Новостной обзор

Николаев: Дайджест за 19.03.2025 от николаевских граждан
23
Донбасс, Новороссия: новости дня: 19 марта 2025
46
Главные события ближнего зарубежья: 19 марта 2025
39
Молдавия: главные новости к этому часу: 19 марта 2025
37
Бывшая УССР: Новости дня: 19 марта 2025
40
Новости «Прибалтийских вымиратов»: 19 марта 2025
41
Хроника специальной военной операции на утро: 19 марта 2025
48

Лента новостей

20:44 19-03-2025
Трамп отказался комментировать прошедший телефонный разговор с Зеленским
19:24 19-03-2025
Правительство РФ начинает прорабатывать условия возвращения западного бизнеса
19:21 19-03-2025
Великобритания и ЕС планируют ускорить поставки вооружений на Украину на случай скорого перемирия
18:10 19-03-2025
В Раде раскрыли, что США уготовили Зеленскому
18:06 19-03-2025
Уиткофф анонсировал ослабление санкций после прекращения огня и встречу Путина и Трампа в Саудовской Аравии
17:15 19-03-2025
«Эрдоган – диктатор»: в Стамбуле набирают обороты протесты после задержания мэра города
16:51 19-03-2025
Молдавия находится в сложнейшей за последние годы экономической ситуации – началась рецессия
16:49 19-03-2025
Зеленский: «Для нас признание украинских территорий российскими – красная линия, мы на это не пойдём»
16:33 19-03-2025
Спецназ британской армии готовят к отправке на Украину
16:25 19-03-2025
США определили роль ЕС в будущем мирном соглашении по Украине
15:09 19-03-2025
Зеленский намерен передать партнерам список целей, которые Россия не должна будет атаковать
14:50 19-03-2025
Эрдоган зачищает политическое поле в Турции
07:10 19-03-2025
Глава МИД Венгрии прокомментировал телефонный разговор Трампа и Путина
07:05 19-03-2025
Зеленский заявил, что ещё не принял решение в отношении ударов по энергетике
20:12 18-03-2025
Зеленский и командование ВСУ не несут ответственности за потери украинской армии на поле боя
18:05 18-03-2025
Ермак в преддверии телефонного разговора Путина с Трампом снова обозначил «красные линии» Украины
Все новости

ВосходИнфо » Актуально » Пора снова учить думать: российская школа подошла к опасной черте

Пора снова учить думать: российская школа подошла к опасной черте

Россия уже четверть века живет в третьем тысячелетии, но только в последние годы наконец-то обществом стала адекватно восприниматься роль науки и образования. Их решающее значение для экономики сегодня уже мало кто решится оспаривать. Как и наличие прямой связи между инвестициями в университеты, школы, академическую науку и технологическими инновациями.

Однако на пути от верной риторики к эффективным практическим шагам постоянно возникают препятствия — иногда реальные, но чаще мнимые. У нас, например, вошло в привычку ссылаться на геополитическую неопределенность и экономические проблемы, чтобы отсекать отечественную науку от системы внедрения инноваций и импортировать готовые зарубежные решения. Раньше их привозили с Запада, сегодня — из Китая. Неолиберальная идеология всегда находит этому теоретические оправдания, но результат неизменен: позитивное отношение общества к науке и образованию, которое мы с таким трудом восстанавливали, снова оказывается под угрозой.

Научный подход подменяется наукообразием, и начинается этот процесс со школы. Возьмем, например, знаменитые советские буквари. Их составители прекрасно понимали важность соблюдения принципа планомерного перехода от простого знания к сложному. Потому эти книги кристально ясны, изложены с помощью доступной для детского возраста лексики. И при этом они глубоко научны по своей сути.

Сегодня же составители школьной программы часто выхватывают ту или иную научную терминологию из вузовских дисциплин и насаждают ее в школе. У детей еще не сформирована понятийная база, чтобы грамотно оперировать этими терминами и глубоко понимать их суть, но понимания от них и не требуют: заучите наизусть и выберите нужный вариант в тестовом режиме.

Показательный пример — цифровизация. Когда-то мы знали, что применение технических средств, экономико-математических методов и систем управления, освобождающих человека частично или полностью от непосредственного участия в процессе получения, преобразования, передачи и использования энергии, материалов или информации, называется автоматизацией. Затем почему-то из этого стройного понятия вычленили методы, связанные с использованием двоичного кода, и назвали их цифровизацией. Остальные составляющие оставили без внимания. Алан Тьюринг — автор первых в истории исследовательских работ в области искусственного интеллекта — вряд ли мог предположить, что развитие его идеи в восприятии сегодняшних школьников будет сводиться к словам известной песни Владимира Высоцкого: "Не надо думать! — с нами тот, кто все за нас решит".

