Отношения Киева и Минска вступили в новую стадию ухудшения – на этот раз речь идет о полноценной торговой войне. Украина рискует лишиться важнейших белорусских товаров и потерять рынок сбыта для собственной продукции.
Насколько критично две страны зависят от торговли друг с другом, в чем причины текущего кризиса и почему в происходящем Киев может винить только себя?
В минувшую пятницу Белоруссия огорошила Киев новостью: «По оперативной информации Беларусь ввела режим индивидуального лицензирования на импорт ряда украинских товаров: кондитерские изделия, шоколад, соки, пиво, плиты ДСП и ДВП, обои, туалетная бумага и упаковка, кирпич, керамическая плитка, стеклянные ампулы, сельхозтехника для посева, стиральные машины и мебель», – перечислял в своем Facebook-аккаунте замминистра экономического развития Тарас Качка.
Тут же в украинских СМИ понеслись звонкие заголовки: «Беларусь сделала шаг к торговой войне с Украиной», в Минэкономики Украины обвинили Минск в необоснованных и дискриминационных действиях. Отдельные украинские СМИ даже успели обвинить Белоруссию в отказе поставлять на Украину бензин марки А-95, хотя на самом деле сокращение поставок вызвано ремонтными работами на Мозырском НПЗ (о проведении которых говорилось еще в начале года).
Впрочем, фраза «торговая война» уже прозвучала. И тут Украину ожидает неожиданное открытие: торговая война с Белоруссией идет уже больше года. Причем развязала и ведет ее именно Украина.
Начнем с того, что Белоруссия и Украина являются друг для друга важными торговыми партнерами. По объему экспорта Украина для Белоруссии – на втором месте после России. Сама Украина продает в Белоруссию не так уж и много (на 1,5 млрд долларов в 2020 году), и по этому показателю Минск не входит даже в первую десятку внешних рынков для украинских товаров. Однако северный сосед важен Украине не столько как рынок, а как поставщик бензина, дизельного топлива, битума (знаменитое дорожное строительство Зеленского – в основном белорусский битум), удобрений. Это группа товаров, по которым Белоруссия для Украины – ключевой поставщик.
Взять тот же бензин. Регулярные ремонты Мозырского НПЗ каждый год вызывают на Украине всплеск стоимости автомобильного топлива. Если же представить, что этот поток бензина исчез, остановился навсегда – для Украины это равносильно транспортному коллапсу. В 2020 году Белоруссия поставила на Украину более 850 тыс. тонн бензина (40% рынка). Объем поставок дизтоплива еще больше – 2,3 млн тонн. И хотя тут доля рынка меньше (27%), эти поставки даже важнее. Дело в том, что половину потребляемого бензина Украина худо-бедно производит сама. А вот дизтоплива Украина производит только 1,1 млн тонн из потребленных в 2020-м 8,5 млн тонн. К тому же это лучший показатель за предыдущие 10 лет.
Еще один важный момент – поставки электроэнергии. В 2019 году они превысили 2 млрд кВт·ч, а в энергобалансе на 2020 год Украина и вовсе закладывала 4 млрд. Электростанций у Украины хватает, но есть нюансы. Во-первых, дешевая энергия нужна металлургам. Во-вторых, Украина в последние годы сильно нарастила долю возобляемых источников энергии (ВИЭ) в энергобалансе – и выкупать эту энергию государство обязано. Но работа ветряков и панелей зависит от погоды, к тому же стоимость этой энергии крайне высока (сегодня – 0,14 евро/кВт·ч, а в 2019-м – 0,16 евро). Ее нужно чем-то балансировать – и импорт из Белоруссии позволял это делать.
Наконец, с 2014 года Белоруссия стала для Украины посредником в отношениях с Россией. И речь не только о Минской переговорной площадке. Минский аэропорт стал для украинцев воздушными воротами в Россию после введенного Украиной запрета на прямое авиасообщение. Через Белоруссию шла и торговля. Часть украинского экспорта после запрета на поставки продовольственных товаров в Россию продолжала идти через Белоруссию. В обратном направлении шел уголь, удобрения (после введения эмбарго на импорт российских удобрений часть поставок шла контрабандой, часть – через Белоруссию). Не все из этого устраивало Киев. Однако даже у Петра Порошенко хватило ума не ссориться с Минском.
Зеленский поначалу сохранял эту линию поведения. Осенью 2019 года в Житомире состоялся II Форум регионов Белоруссии и Украины (первый в 2018 году проходил в Гомеле), стороны декларировали расширение торговых связей. Рабочие группы Минэнерго обеих стран обсуждали увеличение пропускной способности магистральных ВЛ.
Вместо этого с начала 2020 года Украина принялась вводить антидемпинговые пошлины и спецпошлины на белорусскую продукцию: газосиликат, соль, лампы накаливания, спички, автобусы, арматуру. Да, то же самое делали и другие соседи Белоруссии – в ответ на поствыборный политический кризис в Минске. Однако они начали давить на Белоруссию в рамках санкций. Тогда как Украина вводила пошлины раньше – большая их часть вводилась еще до августа 2020 года.
Второй по величине внешний рынок, крупные поставки с/х и муниципальной техники, программы на покупку этой техники в украинских банках (лизинг, частичная компенсация кредитной ставки Минпромом РБ), причем частично эта техника собирается на территории Украины. Наконец, Украина остается потенциальным потребителем белорусской электроэнергии – если не сегодня (в конце мая Украина ввела запрет на импорт до 1 октября), то в средне- и долгосрочной перспективе: новых АЭС Украина не строит, а действующие выработают свой ресурс к 2035-2040 годам.
Поэтому вопрос введения санкций Украиной особо не педалировался, а белорусская сторона надеялась его урегулировать. В 2020 году на Украину приезжала делегация Минпрома РБ, готовился III Форум регионов Белоруссии и Украины, ожидалось, что на него приедут президенты обеих стран. Проходили заседания белорусско-украинской рабочей группы высокого уровня по вопросам взаимной торговли.
Однако в октябре вместо III Форума регионов Украина присоединилась к санкциям ЕС в отношении Белоруссии. А война из торговой превратилась уже в торгово-дипломатическую. Один из последних примеров – недавняя отмена результатов тендера на закупку автобусов во Львове. Мэр города Андрей Садовый поручил провести новый конкурс, не допустив к нему белорусского производителя. К слову, еще в 2018 году Садовый признавал, что львовские автобусы дороже белорусских.
Последнее в Минске Украине даже простили бы. Возможно. И если бы это было единственным недружественным шагом за последние полтора года. Однако Украина включилась в работу по изоляции Белоруссии гораздо раньше и даже до попытки августовского госпереворота. Поэтому введение лицензирования украинского импорта – не просто логичный шаг. Вместо удивленно вскинутых бровей, классического «А нас за що?» и лепета о необоснованных и дискриминационных действиях, Украине следовало бы «...на себя оборотиться». И понять, что Белоруссия и так слишком долго терпела выходки и хамство своего южного соседа.