Трудно не заметить, что киевскую «патриотическую общественность» и политиков-«ястребов» крайне напрягает тема выборов в ДНР и ЛНР.
Скрежет зубовный раздается. Искры летят.
Не просто подталкивают – буквально руки выкручивают, объявляя крайний срок, deadline.
Увы, карта Климкина 4 марта на парижских переговорах глав МИД ФРГ, Франции, России и Украины не сыграла. Как известно, украинский министр иностранных дел озвучил партнерам по «нормандскому формату» пожелания лишить республики возможностей контролировать границу с РФ путем привлечения совместной мониторинговой миссии ОБСЕ, построить вдоль границы систему баз и установить специальное оборудование, способное следить за ситуацией днем и ночью. Дополнительно Климкин развил идею создать дополнительные «зоны безопасности» в ДНР и ЛНР, например вокруг Донецкого аэропорта и Дебальцево.
Украинские требования сопровождались канонадой и перестрелками – Киев фактически «разморозил» войну в Донбассе.
Одновременно включилась в работу и старая заезженная пластинка – в повышении градуса напряженности, как и прежде, украинская сторона обвиняет исключительно вооруженные силы республик.
Предсказуемо. Для спектакля нужны декорации. И коль Киев гнет линию «обеспечения безопасности», ему требуется наглядно изобразить «опасность». Включить войну.
Но не вышло у «нормандской единицы» Климкина переубедить «нормандскую тройку» в том, что «обеспечение безопасности» в украинском понимании важнее «минских соглашений». И необходимо наплевать на очередность выполнения этих соглашений, а поставить во главу угла пункт границы, дополнив его «ползучей безопасностью». Ну а выборы – когда-нибудь потом.
Министра иностранных дел ФРГ Штайнмайера перспектива затягивания выборного процесса в ДНР и ЛНР только разозлила: «Ясно одно: эти выборы нельзя далее откладывать… Ситуация с безопасностью не должна быть оправданием тому, что мы не работаем над законом о выборах».
«Мы хотим, чтобы местные выборы в Донбассе прошли до конца первого полугодия 2016 года – заявил после парижских переговоров глава МИД Франции Эйро. – Франция и Германия продолжат настаивать на этом, это совместное предложение. Самую жесткую позицию в этом вопросе сейчас занимает Киев, но возможности для консенсуса остаются».
Спустя неделю, 10 марта, тема выборов была провалена трехсторонней контактной группой в Минске – и там ни о чем не смогли договориться.
Разногласия принципиальны.
Позиция Киева – выборы в ДНР и ЛНР проводит украинская Центральная избирательная комиссия по пропорциональной системе, в них участвуют все украинские партии, подключены к выборам и переселенцы (точного количества которых никто не знает).
Позиция республик – выборы проводят местные территориальные комиссии, результаты голосования передаются ЦИК, избирательная система – мажоритарная, кандидаты не могут выдвигаться партиями, а являются самовыдвиженцами.
Понятно, что ДНР и ЛНР хотят обезопасить себя от шулерства, подлога и провокаций со стороны Киева. В свою очередь, Киев хочет получить возможность прямого захвата власти в республиках через «обеспечение безопасности» своих партий, добиваясь для них возможности беспрепятственно участвовать в избирательной кампании.
То есть в киевском варианте даже командиры добровольческих батальонов (их жители Донбасса справедливо именуют карательными) и прочие «побратимы» должны получить возможность свободно вести агитацию за своих кандидатов в местную власть. Можно себе вообразить лозунги и лица «Правого сектора» на рекламных щитах в Донецке, Горловке, Луганске, Краснодоне?
Или фашистскую символику «Азова»? А Яроша и Билецкого – доверенными лицами местных правосеков или азовцев, претендующих на депутатские кресла?
Точно так же невозможно представить, каким образом ЦИК в Киеве будет формировать избирательную комиссию в Дебальцево. Привезет из столицы представителей украинских партий, ненавидящих Донбасс?
Разумеется, ни о каком «обеспечении безопасности» в случае реализации киевского сценария выборов в ДНР и ЛНР речь идти не может:ни одна сила в мире не сможет обеспечить безопасность тем, кто участвовал в карательной операции против Донбасса – прямо или косвенно.
Республиканский вариант выглядит вполне логично – выборы ведь местные, однако для украинских «ястребов» он является легализацией существующей в ДНР и ЛНР власти и образованием на Украине не только фактической, но и юридической автономии, признанной Европой.
На это Киев согласиться никак не может. Порошенко в интервью турецким СМИ (телеканалу TRT World) заявил, что вернет мятежные республики в состав Украины «в течение одного года».
Однако это только заявление. Слова. Что касается дел, здесь полный провал.
Но Штайнмайер не унимается: «Мы очень внимательно следим за тем, в какой последовательности выполняются минские соглашения».
А что следить – ни в какой последовательности Украиной они не выполняются. Не в состоянии Порошенко гарантировать их выполнение – у него даже стойкого большинства в парламенте на сегодняшний день не существует, чтобы принять хоть какой-то закон по Донбассу. Вообще вынесение темы выборов в ДНР и ЛНР в парламент чревато новым обострением политического кризиса, который и так с большим трудом сдерживает посольство США на Украине после клоунады с отставкой премьер-министра Яценюка.
