному сообществу) лиц на высоких и знаковых постах последние месяцы. В этом смысле назначения прошлой недели всего лишь продолжили уже определившийся тренд.
В-третьих, данный процесс (создание механизма ротации) носит явно осознанный характер со стороны нынешней верховной власти в стране. Кремлевские обитатели сознательно готовят себе смену и последовательно обновляют набор управленцев. Где-то в этой колоде новичков есть и человек, который станет тем, кого в отечественной политической традиции принято называть «преемником».
Таким образом, можно сказать, что российская система заботится об «обновлении крови» и выстраивает механизмы ротации элит, а значит, как следствие, целенаправленно работает над собственной долговременной устойчивостью.
Можно сколько угодно констатировать необратимое скольжение государства в пропасть - но факты говорят о том, что задача устойчивости власти в России выполняется неплохо.