Новостной обзор

Николаев: Дайджест за 23.04.2024 от николаевских граждан
41
Новости «Прибалтийских вымиратов»: 23 апреля 2024
54
Хроника специальной военной операции на утро: 23 апреля 2024
73
Самые актуальные новости Белоруссии на утро: 23 апреля 2024
74
Самые актуальные новости Казахстана на утро: 23 апреля 2024
54
Николаев: Дайджест за 22.04.2024 от николаевских граждан
71
Новости новых субъектов РФ: 22 апреля 2024
112

Лента новостей

21:20 23-04-2024
Молдавские власти выступили против учений миротворцев ВС РФ в Приднестровье
20:19 23-04-2024
Александр Рар: в Германии вот-вот может произойти смена правительства во главе с Шольцем
20:14 23-04-2024
В странах Европы заканчиваются деньги на пенсии и пособия
14:24 23-04-2024
Шойгу пообещал повысить интенсивность ударов по логистическим центрам ВСУ
14:03 23-04-2024
В Армении проходят массовые акции протеста против территориальных уступок Азербайджану
13:59 23-04-2024
WSJ сообщила о привычке Трампа называть Украину частью России на переговорах
08:36 23-04-2024
Россия поставила в Китай зерно на рекордную сумму
07:48 23-04-2024
Евросоюз хочет превратить Молдавию в поле боя, заявил Шор
07:25 23-04-2024
Великобритания вслед за США готовит к отправке на Украину крупный пакет военной помощи
07:18 23-04-2024
МИД Украины запретил оказывать консульские услуги украинцам призывного возраста
21:20 22-04-2024
Власти Тайваня собираются снести сотни статуй, памятников и мемориалов, установленных в честь Чан Кайши
20:46 22-04-2024
Байден пообещал Зеленскому новые крупные пакеты военной помощи
19:01 22-04-2024
Президент России предложил своему азербайджанскому коллеге обсудить ситуацию с региональной безопасностью
18:01 22-04-2024
Украинские информационные ресурсы предполагают, что Залужный задержан СБУ
17:14 22-04-2024
Гагаузия не намерена отказываться от празднования Дня Победы
15:31 22-04-2024
Дуда заявил о готовности Польши принять американское ядерное оружие
Все новости

ВосходИнфо » История » «Делать корабли на реке Сяси»

«Делать корабли на реке Сяси»

2 февраля 1702 года русский царь Петр Алексеевич подписал наказ, заложивший основу Балтийского флота.

Официальная история Балтийского флота, как правило, начинается с даты 18 мая (7 мая по старому стилю) 1703 года. Это день первой победы, одержанной балтийскими моряками: в устье Невы они, подойдя на 30 лодках под командованием самого царя Петра I, сумели в жестоком абордажном бою захватить два шведских корабля — галиот «Гедан» и шняву «Астрильд». И с формальной точки зрения такой подход справедлив: ведь это — первый бой русских сил в водах именно Балтийского моря.

Но неформально гораздо справедливее отсчитывать историю Балтийского флота со 2 февраля 1702 года. В этот день (22 января по старому стилю) Петр I издал «Наказ о строении кораблей на реке Сясь», который положил начало строительству кораблей для моряков-балтийцев. Не случайно именно с этого документа начинается фундаментальное 17-томное издание «Материалы для истории русского флота», выпускавшееся Морским министерством России в Санкт-Петербурге в 1865-1904 годах.

В первом томе этого труда собраны все документы, прямо или косвенно касающиеся истории создания и развития Балтийского флота. И начинается все именно с петровского «Наказа», состоящего из 15 пунктов. Он, в частности, гласит:
 
«1. Делать корабли на реке Сяси, которая впала в Ладожское озеро, от Ладоги в 30 верстах или на реке Паше, которая впала в реку Свирь, а Свирь в Ладожское озеро, осмотря место где пристойно, из сосноваго лесу.
 
2. У дела тех кораблей быть из Новгорода стольнику Ивану Юрьеву сыну Татищеву, да с ним из отставных дворян новгородскаго разряда 12 человек, которые понадобятся…
 
3. Плотников к тому делу самых добрых, с Олонца по 50 человек к кораблю, работных людей с лошадьми по 60, пеших по 60, всего по 120 человек к кораблю, взять с Олонца, разложа против переписных книг, потому что к Ладоге ближе Белаозера и Олонца нет. 4. Кузнецов по 20 человек к кораблю, итого 120 человек… 10. Офицеров начальных 6, нижних 6, боцманов 6, шхиперов 6, констапелей 6, матросов немецких по 6, а русских по 12 человек на корабль, пушкарей по скольку доведется без нужды».

