Новостной обзор

Россия: главные новости к этому часу: 16 апреля 2024
31
США, Европа: главные новости к этому часу: 16 апреля 2024
32
ИНОСМИ: Дневной обзор: 16 апреля 2024
37
Хроника специальной военной операции на утро: 16 апреля 2024
49
Самые актуальные новости Казахстана на утро: 16 апреля 2024
41
Самые актуальные новости Белоруссии на утро: 16 апреля 2024
59
Николаев: Дайджест за 15.04.2024 от николаевских граждан
67

Лента новостей

12:23 16-04-2024
Си Цзиньпин озвучил четыре принципа урегулирования украинского конфликта
11:30 16-04-2024
Киев недоволен пророссийской позицией Индии в конфликте на Украине
06:56 16-04-2024
Иранский генерал обозначил «красные линии» для Израиля
06:49 16-04-2024
Конгресс США рассмотрит выделение средств Украине, но отдельно от Израиля
21:18 15-04-2024
Министр энергетики Украины подтвердил отказ Киева от продления транзита российского газа
20:38 15-04-2024
Зеленский призвал коллективный Запад защищать Украину так же, «как Израиль»
19:35 15-04-2024
В Китае указали Шольцу на его место в политике
19:12 15-04-2024
Лондон не поможет Украине сбивать российские дроны
07:54 15-04-2024
В Германии неожиданно высказались о завершении конфликта на Украине
07:10 15-04-2024
Украинский министр предложил западным партнёрам закупать военную продукцию у Украины и передавать её ВСУ
07:05 15-04-2024
Иранский дипломат: Иран не проводил бы атаку на Израиль, если бы Совбез ООН осудил его удар по нашему консульству в Сирии
20:37 14-04-2024
Отставной генерал ВСУ назвал причину, по которой Украина не объявляет войну России
18:39 14-04-2024
Захарова прокомментировала призыв Израиля осудить удар Ирана
15:59 14-04-2024
Зеленский пытается помешать Конгрессу США принять закон об отдельном финансировании Израиля
15:11 14-04-2024
Французская молодежь готова воевать на Украине ради интересов Франции
07:05 14-04-2024
Израиль нанесёт ответный удар по Ирану после консультаций с союзниками
Все новости

ВосходИнфо » История » Штопор летчика Арцеулова

Штопор летчика Арцеулова

7 октября 1916 года военный летчик Константин Арцеулов впервые в истории русской авиации намеренно ввел самолет в штопор и вывел из него

Константин Арцеулов (справа), Сергей Королев (в кабине), авиаконструктор Сергей Люшин, разработчик планера «Коктебель».


Масштабное вовлечение авиации в боевые действия произошло во время Первой мировой войны. Военная авиация была очень эффективным и боеспособным видом войск. Но в то же время из-за конструкторских ошибок, не до конца продуманных инженерных решений, отсутствия достаточного опыта у пилотов в управлении новыми машинами, случались аварии и не всегда в боевых условиях.

Одним из таких случаев являлся срыв в штопор, когда самолет начинал круто падать вниз по винтовой линии с одновременным вращением, как будто ввинчиваясь в землю. В то время считалось, что выход из штопора невозможен, практически все падения в штопор заканчивались для самолета и пилота катастрофой. В военное время подобные случаи увеличились.

Авиаторы ломали головы, как можно найти выход из этой ситуации. Первым, кто сумел выйти из штопора, был русский летчик Константин Константинович Арцеулов (1891-1980). На тот момент он был начальником отделения по подготовке летчиков-истребителей в Севастопольской школе авиации (сейчас это Качинское летное училище).

Произведя теоретические выкладки, Арцеулов пришел к выводу, что в критической ситуации штопора ручку управления нужно отдалять от себя, а руль направления нажатием на педаль отклонять в сторону, обратную штопору. Летчик на практике решил проверить свою теорию. Это был очень рискованный шаг, в случае ошибки пилота ждала верная гибель, парашюты тогда не имели широкого применения.

Но он решился на смертельный эксперимент. 24 сентября (по старому стилю) 1916 года в 11 часов дня Арцеулов на истребителе французского производства Nieuport 21 на высоте две тысячи метров намеренно вошел в штопор и после трех витков перевел самолет в крутое пикирование. В этом же полете летчик повторил штопор после пяти витков.

В ближайшие же дни открытие Арцеулова было взято на вооружение всеми инструкторами Качинской летной школы, вошло в программу обучения, и спустя некоторое время активно стало использоваться русскими летчиками на фронте. Открытие Константина Арцеулова спасло жизни многим русским пилотам.

Намеренный ввод самолета в штопор дезориентировал противника, который считал, что самолет сбил и прекращал стрельбу по нему. Небольшая пауза позволяла летчикам выйти из штопора и на бреющем полете уйти из зоны обстрела. Штопор, который ранее забирал жизни у летчиков, теперь ее сохранял.

Арцеулов, внук знаменитого мариниста Ивана Айвазовского, хотел стать моряком, но судьбе было угодно, чтобы он свою жизнь посвятил небу. И в историю он вошел как великий пилот, историки военной авиации по праву называют его последним асом Первой мировой войны.

Все по теме: Россия, Авиация
10-06-2016, 15:14
«Болеющий небом»: памяти командира звена «Русских витязей» Сергея Еременко
17-04-2016, 19:56
«Машина с защитой от дурачков»
25-11-2016, 13:42
Скончался выдающийся авиаконструктор Иван Микоян

Добавьте комментарий

  • Смайлы и люди
    Животные и природа
    Еда и напитки
    Активность
    Путешествия и места
    Предметы
    Символы
    Флаги
Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Наверх