Новостной обзор

США, Европа: главные новости к этому часу 21 января 2022
0
Россия: главные новости к этому часу 21 января 2022
0
Ситуация на Донбассе за прошедшие сутки 21 января 2022
0
Самые актуальные новости Казахстана на утро 21 января 2022
50
Самые актуальные новости Белоруссии на утро 21 января 2022
66
Новороссия сегодня 20 января 2022
111
Бывшая УССР: главные события дня 20 января 2022
88

Лента новостей

10:59 21-01-2022
Петербургскую студентку, пытавшуюся взорвать банкомат, задержали еще на трое суток
10:35 21-01-2022
Угонщика авто за 19 млн рублей из Северной Осетии задержали в Петербурге
06:55 21-01-2022
Президент США: Мы будем считать нападением на Украину и действия там российских военнослужащих, не одетых в российскую военную форму
19:19 20-01-2022
Похолодание в Питере: снежная сказка от Смольного без хэппи энда
19:09 20-01-2022
Ездить на велосипеде зимой: 5 простых правил на личном опыте
16:35 20-01-2022
В США представили новый проект санкций против России
16:00 20-01-2022
США разрешили Прибалтике передать Украине часть вооружений американского производства
15:46 20-01-2022
Дедушка Джо снова забыл принять таблетки: в России запретят доллары
15:30 20-01-2022
Байден отказался воевать за Украину, но пригрозил России запретом доллара
15:07 20-01-2022
У Байдена спросили, почему половина избирателей считают его умственно отсталым
11:39 20-01-2022
Политолог предложил перевести «Гранит» на все основные языки мира
11:20 20-01-2022
Курский депутат пробрался в «красную зону» с самогоном
06:53 20-01-2022
На Западе заявили, что Германия «бросила» всех ради России
06:46 20-01-2022
Президент США: Принятие Украины в состав НАТО в ближайшее время маловероятно
06:41 20-01-2022
Зеленский: Украина не хочет войны, но готова к ней
22:20 19-01-2022
Новый фильм ученика Сокурова Александра Золотухина вошел в программу 72-го Берлинского кинофестиваля
Все новости

ВосходИнфо » История » Штопор летчика Арцеулова

Штопор летчика Арцеулова

7 октября 1916 года военный летчик Константин Арцеулов впервые в истории русской авиации намеренно ввел самолет в штопор и вывел из него

Константин Арцеулов (справа), Сергей Королев (в кабине), авиаконструктор Сергей Люшин, разработчик планера «Коктебель».


Масштабное вовлечение авиации в боевые действия произошло во время Первой мировой войны. Военная авиация была очень эффективным и боеспособным видом войск. Но в то же время из-за конструкторских ошибок, не до конца продуманных инженерных решений, отсутствия достаточного опыта у пилотов в управлении новыми машинами, случались аварии и не всегда в боевых условиях.

Одним из таких случаев являлся срыв в штопор, когда самолет начинал круто падать вниз по винтовой линии с одновременным вращением, как будто ввинчиваясь в землю. В то время считалось, что выход из штопора невозможен, практически все падения в штопор заканчивались для самолета и пилота катастрофой. В военное время подобные случаи увеличились.

Авиаторы ломали головы, как можно найти выход из этой ситуации. Первым, кто сумел выйти из штопора, был русский летчик Константин Константинович Арцеулов (1891-1980). На тот момент он был начальником отделения по подготовке летчиков-истребителей в Севастопольской школе авиации (сейчас это Качинское летное училище).

Произведя теоретические выкладки, Арцеулов пришел к выводу, что в критической ситуации штопора ручку управления нужно отдалять от себя, а руль направления нажатием на педаль отклонять в сторону, обратную штопору. Летчик на практике решил проверить свою теорию. Это был очень рискованный шаг, в случае ошибки пилота ждала верная гибель, парашюты тогда не имели широкого применения.

Но он решился на смертельный эксперимент. 24 сентября (по старому стилю) 1916 года в 11 часов дня Арцеулов на истребителе французского производства Nieuport 21 на высоте две тысячи метров намеренно вошел в штопор и после трех витков перевел самолет в крутое пикирование. В этом же полете летчик повторил штопор после пяти витков.

В ближайшие же дни открытие Арцеулова было взято на вооружение всеми инструкторами Качинской летной школы, вошло в программу обучения, и спустя некоторое время активно стало использоваться русскими летчиками на фронте. Открытие Константина Арцеулова спасло жизни многим русским пилотам.

Намеренный ввод самолета в штопор дезориентировал противника, который считал, что самолет сбил и прекращал стрельбу по нему. Небольшая пауза позволяла летчикам выйти из штопора и на бреющем полете уйти из зоны обстрела. Штопор, который ранее забирал жизни у летчиков, теперь ее сохранял.

Арцеулов, внук знаменитого мариниста Ивана Айвазовского, хотел стать моряком, но судьбе было угодно, чтобы он свою жизнь посвятил небу. И в историю он вошел как великий пилот, историки военной авиации по праву называют его последним асом Первой мировой войны.

Все по теме: Россия, Авиация
10-06-2016, 15:14
«Болеющий небом»: памяти командира звена «Русских витязей» Сергея Еременко
17-04-2016, 19:56
«Машина с защитой от дурачков»
25-11-2016, 13:42
Скончался выдающийся авиаконструктор Иван Микоян

Добавьте комментарий

  • Смайлы и люди
    Животные и природа
    Еда и напитки
    Активность
    Путешествия и места
    Предметы
    Символы
    Флаги
Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Наверх