О так называемом "Уманском котле" я узнал в краеведческом музее украинского городка Умань. Материала об этом событии было мало (5-7 предложений), но фото на стенде меня вывело из равновесия.
Тысячи людей на вытоптанном поле, обречённо стояли под дулами оккупантов. Их было настолько много, что сидеть и лежать могли единицы. Экскурсовод мельком обмолвился, что пленных советских солдат фашисты оставили без продовольствия и те были вынуждены перейти на подножный корм, буквально выедая траву и червей...
Дома изучил эту "историю" поподробнее.
В конце июля – начале августа 1941 года в районе украинского города Умань были вначале окружены, а затем практически полностью уничтожены соединения Шестой и Двенадцатой советских армий Юго-Западного фронта и отдельных частей Южного фронта Советской Армии. Около 18,5 тысячи наших воинов погибли и 65 тысяч человек попали в плен. Для размещения военнопленных была выбрана территория карьера кирпичного завода.
Глубина карьера до 10 метров, никаких сооружений, пленные изнемогали под жарким солнцем и проливными дождями. Количество умерших не поддается оценке. Списков не велось.
О катастрофе рассказывают немногие очевидцы...
Воспоминания А. Колесникова, бойца 21 кавполка НКВД: "Вот и Умань. Нас загнали в глубокую яму, из которой кирпичный завод брал глину. Яма была метров 7 глубиной , 300 шириной и около одного километра в длину. Нас не кормили, воды не давали. Все лужи повыпивали, начали есть глину. Потом эта глина в желудке сбивалась в комок, и человек умирал в тяжелых муках. Через несколько дней начали организовывать питание. На возвышении поставили несколько трофейных кухонь.
Только кухни задымились, как голодные люди начали бросаться на них. А немцы открыли огонь из пулеметов. Однажды прошел холодный дождь. Все начали вырывать в стенах небольшие ямки, чтобы согреться. Но потом все это обвалилось и кто не успел выбраться из своего укрытия, того ждала страшная смерть."
Обер-фельдфебель 101-го пехотного полка Лео Мелларт:«Ночью три 85-мм зенитных орудия открыли огонь в упор по огражденной колючей проволокой территории якобы потому, что "пленные предприняли попытку массового побега". Ответственность за эту подлость, как мне тогда сказали, несет комендант города Гайсин. Как я узнал позднее от караульных, в результате было убито или тяжело ранено около 1000–1500 человек»
Из воспоминаний Сергея Чеканова, село Новое Тарбеево, Мичуринского района, летом 1946 года:«На окраине города, немцы сделали для военнопленных лагерь . Обнесли проволокой, поставили вышки с пулемётами и часовыми… На земле валялись опухшие с пересохшими губами люди, просили воды. По лагерю ходили санитары с носилками и подбирали умерших. Рядом с лагерем была яма, из которой местные жители брали глину. На дне ямы осталась грязная вонючая вода от давних дождей. Нас погнали туда. Скоро эта жидкость была выпита. Ночевали тоже здесь, на дне ямы. Дня через три дно ямы было усыпано мертвецами, их никто не убирал".
Из протокола допроса охранника лагеря, 27 декабря 1945г.
Ответ: - Ежедневно в лагере умирало 60-70 человек.
Ответ: - До того как начались эпидемии, речь шла лишь об убитых людей.
Ответ: - Как во время раздачи пищи, так и в рабочее время, и вообще людей убивали на протяжении всего дня".
Посмотрели? А теперь ответьте: Почему мы должны толерантно проглотить прозападный бред "мальчика из Уренгоя"?
Может ответит нам Министерство образования РФ о том, когда идеология вернётся в школьные классы?
Думаю, что не ответит, поскольку руководство оного учреждения больше беспокоит проблема внедрения шахмат в школьную программу.
Но нам-то ведь не всё равно. Общество обязано потребовать навести порядок в либеральной команде кормчих народного образования.
Я за их отставку (голова одной министерши ничего не решает).