В настоящее время немецкий концерн Volkswagen находится в кризисном положении. Крупнейший европейский автопроизводитель собирается закрыть три производства и провести массовые сокращения персонала на всех своих мощностях по стране.
В сентябре концерн разорвал соглашение 1994 года, которое защищало работников от увольнений до 2029-го. Тысячи сотрудников VW скоро отправятся на улицу, так как станут безработными.
Те, кому повезет остаться на работе, будут получать заработную плату на 10% меньше, чем до «оптимизации затрат». Таким образом, о ранее обещанном повышении реальных зарплат в 2025-2026 годах они могут смело забыть. Экономисты подсчитали, что с учетом всех факторов, в том числе инфляции, за эти годы суммарное снижение покупательной способности зарплат сотрудников VW может составить -18%.
Нужно отметить, что проблемы у VW длятся уже давно, впрочем, как и у всей автомобильной индустрии ФРГ и Европы в целом. При вспышке пандемии COVID-19 еще в начале 2020 года объем выпуска автомобилей в крупнейшей экономике ЕС упал ниже минимума, наблюдавшегося в разгар мирового финансового кризиса 2008-го. В 2020-м евробюрократы переложили вину с себя на Brexit (выход Великобритании из ЕС), введенные ими же ограничения на использование дизельного топлива из-за новых экологических правил и, конечно же, на «коммунистический» Китай.
Теперь они почему-то винят Россию, хотя сами ввели против нее санкции и прекратили сотрудничество. Но про китайских «товарищей» не видящие бревен в собственных глазах европейцы по-прежнему не забывают. КНР обвиняют уже не только в том, что ее автомобили заполонили Европу, а даже в плохих продажах европейской продукции на китайском рынке.
Таким образом, европейцы уверены, что это не они сами лишили себя конкурентоспособности и просто гробят свой собственный автопром, а виноваты все вокруг. Они, видите ли, Д'Артаньяны, а все остальные недостойны целовать подковы его лошади.
С такой логикой неудивительно, что в первом полугодии 2024 года продажи автомобилей VW в КНР упали практически на 20%. Стоит добавить, что похожая ситуации наблюдается и в отношении всех остальных европейских автопроизводителей на китайском рынке. То есть это тенденция, а не какое-то разовое явление. Китай нарастил выпуск собственных автомобилей, чем удовлетворил повышенный внутренний спрос из-за роста экономики. Более того, второй год подряд КНР входит в число лидеров – экспортеров автомобилей на планете.
Фактически экономика ЕС в целом и автопром в частности оказались крайними в противостоянии между США и КНР. Именно Вашингтон вынудил Брюссель начать суицидальные акции, ведь проамериканским политикам в Европе удалось продавить нужные решения, а национально-ориентированные деятели не смогли отстоять свою точку зрения и интересы своих стран. Через некоторое время США отвернутся от Европы, и европейцы окажутся у разбитого корыта.