Вы спрашиваете меня: «Как я могу прокомментировать рассуждения неких людей о том, что макроэкономическая стабильность во время моей работы премьер-министром – это была не стабильность, а блеф?».
Мне странно комментировать очевидные вещи. Есть статистика, есть очевидцы. Стабильными были цены, тарифы, курс гривны. Разве этого не было?
Кто-то говорит, что ради стабильности гривны якобы «сожгли» валютные резервы. Это неправда. Валютные резервы при мне никогда не опускались ниже $ 20 млрд.
И их определённое снижение в 2012-2013 гг. определялось вовсе не тратами на поддержание курса, а прежде всего вследствие не совсем корректной монетарной политики и значительным негативным сальдо торгового баланса с ЕС (порядка €10 млрд. в год) и с Россией (порядка $5 млрд. в год).
Подводила нас и конъюнктура внешних рынков – падение цен и спроса на наши основные экспортные товары.
Конечно, самый простой и вместе с тем самый губительный для внутреннего рынка и экономического развития страны, был механизм девальвации национальной валюты. Он не только резко бы уменьшил импорт, покупательную способность населения, но и создал бы целый ряд серьезных проблем, что мы и видим сейчас в Украине.
Отдавая себе отчет в этом, мы пошли на другой вариант решения вопроса поддержания макроэкономической стабильности.
Прежде всего, в условиях плохой конъюнктуры внешних рынков, сохранение и развитие внутреннего рынка – это для нас была главная задача. Поэтому была разработана «программа активизации экономики», предусматривающая реализацию инвестиционных проектов на 1400 предприятиях страны. Были проведены переговоры с Россией и Китаем и были достигнуты договоренности о суммарных объёмах кредитования и инвестирования на сумму порядка $ 40 млрд., были подготовлены документы по углублению сотрудничества с другими странами Азии.
На 2014 г. было намечено устранить за счет понижения цены на газ негативное сальдо нашего торгового баланса с Россией, и значительно уменьшить негативное сальдо торговли с ЕС (не за счет импорта технологического оборудования, а в основном за счет снижения импорта легковых автомобилей. Был введен экологический и импортный сбор, вызвавший негодование наших европейских партнеров).
На 2014 г. была предусмотрена девальвация гривны порядка 15-30 копеек на год, т.е. примерно курс 8,5 грн. за $ 1 к концу 2014 г. Наши расчеты показывали, что если все меры правительства сработают, то макроэкономическая стабильность в Украине сохранится на длительный период времени, а самое главное, страна получит серьезный импульс для развития. В свете всего этого было принято трудное решение, до урегулирования вопросов компенсации негативного сальдо торговли с ЕС, отложить подписание договора об ассоциации.
Конечно, в условиях снижения цены на российский газ в 2014г. до $ 268 за тысячу м3, не было абсолютно никакой необходимости повышать тарифы на услуги ЖКХ (как впрочем, этой необходимости не видели в то время и наши тогдашние оппоненты – Яценюк и Ко, посмотрите их выступления в то время).
И последнее, для меня макроэкономическая стабильность – это основа для роста и развития экономики. Это принципиальный вопрос. Недопустимо легкомысленно подходить к вопросам стабильности национальной валюты, ценообразования, тарифообразования. Нельзя за самоцель ставить вопрос валютных резервов, и отрывать его от вопросов инфляции, роста и развития экономики, покупательной способности населения.
Правительство всегда должно определять, что для него главное. Какие средства и какие методы надо использовать для решения главных принципиальных вопросов.
Чаще всего решения находятся нетривиальные, нестандартные, иногда на грани обоснованного риска. Я уже писал в своей книге, что у меня иногда создавалось впечатление бега по тонкому ломающемуся льду, когда от твоей скорости зависит – добежишь ты до берега или нет. У нас если остановишься, то точно провалишься.
Поэтому, конечно, не все так просто было у нас, и можно при желании найти массу ошибок и просчетов. Но нельзя отрицать очевидное – именно при нас в Украине была стабильность, страна развивалась, а доходы населения росли.