Чтобы, как говорит структурализм, определять текст как собственно текст, без учёта всего вышеуказанного.
Но, увы, всё это - лишь из области благих пожеланий; даже в совершенно документальных материалах субъективность автора однозначно проявляется.
Потому что с именно такой-вот формулировкой темы статьи я согласен, даже будучи наполовину украинцем (точнее, малороссом, или южным русским) - по маме, родившейся в Полтавской области.
С темой я тем более согласен, будучи русином, по отцу-русину из Подкарпатской Руси.
И - с ней я категорически согласен, будучи русским, в широком смысле, по рождению, и, тем более, по духу.
Возможно даже, как раз вот это внутреннее "единство противоположностей" и даёт мне право претендовать на большую объективность данного исследования.
I. Как русин, воспитанный и образованный в Советском Союзе, я искренне убеждён:
1. Моя великая Советская Родина действовала неправильно, присоединив Закарпатье (Подкарпатскую Русь) к Украинской Советской Республике, а не образовав новую, Русинскую Советскую Республику (которая - Подкарпатская Русь - до того имела равноправный со Словакией статус в Чехословакии), в составе Советского Союза.
Или, необходимо было хотя бы присоединить Подкарпатскую Русь к России, как отдельный анклав, по типу Калининградской области (а, заодно, и реализовав многовековую тягу русинов к России).
2. Моя Родина действовала неправильно, не дав моему Закарпатью хотя бы статус автономии при присоединении.
То есть здесь СССР выступил в одном строю вместе с самыми реакционными силами Запада, проводившим насильственную украинизацию и "окатоличивание" русинов по всему миру.
4. Известно, что "...украинские власти до сих пор не признают русинов как отдельный этнос. Это выглядит тем удивительнее, что весь остальной мир официально это сделал ещё в 1998 году, когда русины вошли в ОНН (Организация непредставленных народов)" *.
"Я Русин был, єсмь, и буду,
Я родился Русином,
Честный мой род не забуду,
Останусь єго сыном;
Русин был мой отец, мати,
Русская вся родина..."*
II. 1. Как украинец (точнее, малоросс или южный русский), я убеждён, что бывшая Украина - может снова стать процветающей, промышленно развитой, экологически и криминально безопасной, плодородной территорией, населённой счастливыми людьми - только будучи максимально рядом с Россией, ментально и юридически (последнее сейчас возможно лишь в статусе отдельного Федерального округа или округов, после Переходного периода *.
2. Любой национализм (и, тем более, украинский) подрывает наше совместное будущее.
1. Как русский, я думаю ещё и о целях сохранения жизни на всей Земле, о недопущении воцарения западного, человеконенавистнического, мизантропического, прагматического подхода ко всему "сущему". Уверен, что именно основа нашего менталитета - справедливость, а не польза - позволит нам сделать это.
2. Не только ради нашего сохранения, но и ради всех живущих на Земле, мы должны стать сильными - и экономически, и духовно.
3. Все русские, в широком смысле, народы - будь то жители бывших и нынешних Новороссии, Малороссии, Белоруссии, Подкарпатской и даже Галицкой Руси - должны жить вместе. И, точно также, жители других так называемых национальных республик бывшего Советского Союза, оставшиеся во многом русскими по духу.
Только вместе, сообща, сможем мы дать ему отпор.
Ведь самая главная, даже глобальная проблема - возвращение самоидентификации наших людей, рождённых русинами, но, по разным причинам, эту самоидентификацию потерявшим.
Потому что сначала наши глобальные враги, в лице стран Запада, придумали и поддержали украинство, как националистическую идею, отрывающую жителей нынешней бывшей Украины от России.
Причем, произошло это не только на исторической нашей родине, Подкарпатской Руси (Закарпатской области нынешней бывшей Украины), откуда русины распространились по всему миру.
Точно так же, с благословения и Запада, а затем и и Советской Украины, проводилась украинизация русинов Канады и США - изначально это были не столько украинцы, сколько русины - сотни тысяч русинов, с 1891-го года * на больших кораблях (шифах) добиравшихся в Новый Мир, в поисках лучшей жизни.
"Многих из них (слава Богу, не всех) галичане давно заразили ядом украинства; как и многие русины на бывшей Украине, они уже считают себя украинцами"*.
В бывшей же Югославии, ныне её части, Сербии, "...в Воеводине русино-говорящими украинцами себя считают в два раза больше людей, чем собственно русинами. В рамках этой ассимиляции большое число русинов стали считать себя украинцами. В частности в Словакии половина русино-говорящих граждан называет себя украинцами" *.
Сначала этим занималась Австро-Венгрия - вспомним концлагеря Телергоф, Терезин и от 40 до 200 тысяч, по разным данным, убитых русинов, не желающих менять веру предков и записываться в украинцы.
Потом - в Великую Отечественную, где уже Третий рейх поддерживал украинских националистов и украинство.
После войны много для этого сделали спецслужбы Англии, других западно-европейских стран и особенно США. Конечно, в первую очередь, в деле спасения преступников, убийц из бандеровского движения.
Сейчас же, будучи на острие борьбы Запада против России, в попытках её ослабить, именно США больше всего используют и оружие развала Русского Мира - украинство (очень плохо, что, будучи преимущественно прагматиками, то есть тактиками, жители бывшей Украины не понимают этого).
