Языческое общество было неистово развратным, и для того, чтобы сохранить красивую дочь для выгодного брака, Диоскор практически запер ее в богатом поместье. Здесь прекрасная девица изучала науки при помощи домашних учителей. Постигая красоту и сложность окружающего мира, она пришла к познанию его Божественной основы и осознала суетность язычества, была просвещена благодатию Святого Духа.
В языческом обществе девушки и женщины не принадлежали себе, а были собственностью сначала отца, а потом мужа. Диоскор был немало удивлен отказу дочери вступать в брак, но поначалу решил, что тому причиной затворническая жизнь Варвары. Подумав, что общение со сверстницами подвигнет ее к нужному решению, несколько ослабил контроль. И это было промыслительно, т.к. Варвара познакомилась с христианами, приняла крещение и еще более укрепилась в своем решении о безбрачии.
* * *
Так началась вечная жизнь святой великомученицы Варвары. Спустя всего два столетия, ее мощи были перенесены в Константинополь. В XII веке состоялся брак княжны Варвары, дочери византийского императора Алексея Комнина, с русским князем Михаилом Изяславичем. Царственная невеста и привезла мощи своей небесной покровительницы в Киев.
Среди православных утвердилось мнение, зафиксированное в «Житиях святых» святителя Димитрия Ростовского, о том, что мощи святой великомученицы Варвары привезла, выйдя замуж за Михаила-Святополка, дочь византийского императора Алексия Комнина по имени Варвара, а при разорении Киева монголами в 1240 году святыню сокрыли «под ступенями столпа каменного, ведущего на верх церкви». Характерно, что в 1888 году под остатками винтовой лестницы на полати действительно был обнаружен тайник.
Немалый интерес представляют и сохранившиеся описания святыни.
Так, немецкий посол Эрих Лясота оставил свидетельство, датированное 1594 годом, что в главном храме монастыря [Михайловского] «по левую сторону лежит в деревянном гробу тело святой девы Варвары, молодой невзрослой девушки, лет около 12, как можно заключить по длине ее. Оно еще нетленно и покрыто тонким полотняным покрывалом до ног, которые не прикрыты. Я к ним прикоснулся и нашел их твердыми и нетленными. На голове у нее деревянная вызолоченная корона». Описание Гийома Левассера де Боплана (1650 год) гласит, что в обители «показывают мощи великомученицы Варвары».
В 1654 году Михайловский монастырь посетил патриарх Антиохийский Макарий, направляясь в Москву. Его сын и спутник архидиакон Павел Алеппский записал, что в северном нефе храма стоит «красивая рака с мощами святой Варвары Илиопольской». На обратном пути в 1656 году владыка Макарий и отец Павел вновь посетили обитель: «Здесь мы присутствовали за обедней в приделе святой Варвары Илиопольской, ибо они празднуют воспоминание перенесения ее мощей из Константинополя в этот город [Киев]. Когда в первый раз мы прикладывались к мощам этой святой, то думали, что она – одна из новых святых Московии, но теперь, услышав чтение ее синаксаря, поняли, что здесь именно святая Варвара мученица Илиопольская. Тело молодой девицы с маленькими ножками и ручками. Недавно устроили для нее прекрасную раку из черного дерева, обложенную серебром. По просьбе нашего владыки патриарха, архимандрит дал ему частицу от ребра ее».
В начале 90-х годов этот собор был захвачен раскольниками, а мощи святой великомученицы Варвары оказалась у них в пленении. Восстановленный Михайловский монастырь, в котором изначально находились мощи великомученицы, распоряжением украинских властей также отдан раскольникам.
Сегодня с особой надеждой звучит тропарь великомученице: «Варвару святую почтим: вражия бо сети сокруши и, яко птица, избавися от них помощию и оружием Креста, всечестная».