Как было принято в то время, «Наказ» написан с множеством подробностей и прямых указаний, которые подтверждают главную мысль: строительство кораблей должно идти быстро и беспрепятственно.
 
Поэтому в том же документе оговаривается: «веревки всякия, парусы, якори, знамена и всякие корабельные военные припасы по росписям, что будет надобно имать из адмиралтейского приказа готовые, потому что купить негде и из-за моря выслать за поздним временем не можно». Так же нужно было поступать и с пушками для вооружения новых кораблей: 9 пункт наказа гласил, что «Пушки и к ним всякие припасы и ружье из адмиралтейского приказа, чтобы было безо всякой нужды».

Два дня спустя, 4 февраля (24 января по старому стилю) 1702 года, Петр I подписывает «Указ стольнику Татищеву о назначении его для управления корабельными работами на р. Сясь, 1702 года января 22». Вот с чего начинается этот указ: «В нынешнем 1702 г. января в 22 день указали мы В.Г. по нашему имянному В.Г. указу, в оборону и на отпор против неприятельских свейских войск, на Ладожское озеро сделать военных 6 кораблей по 18 пушек из новгородскаго приказу, которым быть в полку ближняго нашего окольничаго и воеводы Петра Матвеевича Апраксина с товарищи, а делать те корабли на реке Сяси, которая впала в Ладожское озеро, от Ладоги в 30 верстах или на реке Паше, которая впала в реку Свирь, а Свирь в Ладожское озеро».

Сясьская верфь стала первой военной верфью будущего Балтийского флота. Но, к сожалению, судьба была неблагосклонна к кораблям, которые строились на ней. В мае 1702 года на Сяси были заложены, а в сентябре спущены на воду два первых, безымянных поначалу фрегата, которые позднее получили названия «Фан Сас» (то есть «Сясьский») №1 и №2. Но «Фан Сас» №1 перегнали для достройки на Олонецкую верфь, заложенную в 1703 году поблизости от Сясьской на реке Свирь, только в конце 1703 года. И потому первым ранговым боевым кораблем Балтийского флота стал олонецкий 28-пушечный фрегат «Штандарт», сошедший со стапелей 22 августа 1703 года.

Дальнейшая судьба первых сясьских фрегатов была незавидной. После достройки на Олонецкой верфи они прошли ходовые испытания, которые показали плохую управляемость и остойчивость кораблей, и в 1705 году их превратили в брандеры со звучными названиями «Этна» и «Везувий». Чуть лучше сложилась история заложенных следующими — в самом конце 1702-го и в начале 1703 года — 28-пушечных трехмачтовых фрегатов «Михаил Архангел» и «Иван-город». Их спустили на воду в 1704 и 1705 годах соответственно, а в строю они оставались до 1710 года.

Эти четыре фрегата были единственными крупными кораблями, которые успела построить Сясьская верфь. Кроме них, за четыре года своего существования она передала флоту еще 47 малых судов, в том числе три бригантины и одну галеру. 21 декабря (10 декабря по старому стилю) 1706 года Петр Первый подписал «Указ о перенесении бригантинного строения с сяского устья на Олонецкую верфь».
 
В этом документе прямо говорилось: «Великий Государь указал по имянному своему В.Г. указу на сяском устье бригантинов не строить, а строить их на Олонецкой верфи, и мастеровых людей, которые посланы на то устье к тому строению, послать на вышеупомянутую же верфь; да сверх того построить на той же верфи галеру и галиот прежними и вновь присланными мастерами и мастеровыми и работными людьми».
 
Так была поставлена точка в недолгой, но знаковой судьбе Сясьской верфи — колыбели русского Балтийского флота.

13-11-2017, 12:54
В Таиланд прибыл отряд кораблей Тихоокеанского флота
27-11-2016, 14:35
Грозный авангард флота: три столетия морской пехоты
15-10-2016, 16:37
Россия отправляет в Средиземноморье ...

Добавьте комментарий

  • Смайлы и люди
    Животные и природа
    Еда и напитки
    Активность
    Путешествия и места
    Предметы
    Символы
    Флаги
Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Наверх