Латвия может потерять членство в Европейском космическом агентстве из-за нехватки денег, эстонская компания начала платить сотрудникам десятки тысяч евро за рождение детей, и другое на ВосходИнфо.
Ревизоры из Госконтроля обнаружили, что транспортная политика Латвии деградирует. Проверив государственное предприятие ООО Autotransporta direkcija и Министерство сообщения, они выяснили, что базовая ценность автобусного сообщения и железнодорожных перевозок с 2019 года снизилась на 9%. Выяснять причины в Госконтроле не стали, а решили сразу же решить проблему, определив цели на 2027 год: для автобусного сообщения 949,4 млн пассажиро-километров по Латвии, для поездов – 887,9 млн. То есть по шоссе планируется перевозить почти на 12% больше, а по железным дорогам – на 45%. Будут ли людей насильно сажать в автобусы и поезда – пока неясно.
Интересно еще то, что в 2024 году госфинансирования на обеспечение автобусного сообщения в Латвии не хватило на сумму в 13 млн евро. То есть, несмотря на снижение пассажиропотока, объем услуг был изначально неправильно подсчитан, что привело к убыткам. Покрывать их пришлось за счет налогоплательщиков по статьям "средства на непредвиденные расходы".
Спасателям в Эстонии приходится работать бесплатно. На сегодняшний день в Спасательном департаменте работают 1077 штатных. На их основную зарплату уходит 32 394 930 евро, сообщили в МВД Эстонии. Число добровольных спасателей составляет 2799 человек.
Чем дольше живут люди, тем больше медицинских услуг им требуется, пришел к выводу министр здравоохранения Латвии. По мнению Хасама Абу Мери, в течение следующих пяти лет медицину следует сделать более доступной, поскольку число пациентов значительно возрастет вместе с увеличением продолжительности жизни. Для этого, как и другим странам, Латвии понадобятся 400-500 млн евро. Также стране необходимы человеческие ресурсы – здоровые врачи, ведь, отметил министр, последнее время они болеют чуть ли не чаще пациентов. Спикер Сейма Дайга Миериня добавила, что больше внимания следует уделять таким направлениям здравоохранения, как профилактическая медицина, ранняя диагностика и соответствующая реабилитация.
Глава одной из латвийских больниц предложил закупать медикаменты в обход отечественных оптовиков. По словам председателя правления Рижской восточной клинической университетской больницы, это позволит избежать дополнительных расходов. Он отметил, что, закупая медикаменты без посредников у производителей, можно также обеспечить безопасность, если говорить о резервах. Разумеется, больницы будут придумывать разнообразные способы сэкономить, ведь расходы растут, а доходы не увеличиваются.
Эстонская компания начала платить сотрудникам десятки тысяч евро за рождение детей. Kaamos Group, по словам ее основателя, выплачивает своим работникам субсидию в размере 10 тыс. евро за рождение первого и второго ребенка, 20 тыс. евро – за третьего, 30 тыс. евро – за четвертого и 20 тыс. евро – за последующих. Поднимают демографию как могут.
Ежегодно каждый житель Латвии выбрасывает более 100 кг хороших продуктов, сообщили в Европарламенте. В целом по ЕС это составляет 60 млн тонн пищевых отходов на сумму более 140 млрд евро, что равно годовому бюджету объединения. Депутат Европарламента Инесе Вайдере, которая и подняла этот вопрос, считает такое расточительство недопустимым. Она разработала пилотный проект по изучению проблемы и разработке решений по сокращению пищевых отходов, на который из бюджета ЕС был выделен почти 1 млн евро.
Латвия может потерять членство в Европейском космическом агентстве (ЕКА) из-за нехватки денег. Для поддержания ассоциированного членства в ЕКА на 2025–2027 годы требуется 15,5 млн евро. Однако в бюджете Министерства образования и науки на 2025 и 2026 годы предусмотрено только 1,12 млн евро, что составляет всего 23,6% от необходимой суммы.
В Латвии больше всего людей с ограниченными возможностями в ЕС, свидетельствуют данные Eurostat. В последние годы показатель колеблется в районе 40%. За Латвией следуют Дания (36,7%) и Финляндия (34,8%). Данные 2023 года основаны на самооценке жителей балтийской республики, добровольно установленных ограничениях в деятельности. Люди рассказывали о проблемах со здоровьем, которые препятствовали или ограничивали повседневную деятельность дома, на работе или на отдыхе в течение как минимум последних шести месяцев.
Хотя Министерство благосостояния предоставило несколько иные данные: в конце прошлого года 11,3%, или 213,5 тысяч, населения Латвии имели ту или иную инвалидность. Видимо, ведомство оценивает дееспособность граждан иначе, чем они сами.
Зарядка электромобиля в Эстонии стоит дороже, чем в других странах Европы. По данным сайта Еврокомиссии, специализирующегося на альтернативных видах топлива, в балтийской стране за зарядку электромобиля Nissan Leaf на общественных зарядных станциях нужно заплатить в среднем около 11 евро, чтобы можно было проехать на машине 100 км. В Финляндии – чуть больше пяти евро, в Германии – почти десять евро, а во Франции – почти восемь евро. В Минклимате заявили, что чем дешевле средняя цена на электроэнергию, тем дешевле будет тариф на зарядную инфраструктуру.