В конце 2013-го, начале 2014-го, США начали новый (похоже, заключительный), этап анти-российского проекта Украины и украинства.
И, в то же время, на фоне непрекращающейся борьбы с Россией и русскими, продолжается старая тема украинизации русинов.
Зная об исконном, внутренне присущем русинам русофильству (исходящим ещё и из самоназвания "русыны" - сыновья Руси - 8), Запад продолжает пытаться сделать их украинцами, то есть не-русскими (как мы помним, следующая, просто неминуемая стадия этого "восхождения падения" - анти-русские).
Потому что надо изменить и изначально русское сознание, в основе менталитета которого справедливость, а не польза.
Известно ведь, что последний вор и разбойник, всё меряющий чистоганом,чувствует неприязнь, даже потенциальную угрозу со стороны людей благородных, основой жизни и действий которых является искреннее следование христианским ценностям.
Именно поэтому, а не только из-за конкуренции, он и старается перетянуть этих высокоморальных людей на свою сторону или уничтожить.
Потому что, подсознательно чувствуя свою ущербность и подсознательно же комплексуя по этому поводу, себя и окружающих этот бандит хочет убедить, что прав он - что всё в жизни меряется лишь деньгами, лишь материальным.
А что же русины?
Ныне можно вести речь как минимум о четырёх:
Про-словацкое течение, исходящее из того, что русины являются особым восточно-славянским народом, наравне с русскими, украинцами, белорусами, и имеют независимую от Украины историческую и политическую традицию Подкарпатской Руси.
Словакия поддерживает русинско-лемковское движение, признавая русинов на входящей в её состав части Лемковщины национальным меньшинством, содействует его развитию на государственном уровне.
Активным деятелем этого движения является канадский учёный Пол Ро́берт Маго́чий — исследователь истории Украины и Подкарпатской Руси, этнических групп современной Канады (словак по матери).
Проукраинское течение, признающее русинов этнической группой в составе украинской нации, но отстаивающее необходимость более выраженного сохранения русинской культуры, наречия, самобытности.
Представители этого течения рассматривают слово «русины» как старинное, первоначальное самоназвание украинцев (см. тж. статью Русины (этноним прошлого)).
Пророссийское течение, имеющее сходную теоретическую базу с про-словацким, но ориентированное на более тесные связи с Россией, по примеру Приднестровской Молдавской Республики и др.
Мадьярофильское (про-венгерское) течение, пропагандирующее концепцию происхождения русинов в результате славянизации венгров.
В соответствии с этой версией венгры обрели в Закарпатье новую Родину *.
Тогда увы, меня подвела излишняя эмоциональность - даже продекларировав, что "...постараюсь особо не оппонировать автору, ограничившись буквально несколькими, более отстранёнными,комментариями", всё равно повёл разговор довольно жёстко ("у кого что болит, тот о том и говорит").
Здесь я могу лишь повторить, что "надо сначала поставить вопрос, чтобы наш русинский народ снова, как когда-то против внешних врагов, сплотился, встал плечом к плечу.
Тогда и можно будет, в полном соответствии со всеми демократическими процедурами, поставить вопрос, куда мы идём - на Запад, или к России..." (8)
А относительно самой технологии нашей работы по самоидентифиации русинов, по возрождению русинства...
Сначала хотел сказать - необходимы новые идеи, особенно для молодёжи, во многом уже попавших под воздействие рекламных "картинок" и завлекательных фраз Запада о красивой и богатой жизни.
Но... идеи ведь есть, они никуда не делись! Эти идеи уже два тысячелетия рядом с людьми!
Именно ради них первые христиане умирали на аренах, на глазах развращённых римлян, ради них шли на костёр или плаху..
И ради них же погибали на виселицах или под пулями австро-венгерских палачей, од голода и болезней лагерей Телергоф и Терезин.
Это идеи справедливости, добра и человеколюбия, братства и сострадания - идеи, которые делают человека собственно человеком, а не эгоистическим животным.
Поэтому и нужны наши русские и русинские школы, с правильным воспитанием и образованием, на базе правильной же идеологии.
...Да, "этого жёсткого, немногословного прагматика, с дублёной ветрами и дождями, печёной солнцем коже, который почти всю свою жизнь проводил на открытом воздухе, в поле с мотыгой, или на полонине с овцами, или с багром на плоту, несущемся по горной реке, слабо интересуют отвлечённые вещи.
Он тоже где-то философ, но философ интуитивный, когда вся его философия смыкается с элементами народной мудрости. Потому что основное для русина - заработать на жизнь для себя и для своей семьи. А при этом ещё и в полном соответствии с девизом Эпикура: "Проживи незаметно" *.
Но то, что русин так часто говорит "Гiя хосен!" (Нужна польза!"), ещё не значит, что фраза является его жизненным кредо; это лишь тактика, помогающая выжить...
Не зря ведь многие из из русинов, побывав в сетях прагматичного католицизма, возвращались обратно в православие (хотя это и не значит, что другие, не возвратившиеся, которые греко-католики - плохие!), даже идя на жертвы, даже погибая на виселицах и под пулями.
Конечно, хочется верить, что сейчас уже другое время, что подобные зверства остались далеко в истории.
Однако, так или иначе, мы, русины, точно победим!
Константин МОчар
*ссылки на странице первоисточника