Как будет гореть закупленный втридорога американский уголь в
печах украинских ТЭС, пока не известно. Зато в СМИ появилась информация о том,
кто же и насколько «нагрел руки» на транспортно-экспедиционном обслуживании этого
угля уже сейчас.
В июне этого года состоялся тендер на
транспортно-экспедиционное обслуживание 700 тысяч тонн импортного угля в
украинских портах Черного моря. Согласно опубликованным данным в системе
ProZorro, заказчиком тендера выступало ПАО «Центрэнерго», а победителем стала
компания ООО «Экскомсервис». Цена сделки составила 156,73 млн грн, что в
пересчете составляет около 8,5 долл за тонну. По оценкам экспертов, такая цена
примерно в два раза превышает средние цены на эту услугу в данном регионе. Другие
экспедиторские компании назвали цену на услуги по обработке грузов в портах
4,2-5 долларов США за тонну.
Компания-счастливчик, победившая в тендере, удивительным
образом выигрывает уже не в первый раз, выставляя цену, в два раза выше
рыночной. Первый раз «Эскомсервис» выиграл тендер на транспортно-экспедиционное
обслуживание импортного угля в мае 2016 года, обойдя своих конкурентов всего на
1%. Тогда сопровождение груза стоило 284 гривен, то есть 11,24 долларов за
тонну. В августе 2016 года эта чудо-компания заключила еще один договор с
«Центрэнерго» на обслуживание 640 тысяч тонн импортного угля на сумму 143,04
млрд грн, что на то время соответствовало 8,7 долл за тонну. Эти данные
опубликовало издание «Экономическая правда».
Кто же эти успешнейшие бизнесмены, талантливейшие
топ-менеджеры, которые смогли совсем новую на рынке компанию моментально
сделать самой достойной и высокооплачиваемой среди всех конкурентов? Это
настолько прекрасная компания, что государство даже готово платить ей двойную
цену из казны.
«Экскомсервис» был основан гораздо раньше, чем о его
существовании услышали. С 2011 года никому не известная фирма принадлежала
некоему Богдану Штонде из Винницкой области, владеющему также ООО «Жадковский
лабрадорит». Однако несколько собеседников, которые занимаются экспедиторскими
услугами, и источник в Мининфраструктуры подтвердили изданию «ЭП», что сейчас
компанию «Экскомсервис» использует угольный бизнесмен Виталий Кропачев.
Виталий Кропачев - бывший депутат Донецкого облсовета,
бизнесмен из Тореза, который обладает большими угольными логистическими
компаниями. В его собственность перешли три угольноперерабатывающие фабрики
Александра Януковича - "Украина", "Комсомольская" и
"Россия". Кропачева считают приближенной особой к одиозному Антону Геращенко.
Виталий Кропачев известен также как основатель карательных
«добровольческих батальонов» «Украина» - позже «Шахтерск» и «Торнадо». Запутанный
клубок переплетений «донецких» и «винницких», «патриотических порывов» и
беззастенчивого грабежа бюджета на миллиарды.
Для сравнения «выгоднейшей сделки века» по покупке американского угля, издание опубликовало и другие цены на импортный уголь для Украины.
Так, энергохолдинг «ДТЭК» Рината Ахметова закупает уголь из
своего шахтоуправления «Обуховская» в России по цене 95 долларов за тонну с
учетом доставки на ТЭС Украины.
До начала «патриотической» блокады цена угля, поставляемого Луганской и Донецкой народными республиками, составляла 30-70 долларов за тонну.
Так для чего и кому нужна была эта «блокада»? Ответ
очевиден.
Ника Апрельская