Зачем китайцам ледоколы?

Все мы знаем, что по части ледоколов Россия точно впереди планеты всей: только она смогла создать атомный ледокольный флот. Не так давно у нас появилась «Арктика», которой все могут только завидовать, а впереди, как рассказал премьер Мишустин целая серия: «Сибирь», «Урал», «Якутия» и «Чукотка». Пока американцы недоумевают, как они оказались на бобах, незаметно появляется ледокольный флот у Китая. Пока небольшой, но планы у нашего соседа грандиозные.

 

Председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что его страна должна стать «великой державой Полюса». Славы китайцам не надо, да ее уже и разобрали всю, а вот экономика очень даже интересует. У Китая есть «болевые точки» на морских маршрутах, питающих экономику страны: Малаккский пролив, Гибралтар, Суэцкий канал… Одна только нашумевшая история с контейнеровозом Ever Given чего стоит! Дотошные эксперты уже подсчитали, что путь морем из Южной Кореи до Германии через Суэцкий канал занимает 34 дня, а если двигаться по Северному морскому пути, то потребуется 23 дня. И вот уже Китай заявляет о планах осуществлять к 2025 году 20 процентов внешнеторговых перевозок именно по Севморпути.

Все знают, как китайцы начали строить авианосцы: сначала купили у Украины «Варяг» якобы для переоборудования в развлекательный центр, а потом приняли его на вооружение под названием «Ляонин», после чего по его образу и подобию довольно быстро соорудили второй. Ровно та же история произошла и с китайскими ледоколами.

И опять история начинается на Украине, где Китай купил в 1994 году построенный годом ранее на Херсонском судостроительном заводе ледокол проекта 10621, разработанного советскими конструкторами и признанного очень удачным. Российский аналог китайского ледокола, получившего имя «Снежный дракон» (Xue Long) – «Иван Папанин».

«Снежный дракон» может идти во льду толщиной до 80 см. и будет в строю минимум до 2030 года. Но смена для него уже есть: спущен на воду близнец – Xue Long-2, который был построен на верфи в Шанхае в 2019 году. Он получился поменьше размерами, но зато гораздо мощнее и способен преодолевать льды толщиной до полутора метров.

Третий китайский ледокол будет еще мощнее и, как отмечают эксперты, лишь немного будет уступать новейшим российским образцам. Это – атомоход, который, как предполагается, будет работать только в Арктике, тогда как его собратья передислоцируются в Антарктиду.

Работы хватит всем. Например, самый первый «Снежный дракон» участвовал в целом ряде экспедиций — как арктических, так и антарктических. Он прошел Севморпуть с востока на запад. Правда, при помощи нашего атомного ледокола «Вайгач». Но китайцы надеются, что потепление позволит обходиться без такой помощи. Кстати, «Снежный дракон» тоже помогал россиянам: он в Антарктике спас из ледового плена судно «Академик Шокальский». Он может брать на борт до 100 научных сотрудников и имеет свой глубоководный спускаемый аппарат.

Наука – это важно, но главное все-таки в другом: появление своего парка ледоколов позволяет Китаю при отправке караванов по Севморпути резко сократить зависимость от «Росатомфлота», а это фактор очень серьезный.

Вернуться назад