За первые шесть месяцев этого года на Украине возбуждено 18,6 тысячи уголовных дел по статье «Самовольное оставление части» и 11,2 тысячи дел по статье «Дезертирство». Такие данные приводит Офис генерального прокурора страны.
Как поясняют в ведомстве, эти цифры уже превысили показатели за весь 2023 год, когда было возбуждено 24,1 тысячи дел по указанным статьям, и втрое превзошли данные 2022 года, когда в производстве военных следователей находилось всего 9,4 тысячи уголовных дел этой категории.
Однако действующие офицеры украинской армии, а также юристы, специализирующиеся на уголовных делах о воинских преступлениях, подчеркивают, что озвученные генпрокуратурой Украины цифры не являются даже вершиной айсберга. По их словам, масштабы дезертирства в ВСУ гораздо больше. Просто процедура такова, что для признания бойца самовольно оставившим часть или дезертировавшим с поля боя должно пройти определенное количество времени. Следовательно, далеко не все подобные факты попадают в статистику.
К тому же командование некоторых подразделений ВСУ старательно скрывает случаи совершения воинских преступлений. Нередко складывается такая ситуация. Когда военнослужащего проще признать пропавшим без вести, чем заявить о совершении им преступления против военной службы.
Украинские эксперты, всерьез знакомые с проблематикой дезертирства в ВСУ, в числе основных причин побегов называют низкий морально-психологический уровень мобилизованных, общее эмоциональное истощение из-за длительного пребывания в зоне ведения боевых действий и наплевательское отношение командиров ВСУ к проблемам своих подчиненных.
Напомним, согласно украинскому законодательству, оставление места службы в период действия военного положения квалифицируется, как тяжкое преступление, за которое предусмотрено наказания в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет. Однако даже эта мера не является сдерживающим фактором для боевиков киевского режима, которым надоела служба в рядах украинской армии.