А раз ничего реально сделать не получается, необходимо совершать некие пассы, как бы посылая сигнал «нормандскому формату» о том, что украинская власть, не покладая рук и мозгов, стремится разрешить конфликт на Донбассе, для чего:
а) в глубокой тайне от минских переговорщиков представитель Порошенко сочиняет новый закон о выборах в ДНР и ЛНР, который устроит все стороны, поскольку идут непрерывные консультации с ФРГ, Францией и (о, ужас!) с Кремлем;
б) сам Порошенко готов назначить управляющими на Донбасс украинских олигархов Ахметова (в ДНР) и Бойко (в ЛНР), при этом Кремль будто бы «за» и готов пойти на размен Захарченко и Плотницкого.
Этот «хитрый план Порошенко» «внезапно» стал известен широкой общественности после его публикации влиятельным украинским изданием «Зеркало недели», плотно сидящем много лет на американском финансировании. В деталях этот план обрисовали многочисленные ни разу не названные источники, одни из которых близки к Брюсселю, другие околачиваются по киевским закулисьям, третьи вхожи в Кремль. Якобы.
«Хитрый план» щедро сдобрен цитатами Путина, Обамы, Штайнмайера, Захарченко и Порошенко. Цитаты эти к «хитрому плану» не имеют никакого отношения, но зато призваны вызвать у публики твердую убежденность в том, что план существует, и он именно таков.
Это пассы вокруг Донбасса. Во-первых, Киеву важно показать Европе, что украинская сторона работает над законодательством о выборах в ДНР и ЛНР. Здесь широкое поле возможностей для изображения бурной деятельности. Можно писать на бумаге или в текстовом редакторе любые законы, активно обсуждать их с партнерами по «нормандскому формату», ездить в Берлин и Париж, звонить в Москву. Дальше-то что? Дальше все упрется в украинский парламент.
Во-вторых, Киеву кровь из носу нужно выиграть время, с тем чтобы продавить вопрос «обеспечения безопасности» в Донбассе. Для этого и «включена война». Стоит задача устроить провокации такого масштаба, чтобы склонить Европу к диалогу о границе и «зонах безопасности». Ничего хорошего ДНР и ЛНР ждать не приходится – захваты населенных пунктов в буферной зоне силами так называемой АТО будут продолжаться, интенсивность военных действий усилится.
В-третьих, не исключены и переговоры украинского президента с олигархами на тему Донбасса. Но эти переговоры ни во что нельзя конвертировать. С тем же успехом Порошенко может предлагать Ахметову и Бойко возглавить любую страну мира по своему выбору. Впрочем, Украине не впервой рисовать картины альтернативной действительности.
Не стоило только увлекаться фантазиями. Посыл о том, что Москва готова поддержать инициативу Порошенко по «олигархизации» Донбасса не прожил и трех дней. Даже несмотря на то, что сами олигархи нагнали тумана своими заявлениями по поводу «хитрого плана». Ахметов сказал, что «готов на все, лишь бы остановить войну», а Бойко подтвердил «консультации с властями, чтобы помочь имплементировать Минск, прекратить конфликт, вернуть Украине неконтролируемые территории».
Ни о чем. Просто мнения двух людей. Никакой конкретики. Поскольку ни Ахметов, ни Бойко не собирались выглядеть глупо, даже если им Порошенко и предлагал возглавить республики. Оба отлично понимают, какова глубина пропасти между намерениями и действиями.
Гораздо интереснее звучали комментарии действующих глав ЛНР и ДНР. Плотницкий пообещал арестовать Бойко, как только тот появится в Луганске, а Захарченко спокойно заметил, что идея назначения Ахметова «на царство» не вписывается в «минский формат».
«Хитрый план Порошенко», если он существовал, оказался вовсе не хитрым. Он оказался неумным. Хитрые планы потому и хитрые, что их не озвучивают до стадии выполнения. А неумные планы потому и неумные, что звонят о них раньше, чем выполняют. И, как следствие, планы эти остаются исключительно на уровне информационного шума.
– охлаждение Европы к «украинским интересам» и горячее желание провести на Донбассе выборы, тем самым легитимизировав республики;
– возможным снятием ЕС санкций с России в текущем году– «ястребы» называют это не иначе как угрозами и шантажом со стороны Европы;
– принуждение Украины к выполнению минских соглашений в том виде, в котором они были подписаны: сначала особый статус республик и выборы, потом – граница;
– озвученный Обамой отказ США вмешиваться в ситуацию на Украине, «даже если Россия навяжет еще одну войну против страны, которая не является членом НАТО»;
– приход к власти в Европе политических сил, «которые либо являются откровенными друзьями Кремля, либо как минимум не являются друзьями Киева».
– нежелание, в свою очередь, «друзей Киева» из Европы «бодаться» за Украину;
– нежелание Порошенко воевать с ДНР и ЛНР и видеть республики в составе Украины, поскольку избирательные права «возвращенных граждан» будут прямо угрожать его личному рейтингу;
– усиление экономической мощи Донбасса, который «за 6-9 месяцев выйдет на уровень самообеспечения 68-74 процента»;
Это очень напоминает отчаянные крики с тонущего корабля.
В качестве своего «плана Б» киевские «ястребы» прямо предлагают военную наступательную операцию на ДНР и ЛНР – в одиночку, без поддержи Запада, раз уж этой поддержки не намечается.
Ответ на «план Б» у республик есть. Его озвучил глава ДНР Захарченко: «Если ОБСЕ, Берлин с Парижем и Вашингтон не остановят своих нукеров, то ситуация может выйти из-под контроля. Если агрессора не остановить сзади, схватив за хвост, придется останавливать его спереди – ударом в лоб».