Подобный подход приводит к цифровой зависимости. Школьники умеют оперировать теми или иными готовыми цифровыми инструментами для решения повседневных пользовательских задач. А что, если отключен интернет? Человек с цифровым мышлением окажется беспомощен перед любой мало-мальски нетривиальной проблемой.

Альтернатива цифровому — аналоговое мышление. Оно устанавливает структурные или функциональные соответствия между различными объектами, ситуациями, системами, концепциями. Формирует навыки критического подхода, способность детально рассматривать задачи и анализировать их с разных сторон. Оно позволяет нам использовать творческий потенциал, общаться с другими на более личном уровне, читать человеческие эмоции и реагировать на них, продуманно принимать решения. Жизнь человека становится более яркой. У него формируются полезный личный опыт, знания, идеи, принципы, убеждения, идеалы, духовно-нравственные ценности и жизненные устои.

Аналогия — мост, по которому можно перенести информацию от источника к цели, которая является необходимым условием генерации любого нового знания.

В послании президента России Владимира Путина от 21 февраля 2023 года сформулировано положение о необходимости возродить все лучшее, что было в советской системе образования, и не растерять достижения постсоветского времени. Властным структурам необходимо активнейшим образом проводить эту работу с опорой на науку. Для начала закрепить на практике основные подходы в образовании. Изложу их тезисно.

Цель — главное в педагогической системе. Только она придает всем ее компонентам системную целостность и служит камертоном для настройки всего процесса образования. А появляется цель только из идеологии, которую исповедует и последовательно реализует государство. Субъектом, имеющим цель, является педагог. Объектом — школьник, студент (воспитуемый). Цель школьного образования, например, состоит в формировании у детей базовых основ мировоззрения: системы взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нем человека. Этому должна быть подчинена учебная программа и, соответственно, государственные образовательные стандарты.

Важно, чтобы мировоззрение каждого индивидуума соответствовало потребностям и интересам общества. Этот принцип кладется в основу всей методологии образования. Именно из понимания общих целей индивидуума и общества органично вырастает, например, необходимость иметь единые учебники по каждому школьному предмету. И выпускник должен быть уверен: знание и понимание материала этой общей для всех школьников страны книги обеспечивает успешную сдачу ЕГЭ. Сегодня подготовка к экзамену, как известно, выглядит иначе: вместо того, чтобы освежить знания по учебнику, 11-классники бездумно заучивают решение типовых заданий ЕГЭ.

В учебниках по естественно-научным предметам — физике, химии, биологии — должны быть коротко и доступным языком описаны основные правила, законы и формулы, которые необходимо знать каждому школьнику. Эти предметы охватывают поистине безграничные сферы познания, поэтому их присутствие в школьной программе необходимо, конечно же, ограничивать государственным стандартом. Не нужно тянуть в программу проблемные вопросы, которые находятся во фронтире науки. Задача — системно и увлекательно дать школьнику базовые знания, а таким новациям, как изучение в школе теории вероятностей и математической статистики, следовало бы, на мой взгляд, дать задний ход.

Важность пересмотра подходов к составлению школьных учебников подтверждает, например, тот факт, что к этой работе подключились такие учреждения высокой науки, как Объединенный институт ядерных исследований в Дубне. Разрабатываемая ими серия учебников углубленного изучения физики для старшеклассников построена как раз на изложенных выше принципах.

Переход к единым учебникам по всем предметам попутно решит проблему бесконтрольного рынка труда репетиторов. Для этого нужно лишь с привлечением лучших лекторов страны сформировать электронную базу эталонных уроков. Естественно, доступ к ней должен быть бесплатным.

Владимир Литвиненко

Прошу оказать помощь Человеку, который заполняет этот сайт.

Владимир Сердюк (Якут) получил инвалидность в боях за освобождение Луганска

Карта Сбербанка РФ 4276 5209 7902 5125 Владимир Алексеевич С.

Карта ПСБ: 2200 0305 0582 0424

Кто хочет связаться с Владимиром напрямую, сделать это можно через «Одноклассники» https://ok.ru/profile/589768523292

Добавьте комментарий

  • Смайлы и люди
    Животные и природа
    Еда и напитки
    Активность
    Путешествия и места
    Предметы
    Символы
    Флаги
Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Наверх