Новые санкции против Республики Беларусь. Основные выводы:

1. ЕС идет на серьезную эскалацию санкций. Фактически вводятся секторальные ограничения, причем весьма серьезные.

 

2. Наиболее чувствительными будут запреты на торговлю нефтепродуктами. Их доля в экспорте РБ велика (по данным banki24.by порядка 17,6% на 2019 г.). Объем их экспорта в ЕС по данным Ъ от 26.05.21 составлял порядка миллиарда долларов, хотя на эту цифру повлияла эпидемия COVID-19.

3. В теории белорусские нефтепродукты можно поставлять в ЕС через Украину. Посредники на Украине наверняка потирают руки и ждут сверхприбылей. Однако Украина обычно присоединяется к режимам санкций ЕС. Большой вопрос, насколько рабочей окажется такая схема. Другой вариант - поставки через Россию. Но и здесь есть свои риски. Покупатели в ЕС могут опасаться принудительных мер стран-членов вплоть до уголовных дел. Хотя ЕС, в отличие от США, отладить машину принуждения к выполнению своих санкций пока не успел, уголовные дела уже были. Тем более, что задача такой отладки евробюрократией поставлена. Россия сама является санкционной юрисдикцией. Брюссель вполне может принять меры против российского реэкспорта запрещенных белорусских товаров.

4. Остальные запреты тоже неприятны, хотя их влияние еще предстоит конкретизировать. Очевидно, что запрет на торговлю отдельными видами удобрений также может быть болезненным. Доступ на рынки капитала ЕС - новость нехорошая. Оппозиция стран-членов ЕС в отношении РБ в институтах развития, по всей видимости, не смертельна. Но в условиях пандемии ее вряд ли можно назвать подарком.

5. Запреты на товары двойного назначения ожидаемы. Тем более, у вопроса есть своя история. Проблемой может стать широкая интерпретация этого понятия отдельными странами-членами. Об этом, в частности, говорит российский опыт.

В общем, ЕС наращивает давление. Перекрываются ключевые каналы модернизации белорусской экономики с "западного фланга". Возможное (и скорее всего, неизбежное) падение уровня жизни чревато ростом социальной напряженности и создает риски для политической системы.

Очевидно, что ставка теперь делается на бескомпромиссную и жесткую борьбу с действующим президентом РБ. Он может попытаться пойти на уступки с целью снижения санкционного давления. Но Брюссель наверняка потребует теперь значительно более масштабных реформ, чреватых серьезными внутриполитическими последствиями.

Для России ситуация скорее неблагоприятна. Острее станет вопрос помощи РБ. Россия вряд ли будет полностью компенсировать белорусские потери, хотя смягчить удар в краткосрочной перспективе сможет. Но вот в долгосрочном плане такая модель может дать сбои. А санкции как раз и рассчитываются на долгосрочный эффект. Повышаются риски политической дестабилизации в стране-союзнике с риском последующего обострения отношений России с ЕС и другими западными странами.

Вернуться назад